За последние несколько месяцев в Белоруссии побывали десятки политиков из Европы, чего не наблюдалось уже давно. И если в прошлые годы, как правило, их интересовала в большей степени местная оппозиция, то сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Представители Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, Парламентской ассамблеи Совета Европы и некоторых иных организаций раз разом приезжают в Минск, чтобы встретиться с белорусскими властями. Более того, накануне президентских выборов в республике, как и пять лет назад, от европейских чиновников снова стали слышны «слова надежды» на то, что белорусы станут на путь демократизации своей страны.
Например, 21 апреля на слушаниях по ситуации в Белоруссии во время заседания комитета по политическим вопросам и демократии в Страсбурге именно об этом заявил зачастивший в Белоруссию спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) А. Ригони: «День президентских выборов станет важной проверкой того, насколько Беларусь стремится к улучшению взаимоотношений с Советом Европы и другими международными организациями». Более того, по его словам, сегодня ситуация в республике «постепенно вроде бы улучшается» и поэтому уже сейчас крайне важно «заложить основы для диалога с Белоруссией». Интересно то, что подобные заявление звучат в последнее время все чаще, даже несмотря на то, что в стране по-прежнему существует смертная казнь, а так называемые политзаключенные все еще не освобождены (речь в данном случае идет об экс-кандидате в президенты Н. Статкевиче). В подобной ситуации возникает закономерный вопрос: почему ПАСЕ и прочие организации из Европы сегодня так рьяно настаивают на том, что Белоруссия готова начать следование европейским фундаментальным ценностям, пускай даже «воля и желание» белорусских властей в данном направлении все еще не выглядит достаточно убедительно?
По мнению ряда обозревателей, нынешнее положение вещей в белорусско-европейских отношениях связано с предстоящими в нынешнем году президентскими выборами. Якобы в Брюсселе рассчитывают на очередное осложнение отношений между Минском и Москвой и, как результат, на более податливую политику со стороны А. Лукашенко. Однако на самом деле ситуация не столь очевидна, так как в Европе уже неоднократно разочаровывались в действиях белорусских властей и сегодня также вряд ли рассчитывают на сколько-нибудь серьезный результат. Скорее всего, глобальная причина все же несколько иная.
Необходимо напомнить, что взаимоотношения между Белоруссией и Евросоюзом, в частности ПАСЕ уже более полутора десятка лет находятся в подвешенном состоянии, начиная с 1997 года, когда республику лишили статуса спецприглашенной. И за это время сколь-нибудь существенных изменений так и не произошло. Хотя еще 22 года назад белорусское руководство подало заявку на вступление в Совет Европы в качестве полноправного члена. Однако после Референдума 1996 года отношения между двумя сторонами на официальном уровне были фактически прерваны, и сколько бы белорусы не пытались решить вопрос о возобновлении своего участия в Ассамблее, их действия неизменно натыкались на противодействие со стороны еврочиновников. Более того, требование со стороны ПАСЕ и иных структур ЕС с каждым годом только росли и становились жестче, а в 2006 году, после очередного отказа белорусам, ПАСЕ и вовсе призвала ввести против республики режим международной изоляции, запретить предоставлять визы высокопоставленным чиновникам и облегчить выдачу виз простым гражданам, а также заморозить все банковские счета и другие финансовые активы А. Лукашенко и членов его окружения. Подобная ситуация сохранялась и в последующие годы: Европа неизменно требовала от белорусских властей расширения полномочий парламента, введения института уполномоченного по правам человека, пересмотра Избирательного кодекса и Закона о печати, а также моратория на смертную казнь. Единственным периодом потепления стал 2009 год, когда на фоне осложнения отношений с Россией, Минску было предложено участие в новом европейском проекте «Восточное партнерство», а ПАСЕ даже приняла резолюцию о возвращении республике статуса спецприглашенного члена при условии отмены смертной казни или введения моратория на нее. Как известно, ничем данная инициатива не закончилась, так как белорусские власти снова были обвинены в отсутствии демократии, нежелании следовать европейским ценностям и появлении в стране новых политзаключенных после выборов 2010 года.
Однако на самом деле, возвращение ситуации на прежний путь конфронтации был связан не с попранием прав человека, на которые в ЕС и США смотрят под необходимым лишь им углом, а с восстановлением отношений между Минском и Москвой. Это подтверждается тем, что внутренняя политика в Белоруссии не меняется уже на протяжении двух десятилетий, а вот отношение к этому со стороны Брюсселя видоизменяется с завидной периодичностью. Стоит только между белорусскими властями и Кремлем возникнуть непониманию, как в ЕС сразу престают считать А. Лукашенко «последним диктатором Европы» и готовы идти с ним на более тесные переговоры. Проще говоря, еврочиновников никогда серьезно не волновала реальная ситуация внутри Белоруссии, а вся политика в отношении страны основывается на одном вопросе – «Куда сегодня смотрит Лукашенко?». Если в сторону Запада, то тогда его деятельность может быть признана умеренно демократической, а если на Восток – то нет.
Нечто подобное можно наблюдать и сегодня. Конечно, в настоящий момент между Россией и Белоруссией нет каких-либо серьезных противоречий, особенно по вопросам внешнеполитического и военного сотрудничества. Однако предвыборный год и нынешний глубокий экономический кризис толкают белорусского лидера на поиск компромисса с Евросоюзом, а значит и игру на грани фола. Проявлением это служат собственная позиция официального Минска в отношении украинского кризиса, а также речи местных властей о том, что Белоруссия есть и будет независимым государством и в случае необходимости сможет защитить свою территорию от любых посягательств извне. В Брюсселе считают, что подобные заявления относятся, в первую очередь, к России, которую белорусское руководство якобы стало опасаться из-за присоединения Крыма и ситуации на Донбассе. Поэтому, по мнению евпрочиновников, сегодня сложилась весьма удачная ситуация, когда можно предложить А. Лукашенко пряник вместо столь привычно ранее кнута. И при этом еврочиновники словно не замечают слов белорусского лидера о том, Белоруссия была и остается теснейшим союзником России и не намерена выходить из пространства «русского мира».
В ПАСЕ и иных структурах ЕС снова говорят о том, что обстановка в республике созрела для того, чтобы можно было начать диалог о возможном возвращении утраченного ей в 1997 году статуса спецприглашенного. При этом, как уже было в 2009 году, в Брюсселе снова словно забыли о своих прежних требованиях. Теперь считается, что если не учитывать существования в стране смертной казни и нескольких «политзаключенных», большой разницы в отношении прав и свобод человека между Белоруссией и, например, странами Южного Кавказа нет, а значит, это развязывает руки в расширении отношений с местными властями. Белорусы в свою очередь, прекрасно понимая, что какой-то серьезной выгоды от участия в ПАСЕ, кроме повышения международного статуса и демонстрации своих достижений Кремлю, они вряд ли получат, также делают все возможное в существующих реалиях, чтобы договориться с ЕС. Например, совсем недавно председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания республики по международным делам Н. Самосейко после заседания комитета по политическим вопросам и демократии ПАСЕ, заявил, что страна вновь намерена добиваться возврата статуса спецприглашенного и сегодня шансы в этом как никогда велики. Особенно, если учитывать, что в настоящее время там нет российской делегации, которая после лишения права голоса в Ассамблее в знак протеста покинула ПАСЕ до конца 2015 года.
По всей видимости, в ПАСЕ наконец-то стали понимать, что без российского участия решить множество вопросов в европейском регионе крайне сложно, однако официально признать это в Брюсселе все еще не могут. Поэтому там и ищут различные способы возобновить диалог с Россией, в том числе и через минскую переговорную площадку. При этом сделать это крайне сложно, если сначала не будут налажены контакты с Минском. Плюс ко всему, в Брюсселе, через расширение сотрудничества с Белоруссией рассчитывают заставить Кремль нервничать и пойти на переговоры. Именно это, пожалуй, и является основной причиной такого бурного роста интереса со стороны ЕС к республике, а не некое изменение в политике Лукашенко, который прекрасно понимает, что предложить что-то большее, чем Россия, в Европе никогда не смогут.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.