« Назад 01.03.2024 17:31 Уже третью неделю - с начала учебного семестра - студенты российских и белорусских вузов имеют возможность изучать историю Союзного государства по конкретному учебнику. Это первое полноценное учебное пособие, посвященное союзной проблематике, за все годы существования Союза. Символично, что авторский коллектив, работавший над ним, объединил авторитетных историков обеих стран. В целом появление учебного пособия стало одним из результатов многолетнего сотрудничества ведущих исторических академических и университетских центров России и Беларуси. В частности, исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Института истории НАН Беларуси, исторического факультета Белорусского государственного университета, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Федеральной национально-культурной автономии Белорусов России при поддержке Федерального агентства России по делам национальностей. Перед учеными - авторами учебника - стояла непростая задача: систематизировав базовые исторические факты, сформировать общие для российских и белорусских историков методологические принципы, исторические подходы, наполнить уточненным содержанием исторические понятия, термины... Почему же выход столь необходимого вузовского учебника стал возможен только сейчас, хотя острая необходимость в нем возникла далеко не вчера? Об этом мы спросили Сергея Кандыбовича, одного из авторов учебника, председателя Федеральной национально-культурной автономии Белорусов России, академика РАО. - Мы многие годы слышали, мол, Союзное государство вроде есть, а воз и ныне там. Может быть, то, что тема российско-белорусской интеграции не была в числе важнейших новостей и главных пунктов внутренней повестки каждой из наших двух стран, было следствием планов и действий тех, кто не предполагал своей деятельностью способствовать усилению ни России, ни Беларуси, - предположил Сергей Львович. - Но время все расставляет по своим местам. И сейчас, когда процессы стали разворачиваться в другую сторону, тогда и стал наконец-то возможен выход нашего учебного пособия. Только сейчас, хотя о готовности его создания мы, наш российско-белорусский коллектив, в первый раз заявили еще 15 лет назад. И заявляли после этого не единожды. Поддержки только не находили... По мнению ученого, система образования всех уровней - важнейшая часть сохранения национальных государственных интересов. - Никакая третья сила не может оказывать ни малейшего влияния на то, что формирует умы маленьких и молодых граждан своего Отечества. Времена, когда содержанием школьных учебников рулили иностранные фонды, ушли в России и Беларуси в прошлое, надеюсь, навсегда, - подчеркнул Сергей Кандыбович. - Но расслабляться нельзя. Молодежь в зоне особого риска: только отвернемся, очередной крысолов с дудочкой уведет всех наших детей из города, как в старой сказке, предоставив им преференции за участие в противоправных действиях против собственного Отечества, лишит корней, Родины, языка, друзей, родных, силы и будущего... Система образования всех уровней - важнейшая часть сохранения национальных интересов Так что учебники - это очень серьезно. А данное учебное пособие - это наш вклад в общее дело, которое значительно больше одной книги. Но это тот камешек, который очень нужен в общем движении... Высоко оценивает значимость нового учебника и Вадим Лакиза, директор Института истории НАН Беларуси. - Быстрое было решение, но очень взвешенное, по подготовке рукописи коллективного учебного пособия, отвечающее государственным задачам и запросам общества, - подчеркнул ученый. - Сформировался сбалансированный, целенаправленный коллектив авторов, в том числе и молодых ученых двух стран, заряженный на выполнение задачи. Мы понимали и видели, какой огромный объем материалов и информации есть, с какой скоростью он прирастает, какие просто необъятные темы появляются постоянно в рамках развития и укрепления Союзного государства...
Мы поинтересовались у Вадима Леонидовича, насколько сложно историкам работать над темой, которая находится в постоянном развитии. К примеру, одна из глав учебника посвящена Форумам регионов Беларуси и России, и повествование о них заканчивается на седьмом по счету форуме. А в ведь в июне 2024 года пройдет одиннадцатый форум регионов! - У нас сегодня есть четкое понимание того, что еще многие нераскрытые страницы истории Союзного государства будут отражены в новом дополненном издании учебного пособия, - объяснил Вадим Лакиза. - Да и если говорить объективно, то, думаю, только развитию гуманитарного сотрудничества в рамках Союзного государства нужно посвящать отдельные книжные издания. Значительны активизация и прирост совместных исследований и практико-ориентированных мероприятий за последние годы. К тому же оценку роли личностей в этом вопросе тоже было бы правильно сделать! Историю ведь творят люди! Сегодня я вижу, как отдельные слова, главы нашего издания и всех наших уже опубликованных и новых задуманных совместных трудов соединяются в длинную крепкую цепочку плодотворных взаимоотношений белорусских и российских историков и всех гуманитариев, направленных на сохранение исторической памяти, отстаивание наших национальных интересов, укрепление гуманитарной безопасности стран в рамках Союзного государства Беларуси и России... К слову, появлению российско-белорусского учебника для высшей школы "История Союзного государства" предшествовал выход летом 2023 года также совместного уникального по фактуре учебного пособия "История белорусских земель и белорусского государства. Краткий очерк. Материалы к лекционному курсу" ("СОЮЗ. Беларусь - Россия" писал о нем 21 июня 2023 года. - Прим. ред.). В работе над ним принимал участие тот же авторский коллектив ученых. А сам учебник, по сути, является концепцией преподавания белорусской истории, разработанной российскими и белорусскими историками как единое видение. Сегодня оба учебных пособия успешно проходят апробацию в вузах России и Беларуси. В частности, в МГУ имени М.В. Ломоносова они включены в список обязательной литературы по курсу "История стран ближнего зарубежья", который читается для всего потока исторического факультета. Их используют в рамках спецкурса "История Союзного государства Беларуси и России" и спецкурса на иностранном языке "Основные этапы формирования Союзного государства Беларуси и России с 1996 года (на белорусском языке)" как обязательную литературу. Эти учебные пособия рекомендованы слушателям Межфакультетского учебного курса МГУ им. М.В. Ломоносова "История, проблемы и перспективы Союзного государства Беларуси и России", который по выбору могут посещать все учащиеся Московского университета. В Белорусском государственном университете учебные пособия рекомендованы при освоении курсов "Власть и общество в Беларуси в новое и новейшее время", "Модернизационные процессы в Беларуси". А также используются в преподавании в рамках первой Международной российско-белорусской магистерской программы МГУ имени М.В. Ломоносова и Белорусского государственного университета "История белорусской диаспоры". Сегодня оба учебных пособия успешно проходят апробацию в вузах России и Беларуси Работа над такими масштабными учебными проектами - это реальный вклад ученых-историков обеих стран в формирование единого образовательного пространства России и Беларуси. Так считает Оксана Солопова, один из редакторов изданий, руководитель лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. - Можно сказать, что это рутинный процесс учебно-методического обеспечения учебного процесса. Можно сказать, что это ближайшие и долгосрочные наши планы в рамках сложившегося многолетнего российско-белорусского партнерства. А можно сказать, что сегодня это та часть сотрудничества историков двух стран, которая неостановима, как сам исторический процесс, который, и при нашем скромном участии тоже, формирует единое социогуманитарное пространство Союзного государства, - подчеркнула историк. Важная деталь - учебное пособие "История белорусских земель и белорусского государства" используется на уроках истории уже и в средних школах тоже! Например, в качестве дополнительной литературы в рамках семинарских занятий-уроков в профильных историко-филологических и социально-экономических 10-х и 11-х классах Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова. - Могу сказать, что мы активно работаем над самым широким внедрением наших учебных пособий в обеспечение методического процесса, - уточнила Оксана Вячеславовна. - Так, с нового учебного года оба наши российско-белорусские пособия будут включены в список рекомендованной литературы для подготовки к олимпиадам школьников "Ломоносов" и "Покори Воробьевы горы!" по истории и смежным дисциплинам. Запланировано и включение данных изданий в список рекомендованной литературы для подготовки к дополнительному вступительному испытанию по истории для поступающих в Московский университет на программы бакалавриата и магистратуры. По мнению Оксаны Солоповой, все усилия авторского коллектива, какими бы благими начинаниями они не были продиктованы, ничтожны, если учебник не начал работать, если по нему не ведется преподавание... "А по нашим и студенты, и школьники уже учатся, и это главное", - констатировала историк. Ольга Герасименко |