Юрий Павловец: Белорусско-украинские торговые отношения – реальность и перспективы
Экономические потрясения, которые в том или ином виде происходят во всех странах постсоветского пространства, по мнению абсолютного большинства аналитиков, могут продлиться не один год, так как связаны с проблемами системного характера. В этой связи практически все бывшие советские республики пришли к осознанию того, что в сложившейся ситуации выстоять в одиночку будет практически невозможно. Доказательством этому может служить идущая сегодня волна интеграции, которая должна способствовать укреплению различных взаимосвязей и привлекать к себе все новых участников. Однако, как показывают последние события, не все государства готовы отказаться от политических амбиций в пользу дальнейшего экономического роста.
Не так давно стало известно, что Украина, решившая отказаться от евразийской интеграции, стала инициатором очередного витка напряженности в ее торговых отношениях с Белоруссией. В Киеве было принято решение с 20 января 2016 года ввести пошлину в размере 39,2% на многие товары белорусского происхождения. При этом перечень белорусских товаров оказался довольно внушительным и включил в себя молоко и молочные продукты, масло, сыр, рыбу, крабовые палочки, шоколад и кондитерские изделия, пиво, водку, соль, косметику, стиральные порошки, шины, ткани, бюстгальтеры, носки и колготки, холодильники, трактора, мебель и прочее. При этом формально этот шаг был обоснован ответными мерами на некие «дискриминационные и недружественные действия со стороны Республики Беларусь относительно законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины – предприятий кондитерской и пивоваренной отраслей». По всей видимости, в данном случае речь идет о постановлении белорусского правительства № 666, по которому для всех (!) импортеров вводится процедура получения специальных санитарно-гигиенических сертификатов. На Украине почему-то посчитали, что данная процедура абсолютно не отрегулирована и является дискриминационной мерой по отношению именно к украинским товарам.
Еще в сентябре украинская ассоциация производителей кондитерских изделий «Укркондпром» заявила, что введение в Белоруссии обязательной санитарно-гигиенической экспертизы импорта ограничивает доступ украинских сладостей на белорусский рынок и попросила правительство Украины принять ответные меры. В данном случае хотелось бы отметить, какая именно отрасль больше всех обеспокоилась белорусскими мерами, и какую сегодня в ней роль играет компания президента Украины «Roshen». Правда, чтобы ни у кого не возникло даже желания привязать украинско-белорусский конфликт к интересам П. Порошенко, белорусам припомнили и прошлый год, когда Минск сначала ввел лицензирование импорта пива из-за пределов Таможенного союза (лицензии выдавались только при подписание импортером с белорусской стороной документа о минимальных ценах), а затем и лицензирование импорта отдельных видов макарон, кондитерских изделий и т.п. Тогда Украина ответила вводом 55-60% пошлины на белорусские молочную продукцию, кондитерские изделия, пиво, электролампы накаливания, удобрения, шины, холодильники. Год назад двум странам удалось урегулировать взаимные претензии, а Минску пришлось пойти на уступки.
Сегодня ситуация 2014 года фактически повторяется, а ее суть остается прежней – Украина все еще рассчитывает усидеть на двух стульях одновременно: вскочить в ассоциацию с Европейским союзом и сохранить возможность своих поставок в рамках Зоны свободной торговли СНГ. Учитывая тот факт, что Россия уже официально заявила о введении с 1 января 2016 года эмбарго на украинские товары, у Киева осталась последняя возможность сделать это при помощи Белоруссии. Вот только меры, предпринимаемые сегодня Киевом, выглядят, по меньшей мере, странно. Казалось бы, чего проще – пройти раз в 1-3 года процедуру сертификации, тем более, если продукция соответствует заявленным нормам? Однако, как показывает практика, в Киеве посчитали это чуть ли не личным оскорблением. Причем ответные меры, даже с обывательской точки зрения, не кажутся адекватными и пропорциональными и вряд ли приведут к положительным результатам.
