САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Почему сотрудничество стран ЕАЭС с Китаем может стать взаимовыгодным

Юрий Павловец: Почему сотрудничество стран ЕАЭС с Китаем может стать взаимовыгодным

« Назад

Юрий Павловец: Почему сотрудничество стран ЕАЭС с Китаем может стать взаимовыгодным 19.05.2015 12:52

Нынешнее рабочее турне председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина по странам Евразийского экономического союза наделало много шума, как в средствах массовой информации, так и среди аналитиков по всему миру. И хотя данная поездка планировалась в Пекине давно, тот факт, что она произошла именно сейчас, является весьма символичным знаком не только Казахстану, России и Белоруссии, но и всему Западному миру. Китай в очередной раз продемонстрировал и Брюсселю, и Вашингтону свое личное видение современной международной обстановки и абсолютное стремление действовать в китайских интересах несмотря на «желания» заокеанских партнеров.

Визиты главы КНР в Москву и Минск были, пожалуй, наиболее плодотворными, тем более, если учитывать, что в Белоруссии Си Цзиньпин пробыл три дня и привез с собой весьма внушительную делегацию представителей различных бизнес-кругов своей страны. Да и белорусское руководство давно готовилось к визиту столь высокого гостя, рассчитывая получить от Пекина как можно больше экономических и, в какой-то степени, политических выгод. Под это в Минске даже был организован Белорусско-китайском межрегиональный бизнес-форуме, на котором, по словам местных властей, удалось заключить ряд важнейших соглашений, в том числе, и в области кредитования экономики республики. Правда, по вопросу того, насколько данные соглашения будут полезны белорусской стороне и принесут ей реальную пользу, сегодня имеются противоречивые мнения.
китай_беларусь_1

Известно, что министр экономики Белоруссии В. Зиновский заявил, что Китай планирует выделить республике кредитов на сумму более 7 млрд. долларов США, хотя на самом деле сегодня речь может идти о цифре в два раза меньше озвученной. Так, Министерством финансов РБ и Экспортно-импортным банком Китая были подписаны два соглашения о предоставлении китайским банком льготных кредитов для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры Китайско-белорусского индустриального парка и организации производства по сборке легковых автомобилей «Geely» на срок 12-15 лет в сумме около 330 млн. долларов. Дополнительно к этому под гарантии белорусского правительства между Государственным банком развития Китая и АСБ «Беларусбанк» вместе с «Банком развития Беларуси» согласованы две 15-летние кредитные линии для реализации проектов в транспортной сфере, энергетике, промышленности, инфраструктуре на общую сумму еще в 1 млрд. долларов США. Плюс к этому, китайский банк планирует выделить до 1,4 млрд. долларов на строительство в Белоруссии нового горно-обогатительного комплекса на сырьевой базе Нежинского участка Старобинского месторождения калийных солей. А для развития инфраструктуры Белорусской железной дороги в рамках реализации концепции «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) Пекин готов предоставить еще до 500 млн. долларов США.

Все вышеперечисленные договоренности, конечно, вполне могут способствовать дальнейшему развитию белорусской экономики и еще большему сближению двух стран. Однако следует заметить, что их эффект может быть куда менее впечатляющим, нежели это преподносят белорусские государственные СМИ. Особенно, если в Минске предпочтут не согласовывать свою экономическую политику со своими партнерами по ЕАЭС и, в первую очередь, Россией. Дело в том, что все кредиты, которые должны быть выданы Белоруссии, если такое действительно случится, являются «связанными», то есть Китай вкладывает средства не столько в белорусскую экономику, сколько в экспорт собственных товаров и оборудования. По их условиям, общая доля китайского оборудования, работ, услуг и прочего должна составлять не менее 50% от общей стоимости каждого согласованного индивидуального проекта, а это значит, что большая часть денег в Белоруссии даже не появится, а останется в Поднебесной. При этом Минск останется еще и должен. Единственными реальными плюсами в данном случае можно назвать возможность в условиях ограниченных контактов с Западом получения новых технологий, а также обеспечение на ближайшие 5 лет Белорусской калийной компании китайскими контрактами от «Sinochem Group» на сумму в 1,3 млрд. долларов США. Пожалуй, иных серьезных экономических эффектов от приезда Си Цзиньпина для Минска пока не просматривается. Иное дело – политика. Именно с данной точки зрения вояж китайской делегации по странам ЕАЭС и, в первую очередь в Белоруссию и Россию, выглядит наиболее плодотворным.

россия_китай2

Необходимо отметить, что для обоих государств приезд лидера КНР явился очередным доказательством того, что они не являются, как их любят называть на Западе, «странами-изгоями», находящимися в международной изоляции. В первую очередь это касается России, для которой визит китайской делегации имел не меньшее значение, чем для Белоруссии. Когда 8-9 мая Си Цзиньпин стал фактически самым влиятельным зарубежным лидером, который приехал в Москву на Парад Победы, стало очевидно, что в мире намечаются серьезные перемены, в центре которых будут находиться Россия, Китай и их ближайшие партнеры. Причем сотрудничество двух гигантов предполагает выгоды для обеих стран. С одной стороны, Москва может с полной уверенностью говорить о невозможности своей полной изоляции, так как Китай уже стал «ключевым стратегическим партнером» Кремля, с которым в мире нельзя не считаться. С другой – и китайскому руководителю нынешняя поездка пошла на пользу, так как поспособствовала усилению его авторитета не только на международной арене, но и внутри партии. Тем более что фактически оформленный в мае «историко-символический альянс» с весьма популярным в Китае В. Путиным, может в дальнейшем способствовать продвижению китайских интересов в Азиатском регионе, где уже давно идет борьба между «коммунистическим» Пекином и «капиталистическим» миром во главе с Вашингтоном и Токио. И, по всей видимости, новый союз будет окончательно подтвержден во время ответного визита российского лидера в Китай 3 сентября, когда в китайской столице будет проводиться военный парад по случаю 70-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне.

Не менее важным и символичным стало и заключение ряда договоров между Россией и КНР, часть из которых, так или иначе, затрагивает интересы и Белоруссии, и Казахстана. Так, в Москве было подписано соглашение между «Газпромом» и CNPC об основных условиях поставок газа в Китай по «западному маршруту», а также соглашение «О сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности», которое фиксирует общие подходы двух стран к вопросам информационной безопасности и закладывает основу для создания каналов связи по предотвращению преступлений в киберпространстве. Более того, и что весьма важно, был подписан блок документов, который открывает доступ российских компаний к китайским финансовым инструментам и, прежде всего, к кредитным линиям в юанях. И это является серьезным сигналом всему западному миру, так как означает ускорение процесса ухода от доллара и евро во взаимных расчетах между Москвой и Пекином, что может оказать серьезное влияние на мировую финансовую систему, а значит и на ситуацию в рамках ЕАЭС.

Однако наиболее важным вопросом для стран Евразийского экономического союза во время китайского турне был и остается вопрос о сотрудничестве в рамках концепции «Экономический пояс Шелкового пути». Дело в том, что в Пекине, похоже, не решились «класть яйца в одну корзину», так как китайское руководство продолжает рассматривать возможность реализации своего проекта по шести маршрутам, и лишь два из которых идут через Россию. Потому то Си Цзиньпин и побывал не только в Белоруссии и России, но и в Казахстане, через который могут пройти еще три маршрута ЭПШП, и руководство которого уже давно официально позиционирует свое экономическое развитие по плану «Нурлы жол» в неразрывной связи с «Шелковым путем». Это позволило Астане уже получить ряд льгот и кредитов от Пекина, в то время как Россия в данном плане пока еще находится в роли догоняющей стороны. Да и позиция еще одного партнера Москвы – Минска, также говорит о том, что белорусское руководство рассчитывает получить как можно больше личных выгод от китайского проекта. А. Лукашенко уже открыто заявил о своей готовности помочь Китаю выйти на рынок ЕАЭС с перспективой дальнейшего расширения китайского сотрудничества с Евросоюзом. При этом Си Цзиньпин недвусмысленно намекнул на важную роль Белоруссии в деле построения ЭПШП, так как республика видится в Пекине как «важная узловая платформа» данного проекта. И тот факт, что в двухсторонних переговорах в Минске интересы белорусских партнеров по Евразийскому союзу практически не упоминались, должны заставить российское руководство посмотреть на данную проблему под совершенно иным углом.

Сегодня странам ЕАЭС и, в первую очередь, Белоруссии и Казахстану, необходимо помнить, что Китай всегда исходил и будет исходить из собственных интересов, а потому пытаться «переиграть» его в одиночку ни Минску, ни Астане не удастся. Поэтому только в случае координации совместных с Россией усилий, у трех стран появится реальная возможность разговаривать с Пекином на равных, а не в качестве просителей.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru