Нынешнее рабочее турне председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина по странам Евразийского экономического союза наделало много шума, как в средствах массовой информации, так и среди аналитиков по всему миру. И хотя данная поездка планировалась в Пекине давно, тот факт, что она произошла именно сейчас, является весьма символичным знаком не только Казахстану, России и Белоруссии, но и всему Западному миру. Китай в очередной раз продемонстрировал и Брюсселю, и Вашингтону свое личное видение современной международной обстановки и абсолютное стремление действовать в китайских интересах несмотря на «желания» заокеанских партнеров.
Визиты главы КНР в Москву и Минск были, пожалуй, наиболее плодотворными, тем более, если учитывать, что в Белоруссии Си Цзиньпин пробыл три дня и привез с собой весьма внушительную делегацию представителей различных бизнес-кругов своей страны. Да и белорусское руководство давно готовилось к визиту столь высокого гостя, рассчитывая получить от Пекина как можно больше экономических и, в какой-то степени, политических выгод. Под это в Минске даже был организован Белорусско-китайском межрегиональный бизнес-форуме, на котором, по словам местных властей, удалось заключить ряд важнейших соглашений, в том числе, и в области кредитования экономики республики. Правда, по вопросу того, насколько данные соглашения будут полезны белорусской стороне и принесут ей реальную пользу, сегодня имеются противоречивые мнения.
Известно, что министр экономики Белоруссии В. Зиновский заявил, что Китай планирует выделить республике кредитов на сумму более 7 млрд. долларов США, хотя на самом деле сегодня речь может идти о цифре в два раза меньше озвученной. Так, Министерством финансов РБ и Экспортно-импортным банком Китая были подписаны два соглашения о предоставлении китайским банком льготных кредитов для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры Китайско-белорусского индустриального парка и организации производства по сборке легковых автомобилей «Geely» на срок 12-15 лет в сумме около 330 млн. долларов. Дополнительно к этому под гарантии белорусского правительства между Государственным банком развития Китая и АСБ «Беларусбанк» вместе с «Банком развития Беларуси» согласованы две 15-летние кредитные линии для реализации проектов в транспортной сфере, энергетике, промышленности, инфраструктуре на общую сумму еще в 1 млрд. долларов США. Плюс к этому, китайский банк планирует выделить до 1,4 млрд. долларов на строительство в Белоруссии нового горно-обогатительного комплекса на сырьевой базе Нежинского участка Старобинского месторождения калийных солей. А для развития инфраструктуры Белорусской железной дороги в рамках реализации концепции «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) Пекин готов предоставить еще до 500 млн. долларов США.
Все вышеперечисленные договоренности, конечно, вполне могут способствовать дальнейшему развитию белорусской экономики и еще большему сближению двух стран. Однако следует заметить, что их эффект может быть куда менее впечатляющим, нежели это преподносят белорусские государственные СМИ. Особенно, если в Минске предпочтут не согласовывать свою экономическую политику со своими партнерами по ЕАЭС и, в первую очередь, Россией. Дело в том, что все кредиты, которые должны быть выданы Белоруссии, если такое действительно случится, являются «связанными», то есть Китай вкладывает средства не столько в белорусскую экономику, сколько в экспорт собственных товаров и оборудования. По их условиям, общая доля китайского оборудования, работ, услуг и прочего должна составлять не менее 50% от общей стоимости каждого согласованного индивидуального проекта, а это значит, что большая часть денег в Белоруссии даже не появится, а останется в Поднебесной. При этом Минск останется еще и должен. Единственными реальными плюсами в данном случае можно назвать возможность в условиях ограниченных контактов с Западом получения новых технологий, а также обеспечение на ближайшие 5 лет Белорусской калийной компании китайскими контрактами от «Sinochem Group» на сумму в 1,3 млрд. долларов США. Пожалуй, иных серьезных экономических эффектов от приезда Си Цзиньпина для Минска пока не просматривается. Иное дело – политика. Именно с данной точки зрения вояж китайской делегации по странам ЕАЭС и, в первую очередь в Белоруссию и Россию, выглядит наиболее плодотворным.
Необходимо отметить, что для обоих государств приезд лидера КНР явился очередным доказательством того, что они не являются, как их любят называть на Западе, «странами-изгоями», находящимися в международной изоляции. В первую очередь это касается России, для которой визит китайской делегации имел не меньшее значение, чем для Белоруссии. Когда 8-9 мая Си Цзиньпин стал фактически самым влиятельным зарубежным лидером, который приехал в Москву на Парад Победы, стало очевидно, что в мире намечаются серьезные перемены, в центре которых будут находиться Россия, Китай и их ближайшие партнеры. Причем сотрудничество двух гигантов предполагает выгоды для обеих стран. С одной стороны, Москва может с полной уверенностью говорить о невозможности своей полной изоляции, так как Китай уже стал «ключевым стратегическим партнером» Кремля, с которым в мире нельзя не считаться. С другой – и китайскому руководителю нынешняя поездка пошла на пользу, так как поспособствовала усилению его авторитета не только на международной арене, но и внутри партии. Тем более что фактически оформленный в мае «историко-символический альянс» с весьма популярным в Китае В. Путиным, может в дальнейшем способствовать продвижению китайских интересов в Азиатском регионе, где уже давно идет борьба между «коммунистическим» Пекином и «капиталистическим» миром во главе с Вашингтоном и Токио. И, по всей видимости, новый союз будет окончательно подтвержден во время ответного визита российского лидера в Китай 3 сентября, когда в китайской столице будет проводиться военный парад по случаю 70-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне.
Не менее важным и символичным стало и заключение ряда договоров между Россией и КНР, часть из которых, так или иначе, затрагивает интересы и Белоруссии, и Казахстана. Так, в Москве было подписано соглашение между «Газпромом» и CNPC об основных условиях поставок газа в Китай по «западному маршруту», а также соглашение «О сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности», которое фиксирует общие подходы двух стран к вопросам информационной безопасности и закладывает основу для создания каналов связи по предотвращению преступлений в киберпространстве. Более того, и что весьма важно, был подписан блок документов, который открывает доступ российских компаний к китайским финансовым инструментам и, прежде всего, к кредитным линиям в юанях. И это является серьезным сигналом всему западному миру, так как означает ускорение процесса ухода от доллара и евро во взаимных расчетах между Москвой и Пекином, что может оказать серьезное влияние на мировую финансовую систему, а значит и на ситуацию в рамках ЕАЭС.
Однако наиболее важным вопросом для стран Евразийского экономического союза во время китайского турне был и остается вопрос о сотрудничестве в рамках концепции «Экономический пояс Шелкового пути». Дело в том, что в Пекине, похоже, не решились «класть яйца в одну корзину», так как китайское руководство продолжает рассматривать возможность реализации своего проекта по шести маршрутам, и лишь два из которых идут через Россию. Потому то Си Цзиньпин и побывал не только в Белоруссии и России, но и в Казахстане, через который могут пройти еще три маршрута ЭПШП, и руководство которого уже давно официально позиционирует свое экономическое развитие по плану «Нурлы жол» в неразрывной связи с «Шелковым путем». Это позволило Астане уже получить ряд льгот и кредитов от Пекина, в то время как Россия в данном плане пока еще находится в роли догоняющей стороны. Да и позиция еще одного партнера Москвы – Минска, также говорит о том, что белорусское руководство рассчитывает получить как можно больше личных выгод от китайского проекта. А. Лукашенко уже открыто заявил о своей готовности помочь Китаю выйти на рынок ЕАЭС с перспективой дальнейшего расширения китайского сотрудничества с Евросоюзом. При этом Си Цзиньпин недвусмысленно намекнул на важную роль Белоруссии в деле построения ЭПШП, так как республика видится в Пекине как «важная узловая платформа» данного проекта. И тот факт, что в двухсторонних переговорах в Минске интересы белорусских партнеров по Евразийскому союзу практически не упоминались, должны заставить российское руководство посмотреть на данную проблему под совершенно иным углом.
Сегодня странам ЕАЭС и, в первую очередь, Белоруссии и Казахстану, необходимо помнить, что Китай всегда исходил и будет исходить из собственных интересов, а потому пытаться «переиграть» его в одиночку ни Минску, ни Астане не удастся. Поэтому только в случае координации совместных с Россией усилий, у трех стран появится реальная возможность разговаривать с Пекином на равных, а не в качестве просителей.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.