Хорошо известно, что за последние два года структура экономических связей двух стран не претерпела серьезных изменений. Украина по-прежнему остается одним из стратегически важных партнеров Белоруссии, о чем свидетельствуют данные по белорусской внешней торговли. Несмотря на то, что белорусский экспорт в Украину за девять месяцев 2015 года сократился более чем на 43 % (до 1,8 млрд. долларов), двухстороннее сальдо остается для белорусов в плюсе: импорт составил всего 688,2 млн. долларов. Более того, Украина остается третьим торговым партнером Белоруссии после России и Великобритании, занимая 5,9% от всего объема белорусского товарооборота. Причем общая характеристика поставок не меняется уже довольно продолжительное время: в нынешнем году 1,2 млрд. составили нефтепродукты, затем смешанные минеральные удобрения (59,4 млн. долларов) и сжиженный газ (59,1 млн.). Все остальное, в том числе и попавшие под «санкции» товары, имеют весьма скромный вес: шин было продано на 36,3 млн. долларов, тракторов – на 29,9 млн. долларов и т.д. При этом необходимо учитывать, что эти позиции так или иначе не принесли бы белорусам в следующем году особой выгоды – трактора из-за пересмотра бюджетной поддержки сельхозпроизводителей вряд ли будут массово покупаться на Украине, а товары народного потребления уже перестали быть интересны украинцам из-за резкого падения уровня жизни. И в этом, пожалуй, и кроется главная особенность белорусско-украинских торговых отношений и разворачивающегося ныне торгового конфликта.
Как уже указывалось выше, главной экспортной составляющей Белоруссии на Украину являются нефтепродукты, которые в нынешнем постановлении о пошлинах никак не упоминаются. Это означает, что Киев имеет прямую заинтересованность в них и не намерен отказываться от белорусского бензина и дизтоплива. Более того, согласно отчета ЗАО «Белорусская нефтяная компания», в январе-сентябре 2015 года поставки нефтепродуктов на Украину были только увеличены – плюс 15% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом оказалось, что республика из поставленных на внешние рынки 12,6 млн. т. нефтепродуктов 2,2 млн. т. продала именно Украине. И по всей видимости, поставки будут только увеличиваться, так как с октября 2015 года Россия фактически ввела эмбарго на продажу Украине дизельного топлива, с целью не допустить его использования украинскими вооруженными силами. Это только подстегивает белорусов, стремящихся использовать любую возможность увеличить доходность своей торговли. Правда, помогают им в этом и сами россияне, участвуя в сомнительных схемах поставки на Украину дизельного топлива под маркировкой ТДЭ EN590. Как считает большинство экспертов, это топливо производится в России, затем отправляется в Белоруссию, где оно сертифицируется и под маркой ТДЭ перепродается Украине. Таким образом, новое постановление украинской власти вряд ли серьезным образом коснется основой статьи белорусского экспорта, хотя и может повредить иным отраслям экономики республики.
Например, в министерстве сельского хозяйства Белоруссии уже прогнозируют сокращение поставок своих продуктов, так как из-за вынужденного повышения стоимости белорусских товаров почти на 40% они станут абсолютно неконкурентоспособными на украинском рынке. Правда, в данном случае в министерстве признают, что даже и без нововведений белорусским товарам придется сильно потесниться, если с 1 января 2016 заработает ассоциация Украины и ЕС. Аналогичный пессимизм можно наблюдать и в иных министерствах РБ, где прекрасно осознают всю пагубность решений украинского правительства для двухсторонней торговли.
Необходимо отметить, что нынешняя политика Киева не может не вызывать недоумения. Тем более, если учитывать, что руководство южных соседей окончательно избрало путь конфронтации с Россией, от которой напрямую зависит существование целых отраслей украинской экономики. В таких условиях Киев должен всячески задабривать своих белорусских партнеров, которые остались фактически последним мостиком для украинских товаров на российский рынок. Однако этого не происходит. Сегодня и вовсе создается впечатление, что руководство Украины не интересует ничего, кроме военного сотрудничества и поставок в страну топлива, необходимого для проведения своих операций на востоке страны. Все остальное стало отходить на второй план.
