« Назад 22.02.2024 15:44 «Сохранение и развитие православной культуры и духовно-нравственных ценностей» - круглый стол под таким названием с участием депутатов Парламентского Собрания Союзного государства прошел в Минске. Говоря о значимости встречи в рамках круглого стола с участием депутатов Парламентского Собрания Союзного государства митрополит Вениамин, отметил: «Значимость встречи познается по плодам. Важно обсуждать темы, которые нас волнуют и те положительные наработки, которые есть в России и в Беларуси, чтобы им дать больше развития сообща». Отвечая на вопросы журналистов перед началом встречи, Владыка отметил: «Открываются новые перспективы, но не так легко воплотить в жизнь задуманное, поменять те установки, которые нам настойчиво предлагает Запад. Есть проблема сохранения отечественного духовно наследия, культурно-исторических традиций, семейных ценностей. Сейчас нужно объяснять молодому поколению, как надо, как правильно». Митрополит Вениамин напомнил о том, что именно молодое поколение нужно в первую очередь учить, как «стремиться к духовному совершенствованию, к контролю над своим поведением, учить ответственности за свои поступки, дела и даже мысли перед Богом и людьми». «Человек познает мир духовных ценностей, который становится главным фактором в его поведении, является фундаментом воспитания. Если обратиться к наставлениям святых, просиявших в вере православной, то именно духовные ценности были основополагающими в процессе воспитания и обучения. Святитель Иоанн Златоуст учил размышлять о духовных предметах, слушать, изучать Слово Божие. Православный богослов, проповедник и просветитель Кирилл Туровский призывал содержать ум в чистоте. Преподобная Евфросиния Полоцкая тоже учила соблюдать душевную чистоту», - привел примеры из поучений святых владыка. Надо учить молодых людей управлять собой, своими поступками, работать над исправлением своих недостатков, заботиться об очищении грехов, помнить о ценности любви и в жизни каждого человека. «Как возродить духовность, душевность, человечность? Это важнейшие составляющие человеческой жизни, которые, по сути, делают человека таковым с большой буквы. По замыслу Творца каждый человек, и все человечество в целом, создавалось как существо одухотворенное. Поэтому нам нужно возвращаться к истокам, вспоминать, каким должен быть человек», - сказал в своем выступлении митрополит Вениамин. Владыка также отметил, что не только Церковь должна заботиться о духовном и нравственном совершенствовании молодежи: «И образование, и в сфере информационной, молодежной политики, семейной политики различные организации, общественные объединения должны объединить свои усилия. Говорить об одном, но по-разному, об одном, но разным людям и сознавать, что это основа будущего. Мы видим, что идет расчеловечивание человека. Нужно противопоставить этому свои убеждения, свои духовные традиции как богатейшее духовное наследие». Говоря о ценности семьи и радиционных ценностей митрополит Минский и Заславский отметил: «Мы много говорим, как помочь современной семье, как решить демографическую проблему. Нам больше нужно создавать фильмов, которые говорят о семейной жизни, для семьи - фильмы, которые говорят о человеке, о человеческом предназначении, показывают духовную красоту, о которой надо говорить как можно больше, говорить сообща и в России, и в Белоруссии. У российского кинематографа больше возможностей, надеюсь, что эта тема семейная и тема личного развития духовного человека найдет отражение в современном искусстве и кино». Белорусский митрополит критично высказался о некоторых тенденциях в либеральном понимании искусства, напомнив слова апостола Павла: «Выдающийся философ, святой I века, апостол Павел, говорил о том, что: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (Кор. 6:12). Мы, к сожалению, наблюдаем, как порой современному человеку сложно эти слова вместить. Так он порой перестроен на другое мировосприятие: жизнь дана для наслаждений - для того, чтобы не ограничивать себя в своих желаниях. Но мы видим, что чем больше человек раскрепощается, старается проявить свободу, тем сложнее ему находить удовлетворение своих желаний». Противоположным является пример святости, которому надо следовать в своей жизни. «Выдающиеся святые, подвижники удалялись в уединенные места. В глуши прибывали преподобный Сергий Радонежский, преподобный Феодосий Киево-Печерский. Они уходили в леса, а к ним приходили туда князья, бояре - люди разных сословий за помощью, за советом, за вразумлением. Они уходили в пустынные места, где обладали всем, ни в чем не нуждались. Когда их посещали, предлагали им какое-то материальное благо, помощь, еще что-то – они говорили: «Нам ничего не надо, мы все имеем». Более того, они давали миру, который приходил к ним», - привел пример в подтверждение сказанного владыка. «Одной из особенностей православной культуры является ее мистическое восприятие. Убедиться в этом можно, вспомнив рассказ о выборе веры великим князем Владимиром: посетив богослужение в храме святой Софии в Константинополе, его послы в восторге говорили князю, что не знали они – находятся они на небе или на земле, потому что нет на земле такой красоты, и поэтому не знают, как и рассказать об этом. Почти через тысячу лет эту мысль продолжит сын белорусской земли Феодор Михайлович Достоевский, - в Брестской области находится родовое имение Достоево, - Федор Михайлович так лаконично выразил свою мысль: «красота спасет мир». Мы часто слышим эту крылатую фразу, но всегда ли задумываемся над ее глубинным смыслом? Первоначально можно подумать, что великий писатель говорит здесь о внешней привлекательности - красоте, однако, в его рассказах, в его произведениях эта мысль не находит себе подтверждения, ведь эта материальная красота является временным явлением, и поэтому первична духовная красота, которая в глубине своей содержит силу, способную к преображению и спасению мира. Этому примеру следовали и святые. Можно вспомнить святую блаженную Ксению Петербургскую. Женщина, которая взяла на себя добровольно подвиг юродства, притворялась потерявшей рассудок, ходила по улицам Санкт-Петербурга в таком несуразном облачении супруга своего, умершего внезапно; была предметом насмешек , порой издевательств даже, но при этом люди замечали - насколько это одухотворенный человек, насколько она исполнена любви и заботы о каждом, приходящем к ней. Она исполнялась духом пророчества, духом сострадания к людям, и мы видим красоту, которая скрывается за этим внешним обликом таким, может быть, неприглядным, неаккуратным. Можно вспомнить также пример святой блаженной Валентины Минской. Она больше 30-и лет была прикована к постели – слабая, немощная женщина. В период Великой Отечественной войны многие, провожали своих близких на войну, не известно, как за них молиться, как у их положение дел. Святая Валентина помогала этим людям. Красота человека проявляется в его помыслах, в подвиге добра. Пришествие в мир Христа-Спасителя задало новый импульс в изменении человека в лучшую сторону. Теперь каждый, кто встречается с Богом в своей жизни, преображается духовно, наполняется силами для своего совершенствования и жизни в мире со своим ближними. Такое преображение произошло и с нашими славянскими народами на рубеже первого и второго тысячелетия. Народы России и Белоруссии -наследники Владимирова крещения - православия. Сегодня мы с вами несем ответственность по сохранению для следующих поколений всего того, что создано ценного и значимого для наших братских народов. Напомню, что Господь, раздавая таланты, ждет от людей плодов. Поэтому так высоко и значимо сохранение в нашем обществе ценностей и традиций, издревле воспринятых нашими благочестивыми дедами. Также надо говорить о семье, как основе формирования системы жизненных ценностей ребенка. Необходимо вернуть семье функцию воспитания, а это возможно лишь при комплексном подходе, духовно-нравственном и педагогическом - на всех этапах развития. Семья неразрывно связана с национальной культурой. Кризис культуры и кризис семьи связан с потерей культуры», - кратко охарактеризовал современную ситуацию в своем докладе митрополит Минский и Заславский Вениамин. Владыка пожелал участникам встречи плодотворного диалога по актуальным вопросам и успеха в трудах на благо Отечества нашего, преподав архиерейское благословение. Теолог-религиовед Юлия Чирва КомментарииКомментариев пока нет |