САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Региональное сотрудничество России и Белоруссии – реальность и перспективы

Юрий Павловец: Региональное сотрудничество России и Белоруссии – реальность и перспективы

« Назад

Юрий Павловец: Региональное сотрудничество России и Белоруссии – реальность и перспективы 24.06.2015 07:58

Сегодня, на фоне глобальных процессов интеграции на постсоветском пространстве, практически незаметным остается региональное сотрудничество между странами-участниками Евразийского экономического союза и, в первую очередь, Белоруссии и России. При этом важность подобных связей по-прежнему остается крайне значимой, так как именно от них в настоящее время зависит существование реального сектора экономики на местах, а значит, и дальнейшее развитие производственной и торговой кооперации в рамках всего Евразийского экономического союза.

 Как известно, региональное сотрудничество России и Белоруссии сегодня  происходит, как правило, на уровне субъектов хозяйствования, органов административно-территориального управления, а также органов государственного управления. При этом  не менее 80 российских регионов, имеющих прямые хозяйственные и иные связи с Республикой Беларусь, осуществляют их на основе более 250 соглашений, а также протоколов и меморандумов, которые регулируют двустороннее взаимодействие в области торговли, научно-технического и культурного сотрудничества, рационального использования природных ресурсов, развития сельского хозяйства, улучшения транспортной и энергетической инфраструктуры и т.п. Наиболее активные торгово-экономические и культурные связи существуют между белорусскими областями и Центральным, Уральским, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами Российской Федерации. В целом же, в Белоруссии сегодня работает более двух тысяч организаций с российским капиталом, а в России – более тысячи организаций с белорусским. 

Традиционно Белоруссия поставляет на российский рынок продукцию машиностроения и сельского хозяйства, получая обратно углеводородное сырье, материалы и комплектующие. При этом сотрудничество уже не ограничивается только товарообменными операциями –активно развивается и промышленная кооперация: создаются совместные сборочные производства, что, в свою очередь, способствует созданию объектов сопутствующей инфраструктуры и обеспечивает занятость населения. 
1_беларусь россия
Региональным связям также способствует работа совместных рабочих групп по сотрудничеству (более чем с 40 регионами), а также Белорусско-Российский Совет по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления с Калининградской областью. Дополнительно, нельзя забывать и о существовании 11 отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, которые призваны способствовать оперативному решению ряда вопросов двусторонних отношений.  К тому же Белорусская торгово-промышленная палата (ТПП) ежегодно вместе с российскими партнерами проводит различные совместные мероприятия, двухсторонние визиты  представителей деловых кругов и прочее.  
За последние годы белорусские области сумели обзавестись довольно обширными связями со своими российскими коллегами. Наиболее активные связи у белорусов наблюдаются с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской, Смоленской, Оренбургской, Брянской, Нижегородской и Калужской областями, а также Республикой Татарстан. Объем внешней торговли с этими регионами превышает 70 процентов всего белорусско-российского товарооборота, что обусловлено спецификой двухсторонних поставок. И в настоящее время стороны не намерены останавливаться на достигнутом: планируется дальнейшее наращивание объемов взаимных поставок товаров, расширение товаропроводящей сети, укрепление производственной кооперации, а также создание совместных сборочных производств. При этом контакты выстраиваются на долгосрочной основе и учитывают тенденции современной экономической ситуации. 

В рамках регионального сотрудничества особое место занимает  приграничные связи двух государств. Так, между Гомельской и Рязанской областями уже давно подписан протокол об экономическом и культурном сотрудничестве, которым предусмотрены осуществление взаимных поставок продукции и организация выставок-ярмарок. На территории Брянской области с 2005 года действует совместное предприятие по производству сельскохозяйственной техники ПО «Гомсельмаш» – ЗАО СП «Брянсксельмаш».  Витебская область в настоящее время сотрудничает с двумя десятками регионов России, а значительная доля экспорта приходится на Смоленскую область, по объему товарооборота уступая лишь Москве и Московской области. Аналогичная ситуация наблюдается и в Могилевской области, производители которой активнее всего сотрудничают со Смоленской и Брянской областями России. И подобных примеров двухсторонних  связей, подтверждающих эффективность   взаимодействия двух государств, можно привести множество. Тем более, что период  2014 – 2015 годов ознаменовался ростом региональных отношений, так как стало очевидно, что   сотрудничества Белоруссии и России только на государственном уровне сегодня уже недостаточно для дальнейшего ускорения экономической интеграции.
2_беларусь россия
В нынешнем году уже состоялись десятки встреч между представителями белорусских и российских регионов. Например, делегация Гродненской области в феврале посетила Тамбов, в результате чего были подписаны договор между Гродно и Тамбовом об установлении побратимских связей, а также соглашение о сотрудничестве  между Гродненским отделением БелТПП и Тамбовской областной торгово-промышленной палатой. Тогда же в Ставрополе прошли Дни экономики Брестской области, в рамках которых было подписано соглашение о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами и расширении торговых связей между регионами, проведения семинаров и конференций по экспортным возможностям. Зимой – весной 2015 года в Калининградской ТПП прошла бизнес-миссия белорусских деловых кругов из Гродненской и Гомельских областей, а в Рязани была организована выставка-ярмарка товаров белорусских производителей. Весной также состоялись и ответные визиты российских деловых кругов в Белоруссию: делегации из Владимирской и Курской областей прибыли в республику обсудить перспективы наращивания объемов и расширения ассортимента белорусской мясной и молочной продукции. 

