Нынешние президентские выборы в Белоруссии, как и в прошлые годы, являются для страны своеобразным маркером ее политической и экономической жизни. Взаимоотношения между государством и обществом внутри республики, а также деятельность официальных властей на международной арене – все это перед днем голосования приобретает крайне важное значение. Именно от того, как себя проявила власть накануне и во время выборов, зависит не только ее будущее, но и будущее простых граждан.
Сегодня ни для кого не секрет, кто победит на выборах 11 октября, так как серьезной альтернативы нынешнему главе государства в стране попросту нет: оппозиция, как никогда прежде, слаба и разобщена, местная номенклатура не стремится к активной политической жизни, а отдельные общественные и политические деятели в ряде случае и вовсе не выдерживают никакой критики. Исходя из этого, можно с определенной долей уверенности говорить, что внутриполитический курс Белоруссии в ближайшей перспективе вряд ли изменится. Официально объявленная много лет назад социальная ориентация, а также главенствующая роль государственного сектора в экономике, по всей видимости, так и останутся основными направлениями внутреннего развития страны. Нынешнее руководство неоднократно заявляло, что не допустит развала существующей социально-экономической системы, всеми силами будет сохранять трудовые коллективы даже на убыточных предприятиях, а также продолжит поддерживать сельское хозяйство вне зависимости от его эффективности. И это не просто официальные заявления высших государственных чиновников. Свои слова руководство Белоруссии поддерживает и непосредственными действиями. Например, недавно стало известно, что согласно президентского указа № 406 от 2 октября 2015 года «О кредитовании некоторых мероприятий в агропромышленном комплексе», в 2016 году «Белагропромбанку» поручено предоставлять сельхозорганизациям страны кредиты под 3% годовых для закупки минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, а также для погашения задолженности по ним. При этом на эти цели государство решило выделить 4 553,8 млрд. белорусских рублей или более 260 млн. долларов США. И таких примеров продолжения прежней внутренней политики государства, стимулирующих иждивенчество на местах, сегодня достаточно. Правда, на этом фоне руководство республики продолжает постепенно сокращать свои расходы на социальные нужды, хотя и не решается пойти на кардинальные реформы. Все это свидетельствует о том, что во внутренней политике государства каких-либо серьезных изменений после выборов ожидать вряд ли стоит. По крайней мере, в ближайшей перспективе.
Гораздо запутаннее ситуация выглядит во внешней политике Белоруссии. Особенно в области белорусско-российских и белорусско-европейских отношений, так как попытки руководства республики завоевать Азию, Африку и Латинскую Америку, к сожалению, до сих пор так и не увенчались успехом, а потому эти направления не претендуют на первенство во внешнеполитической деятельности страны. И дело здесь не в том, что Белоруссия не является ведущей мировой державой и имеет довольно посредственный голос на международной арене, а в том, что Минску нечего предложить большинству своих потенциальных партнеров кроме калийных удобрений и продуктов нефтепереработки. Местная продукция по-прежнему неконкурентоспособна на мировых рынках и имеет сбыт в массе своей лишь на территории СНГ и близлежащих стран Средней Азии. Такая внешнеэкономическая конъюнктура уже не первый год определяет внешнеполитическую доктрину белорусского государства, заставляя руководство уделять особе внимание своим отношениям, как с Евросоюзом, так и Россией. Особенно в период президентской гонки.
Как известно, официальный Минск задолго до дня голосования озаботился своими отношениями с Европейским союзом, чему в немалой степени способствовали внешние факторы и, в первую очередь, украинский кризис. Воспользовавшись представившейся ситуацией, руководство республики смогло закрепить за собой статус «миротворца», сделав белорусскую столицу площадкой для приговоров по мирному урегулированию ситуации на Украине. Тем самым в Минске убили двух зайцев одновременно – повысили свой международный статус, придерживаясь нейтральной позиции по данной проблеме, и заманили Брюссель в своеобразную ловушку. Согласившись на белорусское посредничество, ЕС теперь ничего не остается, как продолжать идти на сближение с белорусскими властями, так как в ином случае еврочиновники поставят себя с нелепое положение – невозможно вести переговоры в стране, политический режим которой официально объявлен диктаторским. Поэтому европейцам, по всей видимости, пока не остается ничего иного, как поставить на повестку дня вопрос о снятии санкций с главы государства и его ближайшего окружения и, что еще совсем недавно казалось фантастикой, признать нынешние президентские выборы в стране. О том, что это вполне возможно, сегодня свидетельствует множество фактов, начиная от различных намеков и заявления европейских политиков, и заканчивая реальными действиями. Например, совсем недавно Суд Европейского союза аннулировал большинство решений Совета ЕС, из-за которых были заморожены активы белорусского бизнесмена Юрия Чижа, который входит в ближайший круг белорусского президента: «Суд считает, что Совет не представил доказательств того, что он финансово поддерживал Лукашенко и поэтому его включение в списки не оправдано». К тому же чуть ли не еженедельно из уст европолитиков самого различного ранга можно услышать слова о необходимости изменения политики в отношении Белоруссии. Так, президент Латвии Раймонд Вейонис после своей встречи с Александром Лукашенко во время проведения генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке завил, что «ЕС должен стать более гибким в отношениях с Белоруссией» и решить для себя, «продолжать ли и в какой мере экономические санкции против Белоруссии, которая предприняла ряд шагов для содействия диалогу с Украиной, а также приняла меры по соблюдению прав человека». Еще несколько лет о подобных заявлениях белорусским властям можно было только мечтать, а ЕС воспринимался в республике как потенциальный враг, с которым белорусам было не по пути. Теперь же, если предстоящие выборы пройдут более или менее сносно, Брюссель готов открыть перед белорусским руководством множество дверей, что вполне может поставить Минск в весьма затруднительную ситуацию: белорусов настоятельно просят ответить на один лишь вопрос – в каком направлении они планируют двигаться дальше?
В сложившейся ситуации властям Белоруссии действительно есть над чем задуматься. Сегодня страна стоит на грани экономического коллапса, который может стать самым серьезным потрясением за всю историю независимости страны. Учитывая тот факт, что внутриполитическое развитие никто менять в стране не собирается, возникает закономерный вопрос – каким образом можно смягчить разгорающийся кризис? В последние годы главным спонсором экономического развития республики была Россия, отношения с которой всегда напоминали качели: небольшие периоды напряженности из-за несоответствия интересов двух стран сменялись периодами равновесия, когда и Белоруссия, и Россия находили консенсус и продолжали двигаться вместе. На сегодняшний день, несмотря на различного рода попытки белорусских властей сделать «реверанс» в сторону Запада, белорусско-российские отношения по-прежнему находятся в определенном равновесии. Однако Минску, как известно, всегда этого было мало, особенно сегодня, когда на горизонте маячат серьезные экономические проблемы. Получив еще в Сочи на Втором межрегиональном форуме «одобрение» предстоящих выборов от Владимира Путина, белорусы посчитали возможным начать действовать более решительно в отношении и Евсросоюза, и России. Наиболее показательным в данном случае является недавнее заявление А. Лукашенко о том, что он «ничего не знает» о возможности размещения в Белоруссии российской авиабазы, а республике «нужны самолеты, а не базы». Выступление главы государства произошло через несколько недель после того, как правительство и президент России официально согласовали текст соглашения для переговоров с белорусской стороной по этому вопросу. И не знать об этом президент Белоруссии абсолютно не мог, что в очередной раз доказывает, что Минск снова затеял игру на грани фола. Это видно еще и по тому, что белорусский лидер не отказался от военного сотрудничества с Россией и недвусмысленно намекнул Кремлю, что за появление в его республике российских ВВС придет предложить что-то взамен. И, по всей видимости, это только начало.
Дело в том, что после проведения президентских выборов, внутриполитическое волнение в Белоруссии очень быстро утихнет, так как оно было создано по большей части искусственно: с одной стороны, его формировала оппозиция, а с другой – поддерживала власть, чтобы манипулировать общественным сознанием и иметь определенные инструменты для внешнеполитического торга. Исходя из этого, можно предположить, что после официального объявления победителя, и белорусско-европейские, и белорусско-российские отношения претерпят определенные изменения.
В первом случае, все зависит от того, признают ли в Евросоюзе итоги выборов и согласятся ли продолжить политику сближения с белорусами. Если не произойдет никаких непредвиденных эксцессов, то вполне вероятно, что отношения между Минском и Брюсселем серьезным образом не изменятся и в ближайшее время можно будет ожидать снятия санкций с руководства страны. Однако необходимо понимать, что подобный шаг, если он действительно будет сделан, без финансовой подпитки со стороны Запада белорусам, по большому счету, будет неинтересен. Для белорусского руководства сегодня главной задачей является не снятие политических санкций, а получение кредитов и привлечение инвестиций, которые позволят сохранить социальную стабильность в стране. Поэтому и нынешние «мягкие» выборы в стране, когда оппозиции позволяют очень многое, проводятся только для того, чтобы задобрить еврочиновников перед предстоящими сложными переговорами по финансовым вопросам.
ЕС сегодня также стоит на распутье – поддерживать политическую систему, сложившуюся в Белоруссии, или проводить политику добрососедства без серьезных проектов и ждать, как будет развиваться ситуация дальше. Причем и первый, и второй вариант, так или иначе, устроят белорусов. В первом случае Минск получит возможность претендовать на более серьезное финансирование со стороны Евросоюза, а во втором – играть на своих проевропейских устремлениях при переговорах с Россией. Причем последнее уже давно является основным инструментом белорусской внешней политики и вряд ли ситуация коренным образом изменится после выборов.
Необходимо отметить, что в период нынешней президентской гонки в Белоруссии российский фактор был не столь заметен, как в прошлые годы. Москва старалась не давить на Минск, не предъявляла белорусам каких-либо серьезных требований и при этом продолжала по мере возможностей поддерживать местную экономику. Как известно, в нынешнем году Россия уже выделила Белоруссии кредитов на сумму в 770 млн. долларов США, при этом по-прежнему остается открытым вопрос о предоставлении дополнительной поддержки в 3 млрд. долларов и возможности проведения реструктуризации белорусских долговых обязательств. Более того, в Кремле довольно спокойно продолжают смотреть на попытки сближения Минска с Брюсселем, заявляя о том, что Москва заинтересованы в нормализации белорусско-европейских отношений. Такая «мягкая» российская политика вполне может привести к тому, что белорусские власти перейдут грань дозволенного. Что при таком раскладе произойдет дальше, предположить нетрудно.
Если в Минске действительно посчитают, что на фоне кризиса российско-европейских отношений и ситуации на Украине Россия готова закрыть глаза на многое, то, после официального подтверждения своих полномочий, белорусская власть вполне может перейти в наступление. Это означает, что, официально заручившись поддержкой народа, руководство страны начнет требовать от России куда больше, чем сейчас, размахивая перед Кремлем своими отношениями с Западом. Конечно, это вряд ли нарушит многолетние связи между двумя странами, однако может крайне пагубно сказаться на белорусах. Россия вполне может в очередной раз использовать свой самый действенный инструмент – экономику, а противопоставить ему Белоруссии будет нечего. Вряд ли новые «друзья» из Европы согласятся взвалить на себя бремя содержания белорусской социально-экономической модели, что будет означать резкое падение уровня жизни простых граждан. За примером далеко ходить не надо – Украина, которая фактически ничего, кроме слов поддержки и мелких денежных подачек за последний год от ЕС и США так не получила.
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что первые месяцы после выборов 11 октября будут для белорусских властей одними из самых сложных с политической точки зрения, так как именно в этот период Минску будет необходимо решить, какую внешнеполитическую доктрину использовать дальше. Основывать ли ее на политике лавирования, рискуя не получить никаких особых выгод для внутреннего развития республики ни от одной из сторон, либо продолжить участвовать совместно с Россией в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. От того, что выберут белорусские политики, будет зависеть будущее и государства, и тех, кто на нынешних выборах выскажет им свое доверие.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.