САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Посольство России в Белоруссии \ Декларация Российской Федерации и Республики Беларусь о повышении роли международного права

Декларация Российской Федерации и Республики Беларусь о повышении роли международного права

« Назад

29.11.2024 15:31

Российская Федерация и Республика Беларусь, 

подчеркивая первостепенное значение целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций для поддержания международного мира и безопасности, 

ссылаясь на резолюцию 2625 (XXV) Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года, которой утверждена Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 

подтверждая необходимость всеобщего соблюдения и осуществления верховенства права как на национальном, так и на международном уровнях, а также свою приверженность международному порядку, основанному  на международном праве, 

будучи убежденными, что многосторонний правовой подход является важным элементом существующего международного порядка и  эффективным способом поддержания мира и содействия развитию, 

утверждая и признавая ценность каждого субъекта международного права как важного участника международных отношений и члена международного сообщества, 

рассматривая международное право как одно из выдающихся достижений человеческой цивилизации, помогающее нациям и народам сохранять мир, стабильность, уверенность в своем безопасном будущем и доверие друг к другу, ограждающее суверенитет государств и человеческое достоинство от дискриминации и несправедливого принуждения, а природу – от хищнической эксплуатации, 

подтверждая обязанность государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или любой другой формы принуждения, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства  и реализации народами их права на самоопределение, свободу  и независимость, 

призывая государства и международные организации исключить практику двойных стандартов или навязывания своей воли другим субъектам международного права, 

ссылаясь на резолюцию 3281 (ХХIX) Генеральной Ассамблеи  от 12 декабря 1974 года, содержащую Хартию экономических прав  и обязанностей государств, согласно которой ни одно государство не может применять по отношению к другому государству или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер принудительного характера, направленных на ущемление его суверенных прав  или на извлечение из этого какой-либо выгоды, 

полагая, что «односторонние принудительные меры» означают принимаемые государством, группой или объединением государств  или международными организациями меры принудительного характера в нарушение принципов суверенного равенства государств и  невмешательства во внутренние дела государств, в том числе оказание давления в любой форме, будь то политической, судебной, финансовой или экономической, в целях принуждения другого государства к изменению своей политики, и которое связано с причинением ущерба этому государству и тем, кто поддерживает его политический курс, 

признавая, что односторонние принудительные меры в определенных случаях противоречат резолюциям Совета Безопасности, принятым  на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций,  и нарушают прерогативы Совета Безопасности, предусмотренные Уставом Организации Объединенных Наций, 

учитывая важность свободной торговли для развития государств  и благополучия их народов, 

подтверждая, что односторонние принудительные меры препятствуют полному осуществлению прав и свобод человека и затрудняют полную реализацию прав, закрепленных в основных международных договорах  по правам человека, 

приняли следующую Декларацию: 

Раздел 1. Повышение роли международного права 

1.1. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют  о приверженности принципам международного права, как они отражены  в Уставе Организации Объединенных Наций и Декларации 1970 года  о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принципы международного права  во всей их совокупности и взаимосвязи являются фундаментальной основой справедливых и равноправных международных отношений, характеризующихся взаимовыгодным сотрудничеством, создающей сообщество единого будущего для человечества и формирующей общее пространство равной и неделимой безопасности и экономического взаимодействия. 

1.2. Российская Федерация и Республика Беларусь разделяют точку зрения, что международное право призвано объединять его субъектов для обеспечения их свободы, процветания, взаимного уважения и добровольного сотрудничества, а не быть орудием, направленным на установление несправедливого господства, дискриминацию, подавление одних государств другими государствами, группами или объединениями государств или  международными организациями в нарушение Устава Организации Объединенных Наций. 

1.3. Российская Федерация и Республика Беларусь исходят из того,  что принцип суверенного равенства государств имеет важнейшее значение  для стабильности международных отношений. Государства пользуются своими правами на основе независимости и на равных основаниях и берут  на себя обязательства и ответственность на основе взаимного уважения. Государства имеют право участвовать в развитии, толковании и применении международного права на равных основаниях и обязаны соблюдать международное право добросовестно, единообразно и последовательно. 

1.4. Российская Федерация и Республика Беларусь вновь подтверждают принцип, согласно которому государства воздерживаются от угрозы силой или от ee применения в нарушение Устава Организации Объединенных Наций, и поэтому осуждают одностороннее применение вооруженной силы, которое не является реализацией права на индивидуальную либо коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций. 

1.5. Российская Федерация и Республика Беларусь полностью поддерживают принцип невмешательства во внутренние или внешние дела государств и характеризуют как нарушение этого принципа любое вмешательство одних государств во внутренние дела других государств  с целью организации свержения законных правительств. Российская Федерация и Республика Беларусь считают нарушением этого принципа действия, совершаемые в любой форме и под любым предлогом в целях дестабилизации или подрыва стабильности другого государства или любого из его институтов. 

1.6. Российская Федерация и Республика Беларусь подтверждают приверженность принципу сотрудничества между государствами, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, с целью поддержания международного мира и безопасности и  содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях. 

1.7. Российская Федерация и Республика Беларусь не приемлют экстерриториальное применение государствами национальной юрисдикции  и законодательства в нарушение международного права как еще один  из примеров нарушения принципа невмешательства во внутренние дела государств. 

1.8. Российская Федерация и Республика Беларусь считают одним  из элементов принципа невмешательства в дела государств и проявлением  их суверенитета право на определение своего пути развития, собственной политической, экономической, культурной и социальной системы  в соответствии с волей своего народа без внешнего вмешательства, принуждения или угроз. 