Не остановились контакты и летом. Более того, именно сейчас о необходимости развития регионального сотрудничества заговорили на самом высоком уровне. Так, еще 8 июня во время встречи глав МИД России и Белоруссии С. Лаврова и В. Макея было отмечено, что данные связи носят стратегический характер, и решено организовать  в сентябре Второй форум регионов Белоруссии и России в Великом Новгороде. Помимо всего прочего, белорусская делегация в первых числах июня провела двусторонние встречи с руководством и представителями деловых кругов Тверской области. Стороны договорились создать совместную рабочую группу по развитию сотрудничества, которая должна подготовить Соглашение между Правительствами Белоруссии и Тверской области о двустороннем сотрудничестве в приоритетных сферах, а также разработать Дорожную карту взаимодействия на два года. Чуть раньше, в республике с визитом находилась делегация во главе с губернатором Псковской области А. Турчаком, по результатом которой было решено актуализировать подписанное еще в 1997 году соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии между Витебской и Псковской областями. Помимо этого, совсем недавно в Бресте состоялась рабочая встреча главы Ставрополья В. Владимирова с министром промышленности республики В. Вовком, что свидетельствует о выходе российских регионов на новый уровень сотрудничества с Белоруссией. 
Однако при всей видимой положительной динамике развития региональных отношений, все же стоит отметить, что за последний год товарооборот между двумя странами, а значит и отдельными их регионами, существенным образом снизился. И объяснить подобное явление только экономическими проблемами и девальвацией российского рубля нельзя. Дело в том, что развитие российско-белорусских торгово-экономических связей на государственном уровне в определенной степени политизировано, а иногда и вовсе носит личностный характер, что не позволяет Белоруссии нарастить свое присутствие на российском рынке, особенно вдалеке от своих границ. Более того, и Минск, и Москва, несмотря на соглашения в рамках Союзного государства и ЕАЭС, все еще не смогли полностью отказаться от протекционизма, как скрытого, так и вполне официального. Дополнительно к этому, стоит отметить, что построение долгосрочного сотрудничества на основе двухсторонней кооперации порой упирается в  медлительность местных властей и административные методы управления, что особенно ярко проявляется в приграничных регионах. Именно здесь отчетливо видны основные проблемы белорусско-российского регионального сотрудничества: традиционность мышления государственной администрации, недостаточный уровень проработки правовых норм сотрудничества, протекционизм, а также контрабанда, свидетельствующая о весьма низкой эффективности существующих экономических связей.
3_беларусь россия
Трудности развитию регионального сотрудничества России и Белоруссии сегодня создает и ряд дополнительных причин. С одной стороны, это несовершенство межгосударственной правовой базы и консервативность национального законодательства в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества. Именно поэтому развитие отношений все тех же приграничных регионов   в настоящее время по-прежнему происходит в формате двусторонних договоренностей. С другой стороны, несмотря на продолжающуюся интеграцию, между Россией и Белоруссией, все еще существуют определенные  расхождения в характере, как государственного устройства, так и рыночных механизмов, что также откладывает серьезный отпечаток на межрегиональные отношения. В этой связи нынешний рост количества совместных акций и мероприятий по поддержанию культурных, экологических,   социальных  и иных связей видится крайне необходимым, так как именно они призваны не просто содействовать, но и идеологически обосновывать экономическую интеграцию двух стран. Это тем более важно, если помнить, что значительная часть российских регионов, с которыми у Белоруссии давно налажены прямые контакты, по своим социально-экономическим показателям и уровню развития значительно отличаются от белорусских регионов, как в лучшую, так и в худшую стороны. Более того, некоторая их часть и вовсе относится к отсталым или депрессивным регионам, в развитии которых сегодня заинтересовано не только российское руководство, но и все участники ЕАЭС. И в данном случае Белоруссия не является исключением, так как для ее экономики расширение сотрудничества с  российскими  регионами означает и расширение рынков сбыта, а значит, является одним из приоритетных направлений, не смотря на всю разность условий развития деловой активности в двух странах.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что в настоящее время региональное сотрудничество имеет тенденцию к серьезному ускорению. Это обусловлено, с  одной стороны, попытками найти выход из нынешней непростой экономической ситуации, вызванной продолжающимися антироссийскими санкциями, которые больно ударили и по Белоруссии. Вследствие сокращения доступа на европейский и мировой рынок белорусские и российские производители попросту вынуждены искать внутренние резервы для своего развития и, в том числе, на региональном уровне. С другой же – нельзя забывать и о политических мотивах: президентские выборы в Белоруссии и выборы глав некоторых субъектов Российской Федерации, которые должны пройти в нынешнем году. И для Минска, и для руководства российских регионов крайне важно продемонстрировать электорату свою заинтересованность в развитии местной экономики, чтобы иметь дополнительные козыри в предстоящем избирательном процессе. Поэтому совершенно неудивительно, что сегодня активизировались именно те российские регионы, где выборы губернаторов намечены в 2015 году. Остается надеется, что все это не просто часть предвыборных кампаний, а реальное желание сторон наладить плодотворное и долгосрочное сотрудничество. 

Таким образом, необходимо констатировать, что, несмотря на ряд сложностей, региональное сотрудничество Белоруссии и России сегодня является одним из наиболее эффективных направлений двухстороннего взаимодействия, так как ориентировано, по большому счету, на получение экономических выгод, а политические мотивы    находятся лишь  на втором плане. В дальнейшем же межрегиональные отношения должны будут позволить не только укрепить взаимовыгодные торгово-экономические и производственные связи, но и  объединить потенциалы государств для обеспечения их совместного прогресса в будущем.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru