САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Посольство России в Белоруссии \ Декларация Российской Федерации и Республики Беларусь о повышении роли международного права

Декларация Российской Федерации и Республики Беларусь о повышении роли международного права

« Назад

29.11.2024 15:31

Российская Федерация и Республика Беларусь, 

подчеркивая первостепенное значение целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций для поддержания международного мира и безопасности, 

ссылаясь на резолюцию 2625 (XXV) Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года, которой утверждена Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 

подтверждая необходимость всеобщего соблюдения и осуществления верховенства права как на национальном, так и на международном уровнях, а также свою приверженность международному порядку, основанному  на международном праве, 

будучи убежденными, что многосторонний правовой подход является важным элементом существующего международного порядка и  эффективным способом поддержания мира и содействия развитию, 

утверждая и признавая ценность каждого субъекта международного права как важного участника международных отношений и члена международного сообщества, 

рассматривая международное право как одно из выдающихся достижений человеческой цивилизации, помогающее нациям и народам сохранять мир, стабильность, уверенность в своем безопасном будущем и доверие друг к другу, ограждающее суверенитет государств и человеческое достоинство от дискриминации и несправедливого принуждения, а природу – от хищнической эксплуатации, 

подтверждая обязанность государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или любой другой формы принуждения, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства  и реализации народами их права на самоопределение, свободу  и независимость, 

призывая государства и международные организации исключить практику двойных стандартов или навязывания своей воли другим субъектам международного права, 

ссылаясь на резолюцию 3281 (ХХIX) Генеральной Ассамблеи  от 12 декабря 1974 года, содержащую Хартию экономических прав  и обязанностей государств, согласно которой ни одно государство не может применять по отношению к другому государству или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер принудительного характера, направленных на ущемление его суверенных прав  или на извлечение из этого какой-либо выгоды, 

полагая, что «односторонние принудительные меры» означают принимаемые государством, группой или объединением государств  или международными организациями меры принудительного характера в нарушение принципов суверенного равенства государств и  невмешательства во внутренние дела государств, в том числе оказание давления в любой форме, будь то политической, судебной, финансовой или экономической, в целях принуждения другого государства к изменению своей политики, и которое связано с причинением ущерба этому государству и тем, кто поддерживает его политический курс, 

признавая, что односторонние принудительные меры в определенных случаях противоречат резолюциям Совета Безопасности, принятым  на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций,  и нарушают прерогативы Совета Безопасности, предусмотренные Уставом Организации Объединенных Наций, 

учитывая важность свободной торговли для развития государств  и благополучия их народов, 

подтверждая, что односторонние принудительные меры препятствуют полному осуществлению прав и свобод человека и затрудняют полную реализацию прав, закрепленных в основных международных договорах  по правам человека, 

приняли следующую Декларацию: 

Раздел 1. Повышение роли международного права 

1.1. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют  о приверженности принципам международного права, как они отражены  в Уставе Организации Объединенных Наций и Декларации 1970 года  о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принципы международного права  во всей их совокупности и взаимосвязи являются фундаментальной основой справедливых и равноправных международных отношений, характеризующихся взаимовыгодным сотрудничеством, создающей сообщество единого будущего для человечества и формирующей общее пространство равной и неделимой безопасности и экономического взаимодействия. 

1.2. Российская Федерация и Республика Беларусь разделяют точку зрения, что международное право призвано объединять его субъектов для обеспечения их свободы, процветания, взаимного уважения и добровольного сотрудничества, а не быть орудием, направленным на установление несправедливого господства, дискриминацию, подавление одних государств другими государствами, группами или объединениями государств или  международными организациями в нарушение Устава Организации Объединенных Наций. 

1.3. Российская Федерация и Республика Беларусь исходят из того,  что принцип суверенного равенства государств имеет важнейшее значение  для стабильности международных отношений. Государства пользуются своими правами на основе независимости и на равных основаниях и берут  на себя обязательства и ответственность на основе взаимного уважения. Государства имеют право участвовать в развитии, толковании и применении международного права на равных основаниях и обязаны соблюдать международное право добросовестно, единообразно и последовательно. 

1.4. Российская Федерация и Республика Беларусь вновь подтверждают принцип, согласно которому государства воздерживаются от угрозы силой или от ee применения в нарушение Устава Организации Объединенных Наций, и поэтому осуждают одностороннее применение вооруженной силы, которое не является реализацией права на индивидуальную либо коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций. 

1.5. Российская Федерация и Республика Беларусь полностью поддерживают принцип невмешательства во внутренние или внешние дела государств и характеризуют как нарушение этого принципа любое вмешательство одних государств во внутренние дела других государств  с целью организации свержения законных правительств. Российская Федерация и Республика Беларусь считают нарушением этого принципа действия, совершаемые в любой форме и под любым предлогом в целях дестабилизации или подрыва стабильности другого государства или любого из его институтов. 

1.6. Российская Федерация и Республика Беларусь подтверждают приверженность принципу сотрудничества между государствами, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, с целью поддержания международного мира и безопасности и  содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях. 

1.7. Российская Федерация и Республика Беларусь не приемлют экстерриториальное применение государствами национальной юрисдикции  и законодательства в нарушение международного права как еще один  из примеров нарушения принципа невмешательства во внутренние дела государств. 

1.8. Российская Федерация и Республика Беларусь считают одним  из элементов принципа невмешательства в дела государств и проявлением  их суверенитета право на определение своего пути развития, собственной политической, экономической, культурной и социальной системы  в соответствии с волей своего народа без внешнего вмешательства, принуждения или угроз. 

1.9. Российская Федерация и Республика Беларусь подтверждают принцип мирного разрешения международных споров и выражают твердое убеждение, что государства обязаны урегулировать споры при помощи средств и механизмов разрешения споров, согласованных между ними, и все средства урегулирования споров должны служить цели разрешения споров мирным путем в соответствии с применимым международным правом и  иметь конечными итогами ослабление напряженности и налаживание мирного сотрудничества между спорящими сторонами. Для поддержания мирового правопорядка принципиально важно, чтобы все средства и  механизмы урегулирования споров были основаны на согласии и  использовались добросовестно и в духе сотрудничества в соответствии с  принципами Устава Организации Объединенных Наций, а их цели не  подрывались злоупотреблениями. 

1.10. Российская Федерация и Республика Беларусь придерживаются мнения о том, что добросовестная имплементация общепризнанных принципов и норм международного права исключает практику «двойных стандартов», одностороннего принуждения или навязывания некоторыми государствами собственного видения внутренней и внешней политики другим государствам. Российская Федерация и Республика Беларусь отвергают концепции, направленные на подрыв мирового порядка, основанного на международном праве, и в этой связи будут противодействовать продвижению вместо него в современных международных отношениях так называемого «порядка, основанного на  правилах», влекущего, среди прочего, дискриминацию различных государств и народов по социальным, экономическим, политическим, культурным, цивилизационным и иным основаниям. 

1.11. Российская Федерация и Республика Беларусь осуждают терроризм во всех его формах и проявлениях как глобальную угрозу международному миру и безопасности и вновь заявляют, что терроризм  не должен ассоциироваться с какой-либо религией, национальностью, этнической группой или цивилизацией и что любые террористические акты являются преступными и не имеющими оправдания, независимо  от их мотивов. Они отмечают необходимость объединения усилий  и комплексного подхода для предупреждения терроризма и борьбы с ним  в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, и устранения причин и явлений, которые порождают данное социальное зло, в частности на основе выполнения Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций.  Они подтверждают готовность совместно бороться в соответствии  с международными обязательствами Российской Федерации и Республики Беларусь с распространением террористической и экстремистской идеологии, а также противодействовать вербовке в ряды террористических организаций. 

1.12. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют,  что международные обязательства, касающиеся иммунитетов государств,  их собственности и должностных лиц, должны неукоснительно соблюдаться государствами. Нарушения этих обязательств не соответствуют принципу суверенного равенства государств и могут способствовать обострению напряженности в двусторонних и глобальных отношениях. 

1.13. Российская Федерация и Республика Беларусь подчеркивают важную роль Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в поддержании верховенства права в отношении деятельности в Мировом океане. Принципиально важно, чтобы положения этого универсального международного договора применялись последовательно и таким образом, чтобы не наносить ущерба правам и законным интересам государств-участников Конвенции, в том числе государств-участников, не имеющих выхода к морю, и не ставить под угрозу целостность установленного Конвенцией правового режима, включая реализацию в соответствии  с Конвенцией свободы транзита. 

1.14. Российская Федерация и Республика Беларусь намерены противодействовать незаконным односторонним подходам к  урегулированию кризисных ситуаций по всему миру, а также активно продвигать справедливые многосторонние и коллективные подходы, основанные на общепризнанных принципах и нормах международного права, в целях решения актуальных глобальных и региональных вопросов. 

1.15. Российская Федерация и Республика Беларусь выражают обеспокоенность в связи с тенденцией к политизации международного правосудия и деятельности международных судебных органов, в том числе обладающих компетенцией выносить решения по вопросам международного уголовного права и применения односторонних принудительных мер.  Они считают неприемлемым нарушение этими органами общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе касающихся иммунитета должностных лиц государства от иностранной и международной юрисдикции. 

1.16. Российская Федерация и Республика Беларусь выступают за более справедливое и сбалансированное географическое представительство судей, арбитров и экспертов в международных судебных, арбитражных и иных органах, уполномоченных разрешать споры при помощи третьих независимых сторон, которое обеспечивало бы равное цивилизационное, регионально-интеграционное, политико-правовое и социально-экономическое представительство государств в таких органах. 

1.17. Российская Федерация и Республика Беларусь констатируют  и осуждают попытки злоупотребления универсальной уголовной юрисдикцией, которые подрывают взаимное доверие субъектов международного права и международное сотрудничество в сфере международной уголовной юстиции. 

1.18. Российская Федерация и Республика Беларусь подтверждают непреходящее значение для международного права Нюрнбергского  и Токийского процессов в контексте осуждения преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных в ходе Второй мировой войны, которые требуют постоянного и неизменного привлечения к ним внимания, в целях предупреждения совершения подобных масштабных преступлений в будущем и сохранения памяти об их многочисленных жертвах. Они подчеркивают, что факты изгнания и истребления нацистами  и их пособниками мирного населения СССР, установленные в Приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге, расцениваются  как геноцид народов Советского Союза. 

1.19. Российская Федерация и Республика Беларусь выступают  за создание условий для равного и полноправного участия представителей всех государств в развитии современного международного права с учетом многообразия политико-правовых, социально-экономических и регионально-интеграционных систем. 

1.20. Российская Федерация и Республика Беларусь отмечают актуальность содействия неукоснительному соблюдению в ходе любого рода вооруженных конфликтов норм международного гуманитарного права  и намерены поддерживать усилия своих соответствующих национальных органов по совместному поощрению преподавания, распространения знаний  о международном гуманитарном праве и созданию условий  для их надлежащей имплементации, в том числе в контексте новых вызовов для международного гуманитарного права, возникающих в условиях расширения использования современных цифровых технологий в военной деятельности. 

1.21. Исходя из отношений стратегического партнерства Российская Федерация и Республика Беларусь полны решимости укреплять двустороннее сотрудничество по поддержанию и повышению роли международного права в укреплении справедливого и равноправного международного порядка, основанного на положениях Устава Организации Объединенных Наций и иных фундаментальных нормах международного права, отражающих свободную волю всех государств и народов. 

1.22. Российская Федерация и Республика Беларусь поддерживают создание механизмов координации и консультаций между внешнеполитическими ведомствами, другими заинтересованными государственными органами и академическими кругами двух стран в целях осуществления положений настоящей Декларации как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций, структур и инициатив, участниками которых они являются. 

Раздел 2. Руководящие принципы, касающиеся квалификации односторонних принудительных мер в качестве противоправных, а также путей и средств противодействия, смягчения и компенсирования негативных последствий таких мер 

2.1. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют  o приверженности разработке международно-правовых документов  об осуждении и запрещении односторонних принудительных мер, принимаемых в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и  норм международного права в целом. 

2.2. Российская Федерация и Республика Беларусь осуждают произвольное введение односторонних принудительных мер, поскольку принятие подобных мер государствами, группами или объединениями государств и международными организациями в отсутствие соответствующего решения Совета Безопасности ООН или в дополнение  к принятым им мерам, может лишить объекта и целей меры Совета Безопасности ООН, подорвать целостность и эффективность систем глобальной и региональной безопасности. 

2.3. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют о  недопустимости создания препятствий в связи с односторонними принудительными мерами для доступа физических и юридических лиц к  правосудию, реализации права на справедливое судебное разбирательство, к  мерам защиты прав, а также для привлечения к ответственности и  получения возмещения причиненного ущерба вследствие нарушения таких прав. 

2.4. Принимая во внимание отмечаемые проблемы, связанные с  неправомерной практикой применения односторонних принудительных мер, Российская Федерация и Республика Беларусь провозглашают нижеследующие руководящие принципы, касающиеся квалификации таких мер в качестве противоправных, а также путей и средств противодействия, смягчения и компенсирования негативных последствий их применения: 

1) принятие каким-либо государством, группой или объединением государств или международными организациями односторонних принудительных мер является неправомерным, противоречит Уставу Организации Объединенных Наций и другим нормам международного права, и влечет за собой международно-правовую ответственность; 

2) государство, группа или объединение государств или  международные организации, которые принуждают другое государство или иного субъекта международного права к принятию односторонних принудительных мер, несут международную ответственность за данное деяние; 

3) односторонние принудительные меры, в том числе экстерриториального характера, осуществляемые третьим государством, группой или объединением государств или международными организациями в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и других норм международного права, не должны ни приниматься, ни признаваться; 

4) субъектам международного права следует воздерживаться от  принятия, распространения и применения односторонних принудительных мер, которые препятствуют достижению целей устойчивого развития в социально-экономической, гуманитарной и иных областях; 

5) любое решение иностранного суда, вытекающее из применения национальных законов, указов и постановлений, предусматривающих принятие односторонних принудительных мер в отношении других государств или иных субъектов международного права, не должно ни  признаваться, ни исполняться национальными компетентными органами; 

6) государственное имущество и активы, а также консульские и  дипломатические помещения и имущество дипломатических представительств и консульских учреждений пользуются иммунитетом  и не подлежат замораживанию, изъятию, конфискации, либо ограничению в  какой-либо иной форме в результате осуществления односторонних принудительных мер. Юрисдикционные иммунитеты государств и  иммунитет их собственности подлежат соблюдению и защите от  осуществления односторонних принудительных мер; 

7) имущество и активы физических и юридических лиц, включая банковские счета, ценные бумаги и недвижимость, не подлежат замораживанию, изъятию или конфискации, либо ограничению в какой-либо иной форме в результате осуществления односторонних принудительных мер; 

8) в случае экономического или финансового ущерба, причиненного в  результате принятия односторонних принудительных мер, государство, группа или объединение государств, которые своими действиями или  экстерриториальным применением своих национальных законов причинили такой ущерб затронутому субъекту международного права, физическим и юридическим лицам, несут основную ответственность за  компенсацию и возмещение ущерба; 

9) никто не может быть привлечен к административной, уголовной либо иной ответственности, лишен свободы или подвергнут какой-либо иной форме ограничений на основании односторонних принудительных мер, а  также решений, принимаемых для их реализации, и/или дискриминационных законов и политики; 

10) физические и юридические лица не могут нести ответственность за  невыполнение требований неправомерных односторонних принудительных мер или обход таких мер; 

11) на торговлю товарами и предметами гуманитарного назначения, такими как продовольствие и сельскохозяйственная продукция, медикаменты и медицинские приборы, а также запасными частями, оборудованием и  взаимосвязанными услугами, необходимыми для обеспечения безопасности гражданской авиации, ни при каких обстоятельствах не  должны распространяться прямые или косвенные односторонние принудительные меры; 

12) односторонние принудительные меры не должны даже временно ограничивать деятельность, связанную с материальными или  нематериальными культурными ценностями, культурой, образованием, научно-исследовательской деятельностью и спортом, средствами для функционирования дипломатических представительств и консульских учреждений, взносами в международные организации, фондами, имеющими отношение к учебной и научной деятельности, и прочую деятельность аналогичного характера; 

13) односторонние принудительные меры в области культуры, ограничения в отношении конкретных деятелей культуры по признаку их  национальной принадлежности, гражданства или политических убеждений и воззрений (за исключением ограничений в отношении идеологий терроризма и экстремизма, включая неонацизм), а также практика «отмены культуры» конкретных стран или народов неприемлемы. 

14) любая односторонняя принудительная мера, которая отрицательно сказывается на всем населении государства и приводит к сужению пространства гуманитарной деятельности, препятствуя удовлетворению гуманитарных потребностей этого населения или полному осуществлению прав и свобод человека, включая его основные экономические, социальные и  культурные права, закрепленные в международных договорах по правам человека, считается серьезным нарушением международного права прав человека; 

15) в случае стихийных и других бедствий на гуманитарную помощь не  распространяются односторонние принудительные меры. 

2.5. Российская Федерация и Республика Беларусь намерены ориентироваться на руководящие принципы, изложенные в пункте 2.4 раздела 2 настоящей Декларации, при принятии нормативных правовых актов и реализации политики, направленных на противодействие неправомерным односторонним принудительным мерам. 

Совершено в г. Бресте 22 ноября 2024 года. 

mid.ru



Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru