Евразийский экономический союз (ЕАЭС), за последний год прошел достаточно серьезный путь своего развития. Несмотря на многие скептические взгляды и прогнозы экспертов, новое интеграционное объединение не только не остановило, но и продолжило свое движение вперед, привлекая к себе все больше внимания, как на просторах бывшего СССР, так и за его пределами.
Очередным подтверждением этому является вступление 6 октября в силу полноценного соглашения о свободной (ЗСТ) торговли с Вьетнамом, в результате чего «евразийская пятерка» получила выход на рынок с населением около 90 миллионов человек. И, по всей видимости, это не последнее подобное соглашение о ЗСТ со странами, не входящими в ЕАЭС – сейчас работа ведется с Израилем, Турцией, Ираном и Южной Кореей. Однако необходимо отметить, что при определенных успехах объединения на международной арене, внутри его границ по-прежнему не решено множество глобальных проблем, серьезным образом тормозящих его развитие. Это в очередной раз продемонстрировала встреча глав правительств ЕАЭС 27 октября нынешнего года в белорусской столице.
Известно, что в заседании участвовали главы правительств всех пяти государств–членов ЕАЭС: премьер-министры Армении Карен Карапетян, Белоруссии – Андрей Кобяков, Казахстана – Бакытжан Сагинтаев, а также России – Дмитрий Медведев и исполняющий обязанности премьер-министра Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков. Главной темой встречи, ставшей причиной многочасовых «жарких дискуссий», был вопрос о принятии Таможенного кодекса объединения. К сожалению, несмотря на то, что, по словам Дмитрия Медведева, удалось согласовать половину вопросов, решения о принятии Кодекса так и не было принято, а обсуждение должно быть продолжено в течение ближайших недель в Москве. И это притом, что принять данный документ стороны планировали еще в прошлом году, так как в нем заложены предпосылки для перехода к единому таможенному регулированию, а значит к действительной свободной зоне перемещения товаров и услуг на территории ЕАЭС.
Тот факт, что ТК не был окончательно согласован, абсолютно не удовлетворил, в первую очередь, белорусскую сторону, хотя планы по вынесению проекта Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС для подписания главами государств на заседании Высшего Евразийского совета в декабре нынешнего года остались неизменными. Премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков серьезным образом раскритиковал проблемные моменты в евразийской интеграции, особенно «регулярное принятие на национальных уровнях протекционистских по своей сути решений, противоречащих духу и букве союза». По словам белорусского премьера, если стороны не устранят имеющиеся барьеры и не создадут внутри Союза равные условия для субъектов хозяйствования, ЕАЭС «едва ли сможет защитить интересы своих субъектов хозяйствования даже на своей территории». При этом белорусов сегодня интересует согласование вопросов не только связанных с Таможенным кодексом, но и со свободной торговлей услугами, созданием единого энергетического рынка и многое другое, что, по мнению Минска, пока не позволяет использовать все свои возможности в рамках ЕАЭС. Об этом, к слову, заявил и президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи с руководителями правительственных делегаций СНГ и ЕАЭС. Как отметил глава республики, «Союз для того и создавался как более углубленная интеграционная форма, чтобы вместе преодолевать кризисы и застои в экономике, уважать интересы друг друга, сформировать общие рынки», однако сегодня «критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас, в Белоруссии, тревожные настроения по поводу перспектив не только СНГ, но и ЕАЭС».
Действительно, применение различных барьеров становится весьма актуальным вопросом в повестке дня многих государств и интеграционных объединений, в том числе и ЕАЭС. Сегодня, по некоторым подсчетам, из-за различного рода вопросов регламентации, а также существования барьеров, в Евразийском экономической союзе теряется не менее 15-30 % от общего экспорта товаров и услуг. Например, согласно исследованию Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, белорусские экспортеры еще в прошлом году оценили свои потери от нетарифных барьеров в торговле с Россией и Казахстаном на уровне 15%, казахстанские – 16% при экспорте в Россию и 29% при экспорте в Белоруссию, а российские – около 25% в каждую из стран. В нынешнем году ситуация кардинальным образом не улучшилась. Как свидетельствуют данные Евразийской экономической комиссии, в ЕАЭС насчитывается несколько десятков препятствий на пути свободного передвижения «чувствительных групп товаров»: изъятия из режима свободного движения товаров сохраняются по энергоносителям, алкогольной, табачной продукции и ряду других товаров. И связано это, в первую очередь с тем, что страны, декларируя свою приверженность единым нормам и стандартам в ЕАЭС, а также свободному перемещению грузов и рабочей силы в рамках Союза, все еще считают невозможным полностью отказаться от протекционизма. При этом подобная политика только провоцирует ответные реакции со стороны партнеров. Поэтому периодически и вспыхивают всевозможные молочные, мясные, нефтяные и прочие «войны», которые только усугубляют ситуацию.
Принято считать, что Таможенный кодекс позволит снять большинство из вышеуказанных вопросов, а выигрыш стран-участниц ЕАЭС будет более чем значителен. Например, у Белоруссии реальный ВВП может вырасти на 2,8%. Это прекрасно осознают в Союзе, так как его участники активно участвуют в разработке и имплементации не только ТК ЕАЭС, но и иных документов, которые должны позволить торгово-экономическим связям государств в рамках объединения развиваться более активными темпами. Однако, несмотря на это, они по-прежнему не готовы сделать более решительный шаг навстречу друг другу, считая свои интересы превыше общих. Для того чтобы понять, насколько тяжело идет процесс согласования, можно вспомнить, что по итогам внутригосударственного согласования проекта Таможенного кодекса ЕАЭС от пяти стран союза поступило порядка 600 поправок. При этом особые проблемы наблюдаются в области согласования разделов, связанных с таможенным регулированием в свободных экономических зонах, которые и в это раз в Минске полностью решены не были. Более того, остался неясен и вопрос о формировании единого рынка услуг, хотя еще 5 июля Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила 18 планов либерализации отдельных секторов услуг. Несмотря на то, что единый рынок услуг уже действует в 43 секторах с момента вступления в силу Договора о ЕАЭС, наиболее серьезные моменты сторонам пока согласовать не удалось. Стоит напомнить, что нынешний план предусматривает либерализацию сфер строительства, инжиниринга, услуг в сфере недвижимого имущества и оценки имущества, рекламы, туризма, производства и демонстрации кино- и видеофильмов, проведения научно-исследовательских работ и прочего.
Необходимо отметить, что кодификация таможенных норм и правил назрела давно, и страны-организаторы ЕАСЭ говорили о едином ТК еще задолго до подписания Договора о создании Союза. Это было связано с тем, что помимо необходимости приведения в соответствие с Договором прежнего кодекса Таможенного Союза, существовало около двух десятков соглашений, регулировавших таможенные правоотношения в рамках таможенного объединения. Это серьезным образом затрудняло работу, так как эти документы были написаны в разное время и содержали в себе ряд противоречий. Помимо этого, в старом Кодексе значительный сегмент полномочий отдавался на национальный уровень, что вело к различиям в осуществлении таможенных процедур и взимание таможенных платежей. Теперь же предполагается, что на национальном уровне останутся, в основном, технические и технологические вопросы, не затрагивающие общие интересы и не влияющие на функционирование единого рынка. Проще говоря, стороны должны перейти к единому таможенному регулированию, которое позволит прозрачно работать во всех странах ЕАЭС, регулируя на уровне Союза большую часть общих интересов. При этом структура таможенных органов и целый ряд технологических элементов их внутреннего функционирования должна будет остаться национальной прерогативой каждого государства. Поэтому совершенно неудивительно, что российская сторона считает, что нынешний ТК должен стать «полноформатным полноценным документом прямого действия, не разделенным на части, не сегментированным на какие-то отрезки, а именно определяющим то, каким образом будет существовать Таможенный союз, будет существовать Таможенный кодекс и развиваться, соответственно, наш Евразийский союз». Правда, одного желания России, как показывает практика, все еще недостаточно, о чем свидетельствуют некоторые исследование, производимые в рамках ЕАЭС.
Согласно анализам различных экспертов, за время существование ЕАЭС, несмотря на официальные претензии Минска к своим партнерам, не белорусские, а российские и казахстанские экспортеры в большей степени оказались подвержены ограничительному влиянию нетарифных барьеров на торговлю с государствами-членами ЕАЭС. Например, казахстанские промышленники по-прежнему сталкиваются с заметными трудностями при экспорте продукции машиностроительного комплекса в Белоруссию. Нетрудно догадаться, что такое положение вещей связано с различными препятствиями в рамках ЕАЭС, от которых объединению все еще не удалось избавиться: барьеры в национальном законодательстве стран, существующие в нарушение договорно-правовой базы ТС, ЕЭП и ЕАЭС; изъятия, принятые и согласованные всеми странами-членами ЕАЭС, официально ограничивающие свободный доступ некоторых товаров и услуг внутри Евразийского союза; а также косвенные ограничения, связанные со слабым информированием бизнеса и местных властей в странах объединения. Предполагается, что большинство из этих ограничений и проблем должны будут уйти в прошлое после принятия ТК ЕАЭС и окончательного согласования всех изъятий, прописанных в Договоре о создании ЕАЭС.
Приходится признать, что сегодня процесс интеграции все-таки идет не такими темпами, как хотелось бы его организаторам. При этом после того, как данный процесс был запущен, иного пути, как идти вперед, у сторон попросту нет. Это означает, что в рамках ЕАЭС необходимо выходить на новый уровень, упраздняя существующие изъятия, создавая единую конкурентную среду и снимая любые ограничения и барьеры на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Тем более что сегодня уже можно видеть, что эффект от первоначальной отмены таможенного контроля и свободной торговли постепенно стал исчерпываться, что подтвердил нынешний спад во взаимной торговле в рамках ЕАЭС. Поэтому, как уже указывалось выше, сегодня крайне важно выйти на новый уровень сотрудничества, перестав делиться на «своих» и «чужих». Принятие же ТК ЕАЭС станет первым шагом к подлинной интеграции в рамках объединения.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.