« Назад
27.07.2015 10:08
Украинские чиновники обратились к правительству республики Беларусь с транзитной просьбой о сотрудничестве. На территории дружественной для Киева Литвы с 1 января 2015 года заработал терминал по приему сжиженного газа. В связи с бурным ростом украинской промышленности и неуклонным снижением тарифов приходится искать новые источники энергии. Реверсных газовых потоков и собственных добывающих мощностей уже не хватает. Традиционные поставки по цене 247 $/тыс. кубометров избыточно дороги и стратегически опасны, диверсификация понад усе.
Авторство обращения принадлежит руководителю управления евроинтеграции Министерства энергетики и угольной промышленности. Есть такое управление в составе украинского МинЭнерго, надо же ему чем-то заниматься. Постройка СПГ-терминалов на черноморских берегах, реверсный газ из Словакии, подача на ту же Словакию жалоб в Еврокомиссию за непрозрачные контракты с Газпромом обходит вниманием северное направление евроинтеграции. То есть белорусское. Географическую лакуну следует заполнить, интеграция должна быть (кругосветной) всесторонней. В точном виде транзитно-энергетическая челобитная выглядит так: «…речь идет о поставках газа на Украину с клайпедского терминала СПГ… вопрос очень сложный, т.к. ГТС Белоруссии принадлежит Газпрому,… просим наших белорусских партнеров изучить такую возможность…».
Подобные прожекты действительно очень хороши. Для той бюрократической структуры, которая их генерирует. Единственный недостаток таких планов – принципиальная невозможность осуществления – надежно скрыт блестящими перспективами, преодолением второстепенных сложностей и образной критикой всех оппонентов. Главное – избегать конкретной информации, подменяя экономическое обоснование политическими лозунгами. Кому интересны скучные цифровые выкладки, евроинтеграторы специализируются на кружевных сказках.
В порту г. Клайпеда действительно функционирует СПГ-терминал, номинальной приемной мощностью 4 млрд. м3 в год.Это больше всех литовских потребностей, ныне составляющих 2.7 млрд. м3.К сожалению, консерваторы и ретрограды препятствуют доступу сжиженного газа на свободный рынок даже в демократической Литве. Терминал загружен всего на 14 % от своих возможностей.У литовских газовиков действует единственный экспортный контракт с норвежской StatOil, на 0.54 млрд. м3 в год. Остальные миллиарды кубометров Литве приходится приобретать у Газпрома.Одновременно вносятся ежегодные арендные платежи размером 50 млн. долларов норвежским владельцам терминала Independence. И будут вноситься на протяжении 10 лет, вне зависимости от интенсивности использования регазификационых мощностей и трудностей литовского бюджета.На Украине ежегодно добывается 19 млрд. м3 природного газа – в 35 раз больше, чем поступит в Клайпеду за весь 2015 год.
Оптовая стоимость поступающего в Литву сжиженного газа известна. Она составляет 319 евро за тысячу кубометров. Для конечных литовских потребителей цена за тысячу газовых кубометров достигает 690 € (например, у клиентов Vilniaus energija).По нынешнему довольно выгодному курсу стоимость тысячи кубометров литовского газа равна 350 долларов, если покупать на клайпедском причале по входящей цене.Аренду терминала и износ оборудования необходимо компенсировать, да и какую-то прибыль литовские компании должны извлекать из газового снабжения Украины.Останется присовокупить стоимость транзита. Добавить издержки на технологическую модернизацию литовской и белорусской ГТС, которые никогда не прокачивали газ с севера на юг. Учесть подготовку инфраструктуры и хранилищ на украинской территории и т.д.
В итоге стоимость литовского разжиженного газа для Украины составит более 400 $/тыс. кубометров. При полном согласии всех сопричастных к делу сторон, при внезапном появлении у клайпедского причала вереницы пузатых газовозов вместо эпизодических рейсов, при наличии денег для своевременных платежей.Действующая для Украины цена голубого топлива от Газпрома равна 247 $/тыс. кубометров.Очевидно, что энергетический диктат российского монополиста препятствует невероятно выгодным поставкам из Литвы и заслуживает введения новых санкций.Управление евроинтеграции в составе украинского Министерства энергетики и угольной промышленности заработало солидные премии и дальнейшее поощрение.
Постоянную разработку новых планов и стыдливое забытье старых необходимо поставить на поток, что затруднительно без материального стимулирования сказителей.С другой стороны, украинские чиновники занимаются пустой болтовней – а их литовские коллеги вынуждены объяснять выгоду полупустого терминала с полноценным долговым бременем на шее литовских налогоплательщиков.Место встречи газовых фантазий изменить нельзя, ибо «cамое дорогое на свете – это глупость, потому что за неё дороже всего приходится платить».
Источник
Комментарии
Комментариев пока нет
|