Юрий Павловец: Белоруссия и Россия должны совместно решать вопросы товарного транзита
Как и следовало ожидать, в стремлении действовать жестко по отношению к своим оппонентам, Россия заявила о том, что готова усилить контроль за продуктами, проникающими на ее территорию и, в первую очередь, со стороны Белоруссии. Россельхознадзор ввел с 7 декабря на границе между двумя странами дополнительный фитосанитарный контроль, при котором необходимо подтверждение подлинности сертификатов для некоторых видов подсанкционной продукции.
Это было сделано для того, что перекрыть контрабандные схемы поставок и предотвратить их появление в будущем. Последнее может быть особенно актуальным, если учитывать, что с 1 января 2016 года значительная часть украинской и некоторые виды турецкой продукции фактически окажутся под запретом в РФ. По словам пресс-секретарь Россельхознадзора Ю. Мелано, все, что вызывает сомнение, не будет допущено на территорию России: «Будем разворачивать машины с продуктами обратно на территорию Белоруссии».
Интересно то, что помогать российской стороне официально согласились и белорусы, которые неоднократно заявляли о том, что делают все возможное, чтобы контролировать контрабандные потоки и пресекать схемы реэкспорта в Россию. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии уже заявило о том, что республика усилит контроль по фитосанитарному и ветеринарному направлениям на границе с Российской Федерацией. По словам начальника главного управления внешнеэкономической деятельности ведомства Алексея Богданова, во время встреча министров сельского хозяйства Белоруссии и России стороны договорились о взаимодействии ветеринарных и фитосанитарных служб двух стран в связи с принятием Россией специальных экономических мер в отношении Турции: «Мы договорились более тесно взаимодействовать в этом вопросе, а также дали гарантии, что усилим приграничный контроль по фитосанитарному и ветеринарному направлениям для недопущения незаконного реэкспорта в соседнюю страну попавших под режим специальных санкций товаров». Данное заявление звучит весьма обнадеживающее, но в действительности существует множество факторов, которые могут помешать его реализации на практике.
В первую очередь необходимо помнить, что сегодня Белоруссия заинтересована в том, чтобы через ее территорию осуществлялся как можно больший транзит различных грузов. Для этого республика делает все возможное, периодически не заботясь даже об интересах своих ближайших партнеров. Например, рассчитывая стать одним из узловых центров в китайском проекте «Новый шелковый путь», Минск уже стал ориентироваться на западных партнеров и Пекин. В тоже время интересы России постепенно уходят на второй план. Для подтверждения можно привести хотя бы тот факт, что Белоруссия стала активно развивать свое сотрудничество в области транзита с Украиной, Литвой, Латвией и Польшей, интересы которых, как известно, весьма далеки от российских. Так, железнодорожники Белоруссии и Польши планируют окончательно согласовать запуск нового контейнерного поезда «Волот», который будет курсировать в сообщении порт Гданьск – Беларусь и далее. Литва и Латвия, экономика которых напрямую зависит от белорусских товаров и товаров, следующих транзитом через территорию республики в их порты, также готовы предоставить возможность белорусам принять участие в проектах организации товарных потоков из ЕС в Тихоокеанский и Азиатский регионы. В частности, через Белоруссию направлен международный маршрут мультимодального контейнерного поезда «Викинг», который соединяет Балтийское и Черное моря и уже готов влиться в новый проект ТРАСЕКА (Европа-Кавказ-Азия). С открытием в Клайпеде нового интермодального терминала появилась дополнительная возможность использовать контейнерный поезд «Шештокай-экспресс», для транспортировки грузов в центр Европы. К тому же белорусов приглашают поучаствовать и в проекте «Рейл-Балтика», который способен перенаправить белорусские транзитные грузы через Каунас на польский вектор, Клайпеду или на север и юг.
Подобных проектов существует еще несколько, и все они, так или иначе, соприкасаются с белорусскими интересами, но, к сожалению, не всегда интересны России, оставляя ее сторонним наблюдателем. Например, Белоруссия вполне может в будущем поучаствовать в продолжении маршрута из Китая в Европу по пути, который разрабатывает созданный Казахстаном, Турцией, Азербайджаном, Грузией и Китаем в конце ноября консорциум по транспортировке грузов в обход России (транспортный маршрут «Китай – Турция – Европа»). Он предполагает, что уже в течение 2016 года несколько тысяч первых контейнеров из Китая направятся сначала через территорию Грузии в Турцию, а затем в страны ЕС. Если к нему присоединится Украина, то вопрос об участии в нем Белоруссии встанет обязательно и вряд ли в Минске решат отказаться.
В таких условиях возникает закономерный вопрос – почему Белоруссия не стремится оказать всецелую поддержку своим российским партнерам и продолжает участвовать в различного рода проектах, цели которых достаточно сомнительны и, как правило, крайне политизированы. Ответ в данном случае довольно прост – Минску нужны деньги, а потому там готовы принимать участие во всем, что может, так или иначе, принести финансовую выгоду. При этом, как считают многие эксперты, белорусы все меньше стали обращать внимание на интересы России и все больше закрывать глаза на идущие через территорию республики контрабандные потоки.
Как известно, главные претензии к Белоруссии со стороны России заключаются в том, что республика за последний год фактически превратилась в перевалочный пункт для запрещенных в России продуктов. По утверждению Россельхознадзора, в 2015 году более 8,7 тысяч тонн сельхозпродукции было реэкспортировано в Россию из Белоруссии по поддельным сертификатам стран происхождения. Было выявлено 417 поддельных фитосанитарных сертификатов, на которые белорусы выдавали разрешающие реэкспорт документы. При этом, только по данным Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений Белоруссии, в 2015 году выявлено 1190 случаев несоответствия сопровождающих грузы фитосанитарных сертификатов (в том числе поддельных). Проще говоря, реальную картину по реэкспорту подсанкционной и иной продукции через территорию РБ представить сегодня крайне сложно.
В Минске на все претензии российской стороны заявляют, что очень трудно отличить белорусское яблоко от польского, или креветку, выловленную на арендованном белорусской компанией траулере, от креветки, поставленной иностранной фирмой в Белоруссию, а затем переупакованной здесь. Тем более к белорусам и вовсе не должно быть никаких претензий, если товар подвергается достаточной степени переработки в республике, так как в этом случае он официально может объявляться белорусским. Правда, по мнению большинства аналитиков, в данном случае белорусы все же лукавят, так как мощности республики по переработке сельхозпродукции ориентированы по большому счету на отечественного производителя и их недостаточно для работы с дополнительным импортным сырьем. Это значит, что через Белоруссию действительно идет поток санкционной продукции, а белорусские органы управления в погоне за прибылью закрывают на это глаза. Более того, исходя из нынешней государственной стратегии развития торговли и транзита в республике, становится ясно, что ситуация в дальнейшем будет только усугубляться.
Сегодня в Белоруссии на официальном уровне озаботились расширением транзитных грузоперевозок при помощи контейнеров. Считается, что контейнерные перевозки из-за их простоты и удобства в будущем будут только расти. И действительно, контейнера весьма быстро перегружаются в портах на грузовые автомобили или железнодорожные платформы и транспортируются дальше. Все это занимает минимум времени, что снижает расходы и ускоряет доставку товаров конечному потребителю. Если приплюсовать к этому, что в развитии контейнерных перевозок крайне заинтересован и Китай, то их будущее выглядит многообещающим, и Белоруссия, конечно, не может оставаться в дали от таких перспектив. Поэтому в республике сегодня быстрыми темпами идет модернизация железной дороги (например, белорусско-литовский проект с участием китайской компании CUECO по электрификации участка Молодечно – Гудогай – Вильнюс) и строятся специализированные логистические терминалы или, как их еще называют, сухие порты. В рамках Программы развития логистической системы в Белоруссии уже функционируют 19 крупных таких центров общей площадью более 370 тыс. кв. м. Это позволило белорусам в прошлом году увеличить объем услуг по обработке транзитных грузов на территории республики, по сравнению с 2013 г., в 4,3 раза (более 175 млрд. руб.). Более того, сегодня руководство страны снова подняло вопрос о необходимости обратить внимание на водные транспортные артерии страны. Например, Министерство транспорта и коммуникаций Белоруссии планирует построить терминальный комплекс на глубоководном участке Днепра в районе поселка Нижние Жары. Считается, что судно, загрузившись на территории республики, по рекам Днепр, Припять, Сож, Березина, Западная Двина, Неман и по Днепровско-Бугскому каналу сможет доставить груз без дополнительных перегрузок в Европу или Азию.
Все вышеперечисленные меры, конечно, делают белорусам честь, так как показывают их стремление стать надежным партнером для всех крупных игроков на Евразийском континенте. Однако все же необходимо напомнить о ложке дегтя в бочке меда, про которую в Белоруссии предпочитают не говорить. Дело в том, что упоминавшиеся выше контейнерные перевозки представляют собой прекрасную возможность транспортировать контрабандные товары, так как проследить за содержимым контейнеров крайне сложно, учитывая их количество и скорость перегрузки. По мнению ряда аналитиков, именно поэтому белорусы и их западные и южные соседи крайне заинтересованы в развитии этого вида транзита. Тем более, если вспомнить, что с 1 января 2016 года Россия еще больше ограничит ввоз на свою территорию продукцию из третьих стран. Те же Турция и Украина вряд ли не воспользуются ситуацией, при которой Белоруссия, являясь членом ЕАЭС и Зоны свободой торговли СНГ, окажется чуть ли не единственными воротами для их продукции на российский рынок. Конечно, обвинять сегодня белорусскую сторону в том, чего она еще не сделала, нельзя, однако, учитывая события последнего года, вряд ли приходится сомневаться в том, что белорусские чиновники в очередной раз не захотят поживиться на проблемах своих соседей. И это уже сейчас представляется довольно серьезной проблемой, о которой прекрасно знают и в Москве. Не случайно же Россия усиливает фитосанитарный и иной контроль на белорусско-российской границе. Будет ли помогать ей на практике Белоруссия, покажет время. Хотя вряд ли стоит ожидать от белорусской таможни каких-либо решительных действий, так как это может определенным образом повредить торговым связям со странами Запада и Украиной, а также сократить транзит через территорию республики.
К сожалению, нынешняя ситуация в области товарного транзита через страны ЕАЭС выглядит довольно непредсказуемо, что можно связать не только с позицией Белоруссии. Например, Астана, которая позиционирует себя как активный участник евразийской интеграции, в борьбе за китайский «Шелковый путь» так же решила защищать лишь свои интересы, что подтверждается ее переговорами о создании транзитных маршрутов в обход российской территории. Все это, в конечном счете, ведет к тому, что Россия, Белоруссия и Казахстан, которые объявили о своем стремлении построить единое торгово-экономическое пространство, постепенно отдаляются друг от друга. Это при том, что в рамках Союза сегодня не решены и другие проблемы. Если в будущем к ним присоединяться противоречия трех стран и по вопросу транзита, это может поставить под прямую угрозу само существование ЕАЭС. Именно поэтому, весь комплекс проблем, существующий в рамках Союза, начиная от схем реэкспорта и распределения торговых маршрутов, и заканчивая формированием единой торгово-экономической политики, должны быть решены уже в самое ближайшее время. Это значит, что Белоруссия просто обязана отринуть свой эгоизм и стать на сторону России, помогая ей в санкционном противостоянии со странами западной коалиции.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.