26 апреля в истории Белоруссии и России является, пожалуй, одной из самых трагических дат современности. Именно в этот день, 29 лет назад произошла трагедия на Чернобыльской атомной электростанции, последствия которой белорусы, украинцы и русские будут ощущать на себе еще не одно десятилетие. Несмотря на то, что современное молодое поколение уже и не задумывается о событиях конца ХХ века, сегодня трудно найти человека, который бы ничего не знал о Чернобыльской трагедии. Однако приходится констатировать, что по прошествии многих лет данная тема уже несколько потеряла свою остроту и получила в Белоруссии оттенок политического характера.
В Республике Беларусь трагедия 26 апреля 1986 года последние два десятилетия используется местной оппозицией не для того, чтобы напомнить всем о необходимости с особой осторожностью относиться к атомной энергетике, а для того, чтобы в очередной раз объявить о своей неприязни к России, призвать к свержению режима Лукашенко, а в нынешнем году и «освобождению» Украины. Как правило, все это устраивается во время так называемого «Чернобыльского шляха», приуроченного к годовщине трагедии. Именно в этот день, прикрываясь словами о необходимости вспомнить тех, кто своими жизнями предотвратил катастрофу мирового масштаба, белорусская оппозиция организовывает очередной политический спектакль с бело-красно-белыми флагами, криками «Ганьба!» (позор) и словами о евпроейскости Белоруссии. К сожалению, и нынешнее мероприятие вряд ли будет исключением.
Однако, несмотря на то, что сегодня в республике Чернобыльская трагедия в глазах простого обывателя отошла на второй план, уступив местно проблемам экономического характера, она по-прежнему является одной из ключевых в процессе взаимодействия России и Белоруссии, как на региональном, так и межгосударственном уровнях. И связано это, в первую очередь с тем, что последствия трагедии ни сегодня, ни в ближайшем будущем никуда не уйдут.
Как известно, после взрыва на 4-м энергоблоке ЧАЭС, который по общей мощности более чем в 100 раз превышал мощность ядерного оружия, примененного в Хиросиме и Нагасаки, в атмосферу выпало более 40 различных видов радионуклидов. Согласно официальным данным, радиоактивному облучению подверглись около 8,5 миллионов жителей Белоруссии, Украины и России, а загрязнению цезием-137 и стронцием-90 с периодом полураспада в 30 и 28 лет, соответственно, подверглось около 155 000 кв. км территории. Согласно оценкам специалистов, большинство радиоактивных осадков выпало именно на территории Республики Беларусь, загрязнив долгоживущими радиоактивными изотопами 23 % территории. Для сравнения, в России пострадало 0,5 %, а Украины 4,8% территории. В результате трагедии пострадало более 2,5 млн. человек, около 135 000 были перемещены в незагрязненные области республики, закрыт десяток заводов и фабрик агропромышленного комплекса, а общий ущерб, нанесенный аварией, составил 235 миллиарда долларов США, что являлось 32 годовыми бюджетами БССР за 1986 год.
В первой половине 1990-х годов Белоруссия была вынуждена тратить до 20 % своего бюджета на ликвидацию последствий аварии, что существенным образом сказывалось на экономическом развитии республики. На протяжении всего периода независимости вопросы жизнедеятельности населения на пострадавших территориях решаются в рамках работы «Государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». С 1991 по 2010 год уже были выполнены 4 такие программы с общим финансирование практически в 20 млрд. долларов США. При этом основным приоритетом всех программ являлись защитные мероприятия. Сегодня реализуется пятая Государственная программа на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Объем ее финансирования на 2011-2015 годы составляет более $2,3 млрд. долларов США, а приоритетом является переход от реабилитации пострадавших территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию.
Исходя из необходимости много миллиардных финансовых вливаний в реализацию программ, для Белоруссии всегда было крайне важно найти поддержку среди стран мирового сообщества и, в первую очередь, России, для которой проблема загрязнений территорий также является весьма актуальной. На протяжении всего периода независимости Республика Беларусь предпринимала большие усилия для того, чтобы внимание и помощь международного сообщества в преодолении последствий трагедии не ослабевали. Например, еще в 2003–2005 гг. для систематизации и изучения вопросов, связанных с аварией на ЧАЭС, именно по инициативе Белоруссии, к которой присоединились Россия и Украина, был учрежден Чернобыльский Форум ООН, в котором приняли участие самые авторитетные организации мира: Международное агентство по атомной энергии, Всемирная организация здравоохранения, Программа развития Организации Объединенных Наций и т.д. Помимо этого, для мобилизации международных ресурсов и усилий в этом направлении по предложению белорусской стороны Генеральная Ассамблея ООН на регулярной основе и единогласно, начиная с 1990 года, принимает резолюции с соответствующими рекомендациями государствам и своим специализированным учреждениям. Более того, на основании данных резолюций, 2006–2016 гг. объявлены «Десятилетием восстановления и устойчивого развития пострадавших территорий».
Конечно, международная помощь Белоруссии является крайне важной составляющей борьбы с последствиями Чернобыльской трагедии и восстановления нормальной жизни на пострадавших территориях. В данном вопросе именно учреждения системы ООН осуществляют практическое содействие в решении поставленных перед республикой задач, а за последние десятилетия помощь республике от этих структур составила более 50 млн. долл. США. Помимо этого, еще приблизительно столько же Белоруссия получает ежегодно в виде безвозмездной гуманитарной помощи от благотворительных организаций и частных лиц. Однако очевидно, что выделяемых международных средств крайне недостаточно, и они являются скорее символическим признанием мировой общественностью Чернобыльской трагедии. Поэтому для руководства республике на сегодняшний день приоритетным является сотрудничество именно с Россией, для которой данная проблема не менее актуальна, а потому и помощь от нее на порядок выше.
Практически сразу после обретения независимости, белорусское руководство обратилось к своим российским коллегам с предложением продолжить совместные усилия по борьбе с последствиями аварии. В январе 1992 года между двумя странами было подписано «Соглашение об объединении и координации усилий государств - участников Содружества по минимизации и преодолению последствий чернобыльской катастрофы». Однако наиболее серьезное сотрудничество между странами началось с созданием Союзного государства. За последние десятилетия (с 1998 по 2010 годы) уже были реализованы три программы совместной деятельности в рамках СГ по преодолению последствий чернобыльской катастрофы объемом финансирования около 80 млн. долларов США каждая, что в несколько раз превышает те суммы, которые выделяют белорусам международное сообщество. Мероприятия в рамках данных программ позволили осуществить значительные вложения в строительство и оснащение медицинских объектов, таких как Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, а также Гродненского завода медицинских препаратов. Были осуществлены проекты адресной помощи в реабилитацию хозяйств на загрязненных радионуклидами территориях, в том числе разработана и введена в действие система практических мер, которые обеспечивали бы диагностику, лечение и профилактику заболеваний проживающего здесь населения – прежде всего, заболеваний молочной железы и нарушений репродуктивной системы у женщин, детей и подростков. Помимо этого, шло становление, развитие и практическая отработка новых подходов ведения информационной работы по чернобыльской тематике, а также создан Российско-белорусский информационный центр с отделениями в Москве и Минске.
В рамках реализации программ были созданы единые для двух государств нормативно-технические документы по мониторингу радиоактивного загрязнения почвы, поверхностных вод и атмосферы, а также единые регистры и канцер-регистр участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС России и Белоруссии. Разработан единый банк данных по основным аспектам чернобыльской катастрофы и «Атлас современных и прогнозных аспектов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», который предоставляет уникальную картографическую информацию о загрязнении (ретроспектива, современное состояние и прогноз до 2056 года) территории двух стран радионуклидами чернобыльского происхождения. И все это лишь малая толика того, что было сделано двумя государствами в процессе совместной работы.
Сегодня подходит к концу и четвертая совместная программа России и Белоруссии на период до 2016 года, которая направлена на «эффективное использования потенциала Союзного государства, созданного во время предыдущих программ, для обеспечения безопасной жизнедеятельности на загрязненных территориях и повышения качества жизни пострадавших граждан» двух государств. В ее рамках особое внимание уделяется развитию передовых технологий медицинской помощи и реабилитации, совершенствованию системы радиационной защиты на пострадавших территориях, управление территориями с высокими уровнями загрязнения, а также информационной, просветительской и социально-реабилитационной политике.
Необходимо отметить, что сегодня значительную часть информационно-просветительских задач выполняет «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данная структура стремится преодолеть «чернобыльские мифы и стереотипы» и раскрыть потенциал загрязненных территорий. Поэтому именно здесь разрабатываются направления информационно-просветительской работы, в том числе и с использованием современных IT-технологий. Например, уже начато внедрение системы дистанционного консультирования на базе местных информационных структур, что открывает новые возможности для проведения совместных мероприятий российских и белорусских специалистов в режиме он-лайн. Формируется совместный фонд информационных ресурсов по вопросам преодоления последствий чернобыльской катастрофы, а также создается российско-белорусский научно-технический электронный архив по проблемам радиационной защиты населения. Помимо этого, в рамках развивающего единого информационного пространства сегодня разрабатывается российско-белорусский информационный интернет-портал по проблемам преодоления последствий трагедии, главной целью которого является «формирование радиоэкологической культуры и развитие адекватного отношения людей к радиационной опасности». Интересно то, что данный проект предполагает его развитие в основной интернет-ресурс по чернобыльской проблематике в глобальной сети.
Помимо информационной работы, между Белоруссией и Россией не прекращается и сотрудничество в области здравоохранения. Например, 16 апреля нынешнего года на заседании Комиссии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, было решено организовать в 2016 году высокотехнологичное лечение граждан Союзного государства, пострадавших от Чернобыля. Для этого из бюджета планируется выделить 184 млн. российских рублей. В качестве исполнителей предполагается привлечь три медицинских центра, созданных и во многом оснащенных из бюджетных денег СГ: Санкт-Петербургский и Гомельский центры радиационной медицины и Радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба в Обнинске. По мнению экспертов, высокотехнологичную помощь в будущем году смогут получить свыше 800 граждан России и Белоруссии, а само мероприятие должно получить статус ежегодного, поскольку количество людей, получивших серьезные заболевания в результате облучения, не уменьшается.
Таким образом, можно констатировать, что сегодня Республика Беларусь не одинока в своей борьбе с последствиями Чернобыльской трагедии. И, несмотря на различную помощь международного сообщества, которая имеет тенденцию с каждым годом становиться все меньше, все же главным белорусским партнером в данном вопросе, по-прежнему, остается Россия. Совместные усилия двух стран, к сожалению, не могут вернуть экологическую безопасность загрязненных регионов, однако позволяют минимизировать последствия и максимально помочь пострадавшим от аварии людям. Именно поэтому политизация всего, что связано с Чернобыльской аварией, сегодня выглядит, по меньшей мере, неуместно. Хотелось бы надеяться, что белорусские оппозиционеры найдут в себе силы, чтобы отказаться от собственных амбиций и признать, что бороться с последствиями аварии на ЧАЭС можно только совместными с Россией усилиями, отринув различного рода предрассудки и не превращая данную проблему в орудие политики.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.