1.9. Российская Федерация и Республика Беларусь подтверждают принцип мирного разрешения международных споров и выражают твердое убеждение, что государства обязаны урегулировать споры при помощи средств и механизмов разрешения споров, согласованных между ними, и все средства урегулирования споров должны служить цели разрешения споров мирным путем в соответствии с применимым международным правом и  иметь конечными итогами ослабление напряженности и налаживание мирного сотрудничества между спорящими сторонами. Для поддержания мирового правопорядка принципиально важно, чтобы все средства и  механизмы урегулирования споров были основаны на согласии и  использовались добросовестно и в духе сотрудничества в соответствии с  принципами Устава Организации Объединенных Наций, а их цели не  подрывались злоупотреблениями. 

1.10. Российская Федерация и Республика Беларусь придерживаются мнения о том, что добросовестная имплементация общепризнанных принципов и норм международного права исключает практику «двойных стандартов», одностороннего принуждения или навязывания некоторыми государствами собственного видения внутренней и внешней политики другим государствам. Российская Федерация и Республика Беларусь отвергают концепции, направленные на подрыв мирового порядка, основанного на международном праве, и в этой связи будут противодействовать продвижению вместо него в современных международных отношениях так называемого «порядка, основанного на  правилах», влекущего, среди прочего, дискриминацию различных государств и народов по социальным, экономическим, политическим, культурным, цивилизационным и иным основаниям. 

1.11. Российская Федерация и Республика Беларусь осуждают терроризм во всех его формах и проявлениях как глобальную угрозу международному миру и безопасности и вновь заявляют, что терроризм  не должен ассоциироваться с какой-либо религией, национальностью, этнической группой или цивилизацией и что любые террористические акты являются преступными и не имеющими оправдания, независимо  от их мотивов. Они отмечают необходимость объединения усилий  и комплексного подхода для предупреждения терроризма и борьбы с ним  в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, и устранения причин и явлений, которые порождают данное социальное зло, в частности на основе выполнения Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций.  Они подтверждают готовность совместно бороться в соответствии  с международными обязательствами Российской Федерации и Республики Беларусь с распространением террористической и экстремистской идеологии, а также противодействовать вербовке в ряды террористических организаций. 

1.12. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют,  что международные обязательства, касающиеся иммунитетов государств,  их собственности и должностных лиц, должны неукоснительно соблюдаться государствами. Нарушения этих обязательств не соответствуют принципу суверенного равенства государств и могут способствовать обострению напряженности в двусторонних и глобальных отношениях. 

1.13. Российская Федерация и Республика Беларусь подчеркивают важную роль Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в поддержании верховенства права в отношении деятельности в Мировом океане. Принципиально важно, чтобы положения этого универсального международного договора применялись последовательно и таким образом, чтобы не наносить ущерба правам и законным интересам государств-участников Конвенции, в том числе государств-участников, не имеющих выхода к морю, и не ставить под угрозу целостность установленного Конвенцией правового режима, включая реализацию в соответствии  с Конвенцией свободы транзита. 

1.14. Российская Федерация и Республика Беларусь намерены противодействовать незаконным односторонним подходам к  урегулированию кризисных ситуаций по всему миру, а также активно продвигать справедливые многосторонние и коллективные подходы, основанные на общепризнанных принципах и нормах международного права, в целях решения актуальных глобальных и региональных вопросов. 

1.15. Российская Федерация и Республика Беларусь выражают обеспокоенность в связи с тенденцией к политизации международного правосудия и деятельности международных судебных органов, в том числе обладающих компетенцией выносить решения по вопросам международного уголовного права и применения односторонних принудительных мер.  Они считают неприемлемым нарушение этими органами общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе касающихся иммунитета должностных лиц государства от иностранной и международной юрисдикции. 

1.16. Российская Федерация и Республика Беларусь выступают за более справедливое и сбалансированное географическое представительство судей, арбитров и экспертов в международных судебных, арбитражных и иных органах, уполномоченных разрешать споры при помощи третьих независимых сторон, которое обеспечивало бы равное цивилизационное, регионально-интеграционное, политико-правовое и социально-экономическое представительство государств в таких органах. 

1.17. Российская Федерация и Республика Беларусь констатируют  и осуждают попытки злоупотребления универсальной уголовной юрисдикцией, которые подрывают взаимное доверие субъектов международного права и международное сотрудничество в сфере международной уголовной юстиции. 

1.18. Российская Федерация и Республика Беларусь подтверждают непреходящее значение для международного права Нюрнбергского  и Токийского процессов в контексте осуждения преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных в ходе Второй мировой войны, которые требуют постоянного и неизменного привлечения к ним внимания, в целях предупреждения совершения подобных масштабных преступлений в будущем и сохранения памяти об их многочисленных жертвах. Они подчеркивают, что факты изгнания и истребления нацистами  и их пособниками мирного населения СССР, установленные в Приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге, расцениваются  как геноцид народов Советского Союза. 

1.19. Российская Федерация и Республика Беларусь выступают  за создание условий для равного и полноправного участия представителей всех государств в развитии современного международного права с учетом многообразия политико-правовых, социально-экономических и регионально-интеграционных систем. 

1.20. Российская Федерация и Республика Беларусь отмечают актуальность содействия неукоснительному соблюдению в ходе любого рода вооруженных конфликтов норм международного гуманитарного права  и намерены поддерживать усилия своих соответствующих национальных органов по совместному поощрению преподавания, распространения знаний  о международном гуманитарном праве и созданию условий  для их надлