САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Обучение в ВУЗах России. Конкурсы, олимпиады. Повышение квалификации. \ Преподаватели русского языка, проживающих за рубежом, прошли обучение в «Зимней школе» в Санкт-Петербурге.

Преподаватели русского языка, проживающих за рубежом, прошли обучение в «Зимней школе» в Санкт-Петербурге.

« Назад

22.02.2024 15:31

С 12 по 17 февраля 2024 года Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга при поддержке Россотрудничества проводил в Санкт-Петербурге обучение 47 преподавателей русского языка старшей школы из числа соотечественников, проживающих за рубежом. Программа направлена на поддержку интереса к изучению и преподаванию русского языка и русской культуры, поддержание распространения знаний о русском языке среди российской зарубежной диаспоры и укрепление связей соотечественников с исторической родиной.
 
Для преподавателей из Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Южной Осетии и Швеции была разработана программа, объединяющая теоретические и практические занятия по методике преподавания русского языка как родного и неродного. Кроме образовательной части, программа включала в себя проведение круглых столов для обмена опытом работы. Участники "Зимней школы" разместились в историческом центре Петербурга, где каждая улица и здание наполнены духом русской культуры, посетили Малый драматический театр, государственный литературный музей «Двадцатый век» и Институт русской литературы.

1

Образовательная программа реализована одним из ведущих государственных профильных заведений Российской Федерации – Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского. В стенах академии состоялось торжественное открытие «Зимней школы», где участников приветствовали первые лица принимающей стороны.
 
Шевцов Павел Анатольевич, заместитель руководителя Россотрудничества, отметил: «Большой интерес к изучению русского языка наблюдается не только в странах СНГ, но и в Западной Европе, Юго-Восточной Азии, Африке, соответственно и востребованность преподавателей русского языка как родного и как иностранного растет. Развивается формат онлайн обучения, появляются новые платформы. От преподавателя многое зависит - интерес к русскому языку и стремление ребенка к его изучению. Если у преподавателя горят глаза, если он профессионально подкован, есть методическая поддержка, он вдохновит детей на обучение. Для этого работает программа поддержки соотечественников».

5

Марков Сергей Леонидович, временно исполняющий обязанности председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, подчеркнул следующее: «Санкт-Петербург является лидером в России по методикам преподавания русского языка для разных целевых групп. Мы приглашали преподавателей-логопедов, воспитателей и учителей дошкольников, в 2023 году приезжали учителя начальных классов, эта «Зимняя школа» собрала соотечественников - преподавателей русского языка в старших классах».

Образовательная программа для зарубежных преподавателей началась со знакомства участников друг с другом. В неформальной обстановке педагогам было предложено представиться и коротко рассказать о том, с какой целью они приехали в Санкт-Петербург на курсы. Уже на этапе презентации стало понятно, что приехали профессионалы своего дела, увлеченные и опытные педагоги.
 
Вдохновляющая лекция доцента кафедры филологического образования СПб АППО Федорова Сергея Владимировича о феномене русского языка стала первым погружением в проблематику курсов. «Преподаватели русского языка и литературы стран бывшего Советского союза являются соотечественниками, потому что у нас общее Отечество. Нам легко находить общий язык, нас объединяет любовь к общему делу и русскому языку. Со слушателями работают профессионалы Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, которые передают методику преподавания. Однако, мы не только делимся своим знанием, мы и учимся. Сегодня в школах Петербурга огромное количество инофонов, мы тоже сталкиваемся с проблемами обучения русскому языку как иностранному, и опыт преподавателей русского языка из других республик оказывается востребован в нашей профессиональной среде», - делится своими наблюдениями Сергей Владимирович.

9

Слушателями являются представителями разных культур, разных языковых групп со своим восприятием русского языка, поэтому программа нацелена на общую методику обучения русскому языку как родному или неродному. Однако, практические занятия помогают решать конкретные задачи- психолого-педагогического сопровождения детей-билингвов, преодолевать фонетические трудности, изучать логику и эстетику русской орфографии и пунктуации, использовать приемы и упражнения для обучения чтению и письму и многое другое. 
 
«Я приехала в «Зимнюю школу» за возможностью профессионального общения. Меня как преподавателя русского языка как родного впечатлила детальная проработка текстов, примеры и задачи. Я занимаюсь подготовкой детей к олимпиадам, поэтому с большим интересом вникла в подходы в работе с высоко мотивированными детьми, рассмотрела предложенный комплекс заданий», - рассказывает Ольга Блажко из Республики Беларусь.
 
Среди участников программы есть заслуженные учителя Республики, преподаватели с большим опытом обучения русскому языку как родному и как иностранному. Своими методическими находками участники поделились друг с другом в рамках круглых столов. Участники курсов обсуждали, каким должен быть урок русского языка, как изучать русский язык в контексте русской культуры. В общей сложности 17 преподавателей из Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Швеции представили свои методические рекомендации по работе с детьми – инофонами. Педагоги говорили о том, как научить понимать текст, как изучать язык и культуру через театр, как использовать электронные образовательные ресурсы в практике педагога – русиста.
 
Восторг и неподдельное восхищение вызвал у преподавателей Институт русской литературы или Пушкинский дом, где гостей встречал лично директор института, доктор филологических наук Валентин Вадимович Головин. 14 тысяч листов рукописей А.С. Пушкина хранятся в Институте русской литературы, они оцифрованы и скоро станут доступны благодаря проекту «Пушкин digital». По настоянию классика «следовать за мыслями великого человека - есть самая занимательная наука», преподаватели читали его записи, и рифма как будто рождалась там в рукописном отделе. Педагоги следовали за пером Александра Сергеевича и испытывали счастье от сложенного стиха. Пробовали угадать басню Ивана Андреевича Крылова, который записывал только первые несколько букв от каждого слова. Легко и свободно следовали за Михаилом Юрьевичем Лермонтовым туда, «где сливаяся шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Антон Павлович Чехов своей изящной подписью завершил прием гостей в Пушкинском доме.
 
Малый драматический театр Льва Додина распахнул свои двери с красивейшей пьесой «Дядя Ваня». Богатство и сила русской культуры, русского языка, русского человека в каждом слове, каждом монологе. «Мы, дядя Ваня, будем жить...Будем трудиться для других».
 
Закрытие программы состоялось 17 февраля в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского. В торжественной обстановке участникам были вручены удостоверения о повышении квалификации. 
 
«Уверен, что полученные знания были действительно полезными и в дальнейшем будут использоваться в вашей практической деятельности, помогут в достижении профессиональных успехов и намеченных целей», - подвел итог программы Александр Ганин, начальник отдела по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом, Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.
Участники курсов горячо поблагодарили всех организаторов мероприятия, отметили содержательность курсов, возможность профессионального общения. В завершении встречи читали Есенина, Рождественского, обещали обязательно вернуться в Санкт-Петербург.
 
Недельное погружение в русский язык и русскую культуру закончилось. Преподаватели вернутся домой, к своим ученикам с новыми знаниями, с новыми надеждами. Уезжая, обещали друг другу продолжить общение в социальных сетях, на новых встречах, в новых проектах. И это очень важно. Понимать, что ты не один, что есть в наших странах такая сила – педагоги русского языка. И эта сила дает уверенность в том, что вместе мы сохраним бесценное русское культурно-гуманитарное наследие.



Последние новости
все новости
09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

28.06.24

Чем дальше от нас уходят грозные военные годы, чем меньше в живых остаётся бывших партизан и подпольщиков, боровшихся с фашистами в трудных условиях оккупации, тем важнее хранить память об этом героическом времени и самоотверженной борьбе белорусского народа с фашизмом. Те суровые годы породили по-настоящему яркие образы и личности, которые, как это не раз бывало в нашей истории, будь это монгольское нашествие, смутное время или же война с Наполеоном, возглавили общенародную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru