Вопрос: Как вы оцениваете успехи российско-белорусской экономической интеграции на данном этапе?
Борис Грызлов: У нас есть 28 союзных программ, которые последовательно реализуются. Это был двухлетний план, и выполнено уже 74% из всех интеграционных мероприятий, которые были намечены — при том, что впереди ещё девять месяцев. Так что мы идём с явным опережением.
Вопрос: Сегодня доля выполнения союзных программ оценивается в 3/4, но их направления не конкретизируются. Вы могли бы рассказать о них подробнее?
Борис Грызлов: Есть многие программы, которые уже завершены — например, в сфере налогообложения. А часть проектов ещё продолжают выполняться — это очень важные, в частности, для Беларуси программы по созданию единого рынка газа, нефти и электроэнергии. Есть очень интересные инициативы, касающиеся микроэлектроники и освоения космоса, и здесь у белорусских предприятий даже имеется определённый приоритет — например, создание спутников дистанционного зондирования Земли с разрешающей способностью 35 сантиметров. С точки зрения технологий это серьёзный шаг вперёд. При этом для Беларуси очень важно, что по мере углубления интеграции существенно вырос экспорт в Россию: в частности, за 2022 год — более чем на 40%. Впервые за многие годы у республики сложился профицит торгового баланса.
Вопрос: Тема этой недели — тактическое ядерное оружие. Президент России Владимир Путин говорил о его размещении, а сегодня Президент Беларуси Александр Лукашенко говорил о возвращении тактического ядерного оружия. Какова цель этих шагов?
Борис Грызлов: Напомню, что изначально теме размещения ядерного оружия в Европе дали старт Соединённые Штаты ещё в 1950-е годы. Сегодня существует пять стран, где находится американское ядерное оружие — это Бельгия, Нидерланды, Италия, Германия и Турция. Действительно, в ряде европейских столиц возникла паника по поводу договорённости о перемещении тактического ядерного оружия в Беларусь. Но здесь необходимо учитывать контекст и очень важные нюансы. Ведь страны Европы, в которых размещено американское ядерное оружие, являются лишь марионетками Вашингтона. А мы находимся в границах нашего Союзного государства — у нас имеется общая Военная доктрина, ведётся совместное патрулирование границ, созданы единые силы ПВО.
Мы укрепляем наше союзное оборонное пространство и перемещаем ядерное оружие ближе к европейским странам. Думаю, что это следует оценивать как достижение определённого паритета. Давайте вспомним 1962 год — Карибский кризис, когда Советский Союз разместил своё оружие на территории Кубы. Как говорят очевидцы тех событий и историки, это был момент, когда мир был близок к третьей мировой войне. Но именно с достижением паритета возможностей нанесения ядерного удара стороны перешли к переговорам, которые завершились тем, что СССР вернул своё ядерное оружие с Кубы, а США одновременно убрали соответствующие типы вооружений из Турции.
Поэтому — возвращаясь к теме тактического ядерного оружия на территории Беларуси — я полагаю, что это как раз не эскалация ситуации, а возможность размена.
На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».
«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.
В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.