Вопрос: Как вы оцениваете успехи российско-белорусской экономической интеграции на данном этапе?
Борис Грызлов: У нас есть 28 союзных программ, которые последовательно реализуются. Это был двухлетний план, и выполнено уже 74% из всех интеграционных мероприятий, которые были намечены — при том, что впереди ещё девять месяцев. Так что мы идём с явным опережением.
Вопрос: Сегодня доля выполнения союзных программ оценивается в 3/4, но их направления не конкретизируются. Вы могли бы рассказать о них подробнее?
Борис Грызлов: Есть многие программы, которые уже завершены — например, в сфере налогообложения. А часть проектов ещё продолжают выполняться — это очень важные, в частности, для Беларуси программы по созданию единого рынка газа, нефти и электроэнергии. Есть очень интересные инициативы, касающиеся микроэлектроники и освоения космоса, и здесь у белорусских предприятий даже имеется определённый приоритет — например, создание спутников дистанционного зондирования Земли с разрешающей способностью 35 сантиметров. С точки зрения технологий это серьёзный шаг вперёд. При этом для Беларуси очень важно, что по мере углубления интеграции существенно вырос экспорт в Россию: в частности, за 2022 год — более чем на 40%. Впервые за многие годы у республики сложился профицит торгового баланса.
Вопрос: Тема этой недели — тактическое ядерное оружие. Президент России Владимир Путин говорил о его размещении, а сегодня Президент Беларуси Александр Лукашенко говорил о возвращении тактического ядерного оружия. Какова цель этих шагов?
Борис Грызлов: Напомню, что изначально теме размещения ядерного оружия в Европе дали старт Соединённые Штаты ещё в 1950-е годы. Сегодня существует пять стран, где находится американское ядерное оружие — это Бельгия, Нидерланды, Италия, Германия и Турция. Действительно, в ряде европейских столиц возникла паника по поводу договорённости о перемещении тактического ядерного оружия в Беларусь. Но здесь необходимо учитывать контекст и очень важные нюансы. Ведь страны Европы, в которых размещено американское ядерное оружие, являются лишь марионетками Вашингтона. А мы находимся в границах нашего Союзного государства — у нас имеется общая Военная доктрина, ведётся совместное патрулирование границ, созданы единые силы ПВО.
Мы укрепляем наше союзное оборонное пространство и перемещаем ядерное оружие ближе к европейским странам. Думаю, что это следует оценивать как достижение определённого паритета. Давайте вспомним 1962 год — Карибский кризис, когда Советский Союз разместил своё оружие на территории Кубы. Как говорят очевидцы тех событий и историки, это был момент, когда мир был близок к третьей мировой войне. Но именно с достижением паритета возможностей нанесения ядерного удара стороны перешли к переговорам, которые завершились тем, что СССР вернул своё ядерное оружие с Кубы, а США одновременно убрали соответствующие типы вооружений из Турции.
Поэтому — возвращаясь к теме тактического ядерного оружия на территории Беларуси — я полагаю, что это как раз не эскалация ситуации, а возможность размена.
Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.
В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.
Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.
Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».
В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели.