Совсем недавно в белорусских средствах массовой информации появилось крайне спорное социологическое исследование, связанное с изучением общественного мнения в Белоруссии. Проводил его, как сказано на сайте организации, «старейший в Беларуси негосударственный исследовательский центр, созданный в феврале 1992 г. группой ученых, журналистов, политиков и бизнесменов» Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Итоги опроса были поданы общественности совсем недавно, хотя сам он проходил в марте месяце. Что же выяснили «независимые» социологи?
Во-первых, оказалось, что «за последние 10 лет национальная идентичность белорусов укрепилась, однако в этом процессе белорусский язык стал играть совсем небольшую роль». Изучив выборочное мнение полутора тысяч человек, социологи отметили, что на вопрос «Чем белорусы отличаются от русских?» 36 % на первое местно поставили культуру и традиции, еще столько же – историю, 24 % - язык и т.д. При этом приблизительно треть от опрошенных и вовсе считают, что «ничем». Исходя из своих исследований, которые подобным образом проводятся НИСЭПИ уже более десяти лет, представители данной организации сделали вывод о том, что белорусы все больше осознают себя отдельной от русских нацией: если «в трех опросах нулевых годов доля респондентов, считающих, что отличий между народами нет, колебалась вокруг показателя в 40%, то в последнем опросе она составила примерно треть». Более того, по мнению института, изменилось и «наполнение» этих отличий: «в опросах 2002-2006 гг. вариантом отличий, набиравшим относительно наибольшее число «голосов», был белорусский язык. В последнем опросе он уступил лидирующую позицию отличиям в культуре, традициях и истории».
Во-вторых, в стране наметилось снижение доли сторонников государственности только белорусского языка и рост приверженцев русского государственного одноязычия. По данным опроса, на вопрос «Если бы завтра состоялся референдум о том, какой язык должен быть в Беларуси государственным, то за какой вариант Вы бы проголосовали?», 14,5 % заявили что только белорусский (в 2004 году около 17%), 13 % – только русский, а за оба языка – 48 %. Тех, кого данный вопрос и вовсе не интересует, оказалось около 20%. Интересно то, что еще 10 лет назад за двуязычие выступало более 71 %, а за русский язык всего лишь 7%. По мнению НИСЭПИ, такая позиция относительно государственности только русского языка, хоть широко и не обсуждается в республике, является «результатом событий в Украине и усилившегося воздействия российских СМИ на настроения белорусов»: «Проблема статуса языков приобрела на фоне событий в Украине более явственное политическое измерение, что привело в смятение часть респондентов. Их «меня это не волнует» – возможно, синоним «я не хочу, чтобы эта проблема создавала повод для волнений».
Данное социологическое исследование, как и его выводы, сегодня выглядит двояко. С одной стороны, оно якобы демонстрирует определенные изменения в общественном сознании белорусов, а с другой – является очередным доказательством тому, что в настоящее время многим хочется сделать все возможное, что бы отделить белорусов от русских и, в конечном счете, противопоставить их славянскому единству.
Необходимо отметить, что в Республике Беларусь действительно наблюдается ряд процессов, которые свидетельствуют о постепенном изменении как политики государства, так и простых граждан по отношению к месту и роли белорусов в мировой истории. Однако это совсем не говорит о том, что в массовом сознании крепнет идея своей особенности и оторванности от славянского мира. Конечно, в стране идут различные национальные процессы, в основе которых лежит понимание самоидентичности и неповторимости белорусов. Более того, в ряде случаев и само понятие «белорус» растворяется в новых идеологемах, которые поддерживаются небольшим количеством местной националистически настроенной интеллигенции. Например, идея «литвинства» и того, что белорусы это потомки жителей Великого княжества литовского, которое не только не дружило, но и постоянно вело войны с Московским княжеством, а значит, не может считаться частью Русского мира. По словам председателя оргкомитета по созданию общественного объединения «Краёвае згуртаванне літвінаў» (что-то на подобие Объединение литвинов края) А. Стрельцова-Карвацкого, практически все люди, которые считают себя литвинами «относят себя к западной традиции, частично религиозной, частично общесоветской, и считают, что страна, которая теперь называется Беларусь, принадлежит к европейскому культурному кругу»: «Быть литвином – это следовать старой литовской традиции, причем не только формально, но существенно себя менять, избавляться советских привычек, усвоить соответствующие манеры обращения и так далее».
Однако подобные организации сегодня все еще крайне малы и не могут иметь серьезного влияния на общественное мнение. В отличие от широко тиражируемых различных социологических опросов, исследований и прочего, которые сами по себе призваны вбить клин между Россией и Белоруссией и создать иллюзию того, что нынешние граждане республики куда ближе к западной культуре, нежели к тому, что принято называть Русский миром. Более того, само это понятие уже довольно серьезно извращено белорусскими националистами. Сегодня в стране не говорят о том, что Русский мир это не просто и не столько идеология, сколько пространство естественного исторически сложившегося расселения русскоязычных народов, которые идентифицируют себя как люди, принадлежащие к русской культуре. В Белоруссии, на волне борьбы с данным термином на Украине и прочих постсоветских республиках, к нему стали относиться с определенной долей скепсиса, считая, что в его основе лежит желание Москвы воссоздать империю, собрав туда все страны бывшего соцлагеря. И такое отношение к Русскому миру только подогревается Европой, которая делает все, чтобы придать как можно более негативный оттенок всему, что связано с Россией.
Именно в таком ключе разрабатываются и проводятся социологические опросы, интервью и прочие исследования так называемых «независимых организаций», которые в массе своей зарегистрированы за рубежом и находятся на финансировании США и их европейских союзников. Достаточно посмотреть на то, кто финансирует тот же НИСЭПИ, что бы понять всю провокационность их деятельности и тех вопросов, которые они включают в свои соцопросы. Так, сам по себе Независимый институт социально-экономических и политических исследований в настоящее время зарегистрирован как общественное учреждение в Литве и финансируется зарубежными и международными организациями, так как в 2005 году по решению Верховного Суда Республики Беларусь он был официально ликвидирован.
егодня это литовское общественное учреждение, которое представляет точку зрения белорусской прозападной оппозиции. Формально НИСЭПИ находится на самофинансировании, которое осуществляется за счет грантов зарубежных и международных фондов и организаций, предоставляемых под различные проекты, среди которых: «Роль массмедиа в демократизации общества», «Развитие белорусской нации при переходе от тоталитаризма к демократии», «Развитие рабочего движения, формирование общественных лидеров», «Преодоление антирыночных стереотипов в переходном обществе», «Повышение роли независимых социальных исследований и экспертных сетей», «Укрепление проевропейских ориентаций в Белоруссии» и прочее. Сами названия проектов уже говорят о многом. Более того, в числе международных партнеров НИСЭПИ такие организации, как Всемирный банк, Фонд Евразия (Вашингтон), Институт открытого общества (Нью-Йорк), Фонд Джона и Кэтрин МакАртуров (Чикаго), Вестминстерский Фонд (Лондон), Международный Республиканский институт (Вашингтон), Совет Европы, Фонд PONTIS (Братислава), Центр международного частного предпринимательства (Вашингтон), Европейская комиссия (Брюссель), Информационная служба США, Центр социальных и экономических исследований (Варшава) и так далее. Причем значительная часть из вышеназванных организаций, например IRI (Международный Республиканский институт), и вовсе контролируются ЦРУ.
В этой связи становится абсолютно понятно, что главной целью исследований подобных тем, что проводит НИСЭПИ, является не научные изыскания, а постепенное формирование в белорусском обществе антироссийского настроения. Чего только стоят «итоги» различных предыдущих опросов. Например, в прошлом году институт утверждал, что по итогам их соцопроса, на гипотетическом референдуме об объединении России и Белоруссии в середине 2014 года за такую идею проголосовали бы 29,3% белорусов, в то время как доля жителей республики, желающих интеграции своей страны в Европейский союз, составила бы 30,2%. При этом за дальнейшее экономическое сближение с ЕС высказываются и вовсе якобы 39 % опрошенных и лишь четверть поддерживает дальнейшую интеграцию с Россией.