По всей видимости, нынешние устремления украинских властей уже давно осознали и в Минске. Иначе сложно ответить на вопрос, почему белорусы в прошлом году пошли на уступки, а в нынешнем практически проигнорировали украинское решение о пошлинах. Конечно, Минск все еще стремится использовать Украину не только как торгового партнера, но и как транзитный коридор: только в 2014 году более 12% белорусских товаров прошли через украинские порты. Однако объяснить покладистость белорусского руководства только одной экономикой не получается. По всей видимости, белорусско-украинские торговые отношения уже вышли за пределы обычной торговли, о чем свидетельствуют многочисленные факты: увеличение количества переговоров на уровне министерств обороны, поставки дизельного топлива для ВСУ, торговля техникой двойного или военного назначения и многое другое.
Если абстрагироваться от политической действительности, можно посчитать, что Белоруссия просто стремится сохранить свои торговые связи с южным соседом. Однако события на Донбассе и непрекращающаяся агрессивная риторика в отношении основного белорусского партнера России заставляют взглянуть на ситуацию по-иному. И при более внимательном изучении вырисовывается довольно интересная картина.
На протяжении последних лет Белоруссия неуклонно расширяла свои связи с украинским военно-промышленным комплексом. Изначально это обосновывалось необходимостью стать посредником между Украиной и Россией. Затем Минск предпринял попытку захватить часть украинского военного рынка. В конечном счете, за 2014 – 2015 годы белорусы смогли добиться довольно неплохих результатов, о которых в государственных СМИ предпочитают не говорить. Например, Оршанский авиаремонтный завод, контрольный пакет акций которого с 2012 года принадлежит украинскому объединению «Мотор-Сич», занялся ремонтом и модернизацией украинской летной техники, в том числе и той, что была повреждена на Донбассе. Этим же фактически занимается и 558 авиаремонтный завод в Барановичах, который восстанавливает и модернизирует находящиеся в ВСУ самолёты СУ-27 и МИГ-29 (в конце 2014 – начале 2015 года украинские СМИ официально сообщили о передаче армии восстановленных самолётов МИГ-29, не уточняя, правда, где они были отремонтированы). Только за прошлый год Белоруссия более чем в 2,5 раза увеличила свою статью дохода по услугам «ремонта и модернизации» для Украины, что еще раз доказывает, где ремонтируется украинская военная техника. Более того, республика по-прежнему продолжает продавать своим соседям комплексы наведения и оптику, двигатели и шасси для артиллерийских и ракетных установок и даже «летательные аппараты». Все это, так или иначе, сегодня используется военными Украины на Донбассе: противотанковый ракетный комплекс «Скиф», системы «ПИОН», Точка-У и т.
Конечно, военно-техническое сотрудничество Украины и Белоруссии можно списать на стремление Минска сохранить свои позиции в данной отрасли, а также попутно обеспечить предприятия своего ВПК достаточным количеством заказов. Однако белорусское руководство не может не понимать, где используется ее техника, и как на это может отреагировать Россия. Более того, нынешняя позиция Минска, где считают, что сегодняшние киевские власти пришли надолго, косвенно способствует нагнетанию обстановки на Украине, что рано или поздно ударит и по самой Белоруссии. В данном случае ситуация довольно проста – чем глубже будет становиться кризис на Донбассе, тем хуже будет экономическая ситуация и во всей стране. Это, в конечном счете, не позволит Киеву в прежних объемах торговать с белорусами, даже если не учитывать грядущее вступление в силу ЗСТ с ЕС, а значит, ударит и по кошельку белорусского государства.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.