САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Выгоды и риски от присоединения Кыргызстана к ЕАЭС

Юрий Павловец: Выгоды и риски от присоединения Кыргызстана к ЕАЭС

« Назад

Юрий Павловец: Выгоды и риски от присоединения Кыргызстана к ЕАЭС 17.06.2015 10:25

13 июня стало известно, что премьер-министр России Д. Медведев подписал постановление о предоставлении президенту В. Путину права на ратификацию Договора о присоединении Кыргызской республики к Договору о Евразийском экономическом союзе. Чуть позже, 16 июня парламент Армении на внеочередном заседании так же одобрил подобный документ. Таким образом, процесс расширения ЕАЭС, как и обещалось всеми лидерами союза в конце мая в Бурабае, продолжил свое развитие без каких-либо остановок. И, несмотря на некоторые опасения киргизов, а также скептические высказывания некоторых экспертов, вступление Бишкека в Евразийский союз можно рассматривать как определенный прорыв на азиатском направлении, который может принести существенные выгоды не только Кыргызстану, но и другим странам-участникам данного объединения.

Необходимо напомнить, что процесс вхождения Кыргызстана в ЕАЭС носил довольно специфический характер, а в самой республике до последнего сомневались в выборе дальнейшего пути развития страны. С одной стороны, правительство республики было практически уверенно, что в течение ближайших трех лет все негативные последствия вступления в Евразийский экономический союз будут преодолены, и страна получит возможность дальнейшего более успешного развития. С другой – некоторые парламентарии и бизнесмены видели в интеграции на постсоветском пространстве слишком большие риски, в первую очередь, связанные со слабой конкурентоспособностью местных товаров, осложнением транзита китайского ширпотреба в Россию, а также проблемами во Всемирной торговой организации, членом которой Кыргызстан является еще с 1998 года. Действительно, после окончательного присоединения к ЕАЭС Бишкек не сможет выполнять некоторые обязательства перед ВТО и будет вынужден выплатить данной структуре компенсацию: по разным подсчетам, от 1 до 7 млрд. долларов США. Для страны с ее ВВП около 6-10 млрд. долларов США в год эта цифра попросту неподъемная и может даже означать банкротство. Более того, некоторое недоверие высказывают и киргизские эксперты, которые считают, что республика может превратиться в сырьевой придаток союза, а его торговую политику будут определять в Москве, а значит, и все выгоды будет получать именно Россия, а не Кыргызстан.
1_кыргызстан
Однако необходимо отметить, что все подобные заявления и страхи в Кыргызстане вызваны не столько реальными рисками, сколько нежеланием чиновников и некоторых местных предпринимателей двигаться вперед и менять устоявшиеся правила игры. Особенно это стало заметно после того, как Россия и Казахстан в рамках Таможенного союза начали наводить порядок на своих границах, значительно сократив неконтролируемый транзит китайских товаров через Кыргызстан, что, в свою очередь, сильно ударило по местному бизнесу. К сожалению, многие в республике так и не смогли понять, что время критики и старых принципов работы прошло и теперь стране необходимо перестраивать свою жизнь на новый лад. Тем более что иного выхода, кроме присоединения к ЕАЭС у киргизов фактически не осталось – заменить рынок России и Казахстана рынками Узбекистана и тем более Таджикистана не получится никогда, а Западу киргизские товары и вовсе не нужны.

Видимо именно это, а также решительная позиция Россия в вопросе финансовой помощи Кыргызстану и стали решающими – 23 декабря 2014 года Кыргызстан подписал Договор о вступлении в Евразийский экономический союз, и сегодня речь уже идет о его ратификации другими участниками объединения. Необходимо отметить, что при вступлении киргизы получили некоторые льготы, которых были лишены иные члены союза, например, торгово-экономические преференции по ряду товарных позиций сроком на пять лет. Да и доля от общих таможенных сборов ЕАЭС Бишкеку также была увеличена до 1,9 % (у Армении, которая также недавно стала частью союза, эта доля составляет 1,11 %). Плюс к этому Россия согласилась создать совместный с Кыргызстаном фонд с капиталом в 1 млрд. долларов США, средства из которого должны будут идти на восстановление и развитие промышленного сектора страны. Уже только это поможет киргизам адаптироваться к новым условиям и дать определенный толчок к дальнейшему развитию страны.