Интересно то, что говорить об адекватности и правдивости подобных исследований крайне сложно по ряду причин. Во-первых, различные негосударственные организации, которые постоянно предлагают вниманию белорусской аудитории результаты своих исследований по социально-политическим вопросам, в массе своей зарегистрированы за рубежом. Во-вторых, еще ни разу никто в Белоруссии не обратился в органы правопорядка о том, что к ним в квартиру постучался представитель незарегистрированной в республике организации с вопросами о политической ситуации в стране – рано или поздно такие прецеденты обязательно должны были случиться. Это и вовсе ставит под сомнение саму процедуру опроса, если таковая была. По всей видимости, опрос, если и идет, то среди ограниченного круга лиц, близких к оппозиционному движению и их знакомых. В-третьих, постановка вопросов, которые фигурируют в исследованиях, носят провокационный характер и, с точки зрения большинства белорусских социологов, имеют к опросам научного характера крайне далекое отношение. Исходя из всего вышеперечисленного, становится ясно, что те идеи, которые пропагандируются тем же НИСЭПИ: «Активное продвижение ценностей демократии и рыночной экономики, содействие формированию в Беларуси гражданского общества и свободной рыночной экономики посредством изучения социально-экономических и политических процессов, влияния на общественное мнение и публичную политику» – являются ничем иным, как простым прикрытием антироссийской деятельности на территории Белоруссии.
К сожалению, подобная деятельность псевдонаучных организаций далеко не единственное, что постепенно внедряет в обществе прозападную точку зрения на самобытность белорусского народа. И главным орудием в данном случае, как ни странно, продолжает оставаться язык. Например, большинство крупных европейских, американских и даже азиатских компаний, работающих в Белоруссии, полностью перевели свои маркетинговые кампании на белорусский язык. Более того, этим стали грешить и российские организации. Например, сеть автозаправок А-100 недавно заявила о том, что переходит на обслуживание клиентов на белорусском языке. И это несмотря на то, что сами белорусы неохотно хотят таких перемен – и те, кто работает на АЗС, и те, кто пользуется их услугами. Иначе было бы сложно объяснить увеличившееся в последнее время число жалоб и скандалов вокруг А-100.
Так кто же действительно использует всевозможные методы и инструменты, чтобы вбить клин между белорусами и русскими? Ответ, по всей видимости, достаточно прост. Сегодня, как и многие годы прежде, главными вдохновителями подобных процессов продолжают оставаться США и Брюссель, для которых крайне важно любыми способами не дать славянам объединиться. И это, к слову, проблема не только белорусов. Это касается и иных славянских народов, проживающих в Европе: сербов, чехов, болгар и прочих. Правда, данная политика все еще не принесла тех результатов, на которое так рассчитывают на Западе, за исключением Украины. Например, чехи и сербы, как их не обрабатывали в послесоветский период, по-прежнему доброжелательно относятся к русским и белорусам, практически не видя между ними различий. Что это, как не реальное духовное единство славянских народов, которое на Западе так стремятся разрушить?
Конечно, Белоруссии в какой-то степени все же не повезло с ее географическим расположением, которое уже не раз делало из ее территории военный полигон. Однако сегодня белорусам все настойчивее предлагают забыть о том, что в этом были виноваты не русские, а как раз «миролюбивый» Запад. Вся истерия вокруг «Русского мира» – это не что иное, как очередная война против России, которая уже идет на Украине и готова переброситься на территорию Белоруссии. И любые, даже мелкие события, как, например, опубликование итогов очередных опросов или «научных» исследований, являются своеобразным орудием не только против русских, но и самих белорусов, которым сначала предлагают забыть о своих корнях, а затем и вовсе раствориться в «дружной семье европейских народов».
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.