Прошедшая в Москве 15 декабря встреча президентов России и Белоруссии вполне может быть названа логическим завершением развития отношения двух стран в 2015 году. Несмотря на то, что большинство аналитиков и средств массовой информации назвали итоги визита А. Лукашенко в Россию неопределенными, а разговор двух лидеров «разговором ни о чем», полностью согласиться с такой трактовкой нельзя. За общими фразами итогового заявления можно было увидеть, как главы государств пытаются найти выход из сложившейся сегодня сложной экономической и внешнеполитической ситуации.
Сам по себе официальный визит в Москву А. Лукашенко долгое время вызывал некоторые споры из-за его переноса практически на три недели. Как известно, изначально президент Белоруссии намеревался посетить своего российского коллегу еще 25-26 ноября. Однако тогда встреча была отменена в связи с «чрезвычайной загруженностью двух президентов». Многие увидели в этом некую особенную подоплеку – якобы Кремль таким образом выразил свое недовольство позицией белорусов по инциденту в сирийской небе, когда Турция сбила российский бомбардировщик Су-24. Правда, такая трактовка событий так и не нашла своего подтверждения – Москва ни на официальном, ни на каком-либо ином уровне не потребовала от белорусов объяснения, оставив им право самим решать, как реагировать на произошедшее. И даже тот факт, что фактически впервые за последние годы первый официальный визит А. Лукашенко состоялся не в Россию, а во Вьетнам и Туркменистан, не должны никого вводить в заблуждение. Отменять поездки из-за несостоявшейся встречи в России было бы бессмысленно, а потому никакого скрытого смысла в этом нет.
Перед началом переговоров главной интригой, по мнению многих экспертов, было то, будут ли на них обсуждаться вопросы о размещении на территории Белоруссии российской авиабазы и предоставлении республики очередного кредита. Однако, как оказалось, официально ни А. Лукашенко, ни В. Путин не обозначили эти проблемы отдельно, ограничившись лишь общими фразами. Для многих это стало неожиданностью, так как считалось, что вопрос о военной базе является, чуть ли, не определяющим во взаимоотношении двух стран. Оказалось, что это совсем не так, а лидеры Белоруссии и России формально не увязали развитие двухсторонних отношений с данным вопросом. Правда, если взглянуть на официальные итоги встречи, то можно предположить, что проблема базы все же обсуждалась, хоть и не была основополагающей.
Исходя из совместного заявления белорусского и российского президентов, сделанного после окончания переговоров, можно сделать определенные выводы о том, что на сегодняшний день является прерогативой в двухсторонних отношениях Белоруссии и России. И здесь можно выделить два основных направления.
Во-первых, это торгово-экономические отношения, которые, в первую очередь волнуют белорусскую сторону. Россия, как и прежде, остается главным внешнеэкономическим партнером республики, а российский рынок занимает около половины всей внешней торговли Белоруссии. Однако из-за санкционного противостояния, а также резкого падения цен на нефть товарооборот двух стран в нынешнем году уже сократился практически на четверть, составив всего 20,5 млрд. долларов США. Правда, в рублевом эквиваленте он, наоборот, вырос более чем на 20 процентов, до 1,3 триллиона российских рублей, но негативные тенденции не могут не беспокоить обе страны, особенно белорусов. Это связано с тем, что белорусская экономика крайне зависима от курса американской валюты, а значит, и местные производители находятся в более сложном положении, чем российские. Именно поэтому в Москве стороны договорились «скоординировать усилия в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза по созданию дополнительных условий для увеличения объема взаимной торговли и повышения деловой активности реального сектора экономик двух государств, в том числе путем проведения согласованной промышленной и агропромышленной политики, развития инвестиционного и инновационного сотрудничества, реализации совместных кооперационных и инфраструктурных проектов, устранения барьеров во взаимной торговле, активизации межрегионального, в том числе приграничного, сотрудничества как одной из фундаментальных основ двустороннего взаимодействия». Практически все вышеперечисленное крайне интересует белорусскую сторону, о чем неоднократно заявлял и президент республики. По его словам, сегодня важно сделать так, чтобы белорусские «товары и услуги не считались иностранными, а были практически как российские». При этом А. Лукашенко обратил внимание, что такие равные возможности и условия поставок белорусских товаров и услуг закреплены двусторонними соглашениями и нормами ЕАЭС. Проще говоря, соглашения по экономическому блоку, скорее всего, инициировались Минском. Белоруссия сегодня рассчитывает, что российская программа импортозамещения не нарушит достигнутых в рамках ЕАЭС договоренностей, а белорусские производители примут в ней самое активное участие. По словам А. Лукашенко, его республика «готова всемерно содействовать в удовлетворении потребностей российского рынка», на что уже получена поддержка президента России. Последнее свидетельствует о том, что в Москве совсем не против расширения присутствия белорусских товаров и услуг на российском рынке и готовы в этом помогать своим партнерам.
Интересно то, что, исходя из итогового заявления двух лидеров, экономический блок переговоров оказался достаточно небольшим. Однако это вовсе не означает, что в ходе разговора стороны не обсуждали возможность выделения Белоруссии кредита Россией или Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР), так как от этого фактически зависит ближайшее будущее республики. Сегодня Минск официально не настаивает на прямом кредитовании из России, но рассчитывает на помощь ЕФРС, куда заявку на получение 3 млрд. долларов белорусы подали еще в марте 2015 года. Правда, недавно стало известно, что Совет фонда пока не принял решение о выделении нового кредита РБ, даже несмотря на то, что Минск снизил свой запрос до 2 млрд. долларов США. Главной причиной было названо отклонение от первоначальных показателей плана действий по получению кредита, в частности, по росту зарплат бюджетникам и тарифов ЖКХ. Теперь, учитывая, что главным донором данного фонда является Россия, решение по кредиту будет зависеть от политической воли российского руководства, которое должно быть уверенно не только в экономической целесообразности кредитования, но и надежности своего партнера. Именно поэтому на встрече в Москве стороны уделили большую часть своего времени вопросом международного сотрудничества, от которых зависит дальнейшее развитие двухсторонних отношений.
Внешнеполитический блок вопрос стал вторым направлением переговоров двух президентов. При этом эта проблематика уже интересовала в большей степени Россию, для которой необходимо было понять, что стоит за нынешней внешнеполитической позицией Белоруссии. Поэтому абсолютное большинство пунктов итогового заявления двух лидеров, так или иначе, касалось международных вопросов.
Белоруссия и Россия обязались заниматься дальнейшим развитием интеграционных проектов на постсоветском пространстве «на основе взаимного доверия и учета интересов друг друга», а также «координировать действия в предстоящей работе «по модернизации Содружества Независимых Государств», ориентируясь на сохранение статуса международной организации, «отвечающей сегодняшним реалиям развития межгосударственного сотрудничества и способной противостоять современным вызовам и угрозам». Таким образом, подчеркивается, что оба государства не отказались от идеи продолжения интеграции и видят в этом несомненные перспективы. Это можно связать, с одной стороны, с необходимостью укрепления экономических связей в СНГ и ЕАЭС, а с другой – желанием противостоять политическим вызовам современности. Последнее, в первую очередь касается террористической угрозы и роста нестабильности в различных регионах, соседствующих с двумя странами. Президенты отдельно коснулись данного вопроса в своем заявлении: страны намерены «принимать активное участие в укреплении мира и стабильности, в том числе в предотвращении и мирном урегулировании международных конфликтов, постконфликтном миростроительстве и противодействии таким вызовам и угрозам, как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, трансграничная организованная преступность, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговля людьми».
Оба лидера согласились, что сегодня только совместными усилиями можно противостоять постоянно растущему давлению со стороны западных стран, которое ощущают на себе и Россия, и Белоруссия. Пожалуй, это одно из немногих совместных заявлений последнего времени, где Минск и Москва вместе говорят о необходимости отказаться от политики санкций, давлений и вмешательства в дела других государств. Это весьма актуально сегодня, особенно если вспомнить, что происходит в настоящее время на Украине и в Сирии. Именно там нарушаются все принципы международного права, а Россия безосновательно называется одним из виновников трагедий. Белоруссия, которая уже много лет позиционирует себя как надежный военно-политический союзник Москвы, в данном случае просто обязана иметь более четкую позицию, не ограничиваясь только нейтральными высказываниями. Именно поэтому стороны и договорились «оперативно обмениваться информацией, непосредственно влияющей на реализацию политических и экономических интересов Российской Федерации и Республики Беларусь», а президент Белоруссии отметил, что «расхождений у нас с президентом России абсолютно нет по этим проблемам (Сирия и Украина – Ю.П.)».
Вряд ли удивительным стало и то, что в итоговом заявлении была отмечена необходимость «продвигать идею гармонизации интеграционных процессов на западе и востоке Евразии» с основными торговыми партнерами на Евразийском континенте, а также «продолжить работу по сопряжению Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» с учетом интересов всех сторон процесса». Интерес России и Белоруссии к вопросу «интеграции интеграций» сегодня ни для кого не секрет, особенно в новых экономических реалиях. Более того Москва крайне заинтересована в том, чтобы Минск, стремясь занять определенную нишу в новом китайском проекте, не забывал и о российских интересах. При этом данный вопрос в России, в отличие от Белоруссии, не рассматривается как сугубо экономический, а связывается с международной обстановкой в регионе и различными политическими аспектами.
Не менее интересно оказалась и та часть заявления, которая касается необходимости «совместно работать над повышением уровня коллективной безопасности, в том числе в формате Организации Договора о коллективной безопасности». Ее можно рассматривать не только как желание сфокусировать внимание на вопросах обеспечения безопасности и стабильности на внешних рубежах ОДКБ в преддверии предстоящего 21 декабря саммита организации, но и как определенный ответ на вопрос о появлении в Белоруссии российской авиабазы. Вполне вероятно, что, если таковая и появится, то будет связана с силами ОДКБ, а не ВКС РФ. Это может решить ряд вопросов, как внутри Белоруссии, так и за рубежом, где некоторые политики рассчитывают использовать данную тему для очередной волны истерии вокруг действий России.
В целом же необходимо отметить, что встреча двух лидеров прошла вполне удачно и вряд ли ее можно назвать проходной и ничего незначащей. По словам А. Лукашенко, белорусы знают, чего хочет Россия от Белоруссии, а «Россия абсолютно знает, что надо Белоруссии от России». Не согласиться с данным заявление сегодня сложно – сколько бы ни было разногласий между двумя странами и Москве, и Минску всегда удавалось найти компромиссные решения, а развитие отношений между двумя странами никогда не останавливалось. Хочется надеяться, что во время встречи В. Путин и А. Лукашенко смогли найти слова, которые помогут двум странам преодолеть нынешние трудности, а белорусско-российские отношения выйдут на новый уровень своего развития.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.