Конечно, выгоды от вступления Кыргызстана в ЕАЭС, как для самой республики, так и для остальных его участников на сегодняшний день все еще до конца не обозначены и носят порой не только экономический, но и политический характер. Так, Бишкек официально рассчитывает на увеличение притока в страну новых инвестиций, в первую очередь, со стороны России, а также на расширение рынков сбыта местной продукции и преференции в области энергетических поставок. Более того, немаловажным фактом остается и возможность улучшить демографической ситуации в стране. Последнее связано с тем, что в аграрный сектор, швейную и некоторые иные отрасли промышленности страны начнут приходить инвесторы, что позволит создать новые рабочие места, а значит, и остановить поток трудовых мигрантов за рубеж. Впоследствии, в Бишкеке рассчитывают провести индустриализацию страны и повысить свой статус в азиатском регионе. Конечно, все это перспектива не ближайшего года, но желание киргизов выйти на новый уровень не может не вызывать уважения.
2_еаэс
В отличие от Кыргызстана, выгоды других участников ЕАЭС выглядят гораздо скромнее и, как уже указывалось выше, не всегда носят только экономический характер. Например, российские экономические интересы в республике на сегодняшний день крайне малы, за исключением создания совместных предприятий в области добычи редкоземельных элементов, цветных и драгоценных металлов, а также контроля на киргизских границах за контрабандой из Китая. Поэтому интерес Москвы в данном случае в больше степени связан с геополитической ситуаций в Центральной Азии и места в ней России. Определенным доказательством этому является нахождение в Кыргызстане нескольких российских гражданских и военных объектов: испытательная база в Караколе и узел связи в Чалдоваре, а также автономный сейсмический пункт в Майлуу-Суу и авиабаза в Канте. Экономические же проекты, такие как, например, строительство Камбаратинской ГЭС 1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, признаны большинством экспертов для России нецелесообразными и невыгодными с экономической точки зрения. Однако даже в этом случае, переоценить место Кыргызстана в обеспечении российских национальных интересов в азиатском регионе крайне сложно.

Совершенно иная картина наблюдается в отношении Казахстана, у которого среднегодовой оборот с Кыргызстаном составляет около 900 млн. долларов США, и который продолжает удерживать третье место среди торговых партнеров республики – более 12% в киргизском товарообороте (на первом месте Россия – 26,7%, а затем Китай –16,8%). При этом Астана в последние годы добилась сугубо положительного сальдо: в 2014 году казахи экспортировали сюда товаров на 563 млн. долларов США (к слову, это в десятки раз больше объема казахстанского экспорта в Белоруссию). Более того, в Казахстане рассчитывают, что после ратификации всех договоров и протоколов, в страну увеличится приток дешевой рабочей силы, особенно в приграничные области, где проблема трудовых ресурсов сегодня стоит крайне остро. Именно поэтому в Астане и возлагают определенные надежды на ускорение развитие торгово-экономических и иных связей с Кыргызстаном после его окончательного присоединения к ЕАЭС.

Что касается Белоруссии, то в данном случае необходимо отметить, что Кыргызстан все еще занимает практически незаметное место во внешнеэкономической деятельности республики. Однако в условиях нынешнего кризиса, даже на такое, на первый взгляд, небольшое расширение рынков сбыта для белорусской продукции в Минске смотрят с определенной надеждой. Особенно, если учитывать, что сегодня именно Центральная и Средняя Азия рассматриваются белорусами как одно из самых перспективных направлений торговли. Подтверждением этому является тот факт, что сегодня некоторые белорусские компании заняли ключевые места в некоторых отраслях киргизской экономики. Например, в области торговли сахаром четыре белорусских завода уже создали здесь «Белорусскую сахарную компанию» и смогли установить абсолютную монополию на поставки данной продукции в Кыргызстан. И в будущем данное сотрудничество будет только нарастать, о чем было заявлено белорусским премьер-министром А. Кобяковым на недавнем заседании глав правительств СНГ и ЕАЭС в Бурабае: «Белоруссия приложит все усилия, чтобы задействовать весь потенциал сотрудничества. Мы готовы поставлять в вашу страну технику, наращивать импорт высококачественного хлопка и инвестировать в сахарные заводы». Правда, необходимо отметить, что нынешний двусторонний товарооборот все еще далек от того, на который рассчитывают в Минске – в 2014 году он составил чуть более 95 млн. долларов, хотя и с положительным для белорусов сальдо почти в 90 млн. долларов.

В целом же, присоединение Бишкека к ЕАЭС выгодно абсолютно всем его участникам, даже Армении, товарооборот которой с Кыргызстаном носит все еще символический характер – около 400 тыс. долларов США в год. Несмотря на тот факт, что нынешние интересы, как Кыргызстана, так и остальных участников Евразийского экономического союза в ряде случаев отличаются друг от друга, и Минск, и Москва, и Астана, и Ереван, и Бишкек, по-прежнему, уверены в правильности выбранного ими пути. И это позволяет надеяться на то, что присоединение киргизов к ЕАЭС не станет его последним расширением.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru