Поездка белорусского президента в Стамбул 13-14 апреля наделала в средствах массовой информации много шума. Оппозиционные и государственные издания давали и продолжают давать разные оценки встреч Александра Лукашенко во время его пребывания в Турции, которые в массе своей можно разделить на два основных блока. С одной стороны, стремление белорусского руководства показать всему миру свою независимость во внешней политике от России, а также повысить свой международный статус. С другой – из-за критического состояния экономики республики руководитель Белоруссии вынужден лично ехать и предлагать где только возможно продукцию своей страны.
Конечно, рациональные зерна в таких оценках происходившего недавно в Стамбуле, есть. И сегодня нельзя говорить о том, что белорусы не стремятся использовать любую возможность для того, что повысить свой политический статус на международной арене, попутно продав кому-либо свои трактора, холодильники, грузовики, телевизоры и прочие товары, которыми забиты все склады в стране. Однако при всем этом, необходимо понимать, что действия белорусского руководства в последнее время стали носить довольно опасный характер и вполне могут навредить белорусско-российским отношениям
Достаточно вспомнить встречу Александра Лукашенко с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, с которым белорусский лидер провел переговоры в закрытом формате, посетил его дворец и даже покатался на яхте по Босфору. Если бы не нынешние сложные взаимоотношения между Анкарой и Москвой, эта встреча прошла бы незаметно и считалась бы вполне обыденной. Однако необходимо помнить, какое сегодня отношение в Кремле к турецким правителям. Об этом, к слову, в очередной раз напомнил всем Владимир Путин во время прямой линии 14 апреля. Президент России на вопрос о перспективах развития связей с Турцией сказал, что «у нас есть проблемы с некоторыми политическими деятелями, поведение которых мы считаем неадекватным». И, несмотря на то, что такая позиция российского руководства остается неизменной уже на протяжении нескольких месяцев и хорошо известна в Минске, белорусский президент все же решил провести встречу с Эрдоганом, итоги которой на сегодняшний день так и не были представлены широкой общественности.
Многие аналитики считают, что встреча белорусского и турецкого президентов носила чисто символический характер, а стороны не обсуждали серьезных вопросов. Однако такая точка зрения едва ли может считаться верной. Зная, какие у белорусского президента амбиции, вряд ли приходится сомневаться, что в Стамбуле между двумя лидерами обсуждались не только вопросы расширения экономического сотрудничества, но и политика. И, по всей видимости, одной из тем, было поддержание Турцией существующего сегодня миротворческого статуса Белоруссии во всех конфликтах, которые так ли иначе связанны с Россией. Неслучайно, буквально накануне глава внешнеполитического ведомства республики Владимир Макей заявил, что Минск вполне может стать местом переговоров между Азербайджаном и Арменией по конфликту в Нагорном Карабахе. Если помнить, что в белорусской столице уже не первый год существует такая комиссия, то становится понятно, что белорусы предлагают свою страну скорее для переговоров между Россией и Турцией, которые поддерживают Ереван и Баку соответственно. Проще говоря, конфликт в Нагорном Карабахе предлагается сделать поводом для того, что на белорусской площадке встретились и обсудили насущные вопросы представители Москвы и Анкары. Правда, необходимо признать, что перспективы такой встречи крайне малы, так как Кремль вряд ли нуждается в чьем-то посредничестве и вполне может самостоятельно решать подобные вопросы.
Вместе с тем, это в любом случае играет на руку белорусам, которые не желают терять возможность зарабатывать как можно больше очков на любых конфликтах, которые их окружают. Поэтому вполне вероятно, что белорусский президент мог предложить своему турецкому коллеге воспользоваться услугами Белоруссии и по другой теме – российских санкциях в отношении Турции. В данном случае можно вспомнить слова белорусского лидера о том, что между двумя странами планируется увеличить транспортное авиасообщение, а также расширить сферу туризма. Так как в нынешнем экономическом кризисе белорусы вряд ли будут больше ездить на турецкие, да и иные курорты, то такое предложение могло было быть сделано только исходя из расчета увеличения потока российских туристов через Белоруссию. В Минске никто не вводил запретов на поездки в Турцию, а значит любой россиянин, доехав до аэропорта в белорусской столице, сможет беспрепятственно отправиться на курорты Антальи. Более того, нельзя забывать и том, что из-за продуктового эмбарго турецкие производители стали нести колоссальные убытки, а потому белорусы также могут им помочь их минимизировать. Схемы перепродажи запрещенных в России продуктов уже давно опробованы на норвежском лососе или польских яблоках, которые на территории Белоруссии становятся местными и так продаются на российский рынок. Поэтому полнее вероятно, что уже в самом ближайшем будущем, в России вслед за белорусскими креветками появятся и белорусские апельсины, персики, помидоры, виноград и прочие южные фрукты.
Желание белорусского руководства любыми способами найти дополнительные возможности для сохранения экономической и политической стабильности в стране, вполне понятны. Сегодня республика, как никогда прежде, нуждается в любых средствах для своего выживания. И в этом плане абсолютно не удивительно то, что президент Белоруссии пытается использовать любую представившуюся ему возможность даже там, где белорусское присутствие выглядит, по меньшей мере, странно. Например, на XIII саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС), где Александр Лукашенко презентовал и себя, и свою страну в качестве «надежного партнера» и друга мусульман всего мира.
Казалось бы, что делать Белоруссии на столь значимом саммите исламистов, особенно если учитывать, что в самой республике насчитывается всего лишь несколько десятков тысяч мусульман? Однако ответ на этот вопрос вполне очевиден – белорусам, стремящимся в рамках так называемой «многовекторной» внешней политики играть роль глобального масштаба, необходимо поддерживать свой международный статус. Неслучайно Белоруссия силами главы государства уже является членом или получила статус наблюдателя не в одном десятке различных международных организаций – начиная от Движения неприсоединения и заканчивая Шанхайской организацией сотрудничества и БРИКС.
Более того, из-за отсутствия сегодня интереса к белорусской продукции со стороны развитых стран Запада, президенту вновь приходится лично заниматься тем, что предлагать ее своим восточным партнерам. Ни для кого не секрет, что отношения между Белоруссией и Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром, Индонезией и прочими странами Ближнего Востока и Тихоокеанского региона довольно неплохие. Однако до сего времени особого экономического эффекта от этих связей республика так и не увидала. Даже с Индонезией, с которой в Стамбуле Александр Лукашенко связал крайне оптимистичные планы (довести в ближайшее время товарооборот до 1 млрд. долларов США в год), ситуация выглядит довольно печально. За последние годы товарооборот находится в районе 200 млн. долларов США и продолжает падать. Такая же ситуация наблюдается и с Пакистаном, об отношениях с которым белорусский президент заявил, что сегодня достигнута «впечатляющая динамика в развитии двусторонних отношений по самым различным направлениям и даже стратегического партнерства». При этом необходимо заметить, что белорусский экспорт в эту страну крайне невелик и «вырос» с 42,6 млн. в 2014-м году до 43,7 млн. долларов США в 2015-м. И это не единичные примеры теплых политических отношений на личном уровне, и практически отсутствия экономического или международного эффекта от двухсторонних связей. Более того, сегодня на фоне падения цен на энергоносители у многих из мусульманских стран появились куда более важные проблемы, чем сотрудничество с белорусами, а значит, и рассчитывать на расширение экономических и иных связей Минску особо не приходится. Такое положение вещей, в условиях, когда белорусское руководство приняло решение о диверсификации своей внешнеэкономической деятельности (довести товарооборот со странами «дальней дуги» до трети от общего объема), не может не тревожить белорусов. Тем более что на Запад сегодня смотреть практически не приходится – потепление или похолодание политических отношений практически никак не влияют на экономическое сотрудничество двух сторон, а в ЕС интересуют только продукция белорусского нефтеперерабатывающего комплекса и калийные удобрения. Все остальное, что составляет львиную долю белорусской промышленности, Евросоюзу не нужно. Видимо именно поэтому белорусский президент даже после снятия с него санкции так и не удосужился почтить своим вниманием никого на Западе, предпочитая работать, с его точки зрения, на более перспективных направлениях.
Необходимо отметить, что белорусам сегодня действительно есть, что предложить мусульманским странам. С одной стороны, это поставки вооружения и иной продукции военного назначения. С другой – свое участие в восстановлении разрушенной войнами экономики ряда стран, например, Сирии, Ирака или Афганистана. Об это, к слову, Александр Лукашенко напрямую заявили и в Стамбуле, во время своего разговора с премьер-министром Афганистана Абдуллой Абдуллой: «…я делал для себя вывод, что в Афганистане нам всегда найдется много мирной работы». Учитывая то, что на восстановление экономик этих стран должны буду выделяться миллиарды долларов США, не поучаствовать в дележе этого пирога Минск попросту не может. Другое дело, что без помощи Москвы сделать это самостоятельно вряд ли удастся. А, учитывая, последние тенденции белорусской внешней политики, вполне вероятно, что в Кремле не захотят активно поддерживать белорусов, которые ничего на сегодняшний день не сделали, чтобы хоть как-то выразить свою поддержку России на международной арене. Более того, братание белорусского президента с Эрдоганом, а также теплые отношения с некоторыми странами, известными своей поддержкой террористических организаций, с которыми борется Россия, так же не добавят положительных моментов в белорусско-российские отношения. Конечно, это не означает, что Москва будет ставить какие-либо преграды на белорусском пути, но и помогать в ущерб себе, как это было прежде, там не станут. По крайне мере до тех пор, пока в Минске не поймут, что некоторые слова о братской дружбе хоть иногда надо подтверждать действиями. Пока же, к сожалению, ничего подобного с белорусской стороны не видно, и последняя поездка президента республики в Стамбул стала очередным тому подтверждением.
В целом, необходимо признать, что нынешняя белорусская внешнеполитическая доктрина выглядит достаточно предсказуемо и основывается на стремлении использовать все, что возможно в собственных интересах. Проще говоря, сегодня любые конфликтные ситуации, если они не затрагивают Белоруссию напрямую, рассматриваются в Минске как возможность заработать. Особенно, если они связаны с Россией, так как в иных случаях говорить с белорусами никто не будет. К сожалению, такая политика только вредит белорусско-российским отношениям, которые должны строиться на принципах взаимоуважения и поддержки. В настоящее же время эти принципы в двухсторонних связях поставлены под сомнение. Достаточно вспомнить, что белорусская сторона так и не поддержала Россию по вопросу признания Южной Осетии и Абхазии, объяснив это возможными проблемами в своих отношениях с Западом, затем отказалась от совместной с Москвой торговой политики в ответ на введенные против России западные санкции, не высказала никакой серьезной поддержки во время инцидента с российским СУ-24 в Сирии, и даже на официальном уровне так и не признала вхождение Крыма в состав РФ. Хотя, в последнем случае белорусы все-таки считают Крымский полуостров российской территорией «де-факто», о чем совсем недавно заявил глава МИД республики Владимир Макей. Однако этого крайне мало, чтобы говорить о том, что Белоруссия продолжает идти с Россией в едином внешнеполитическом фарватере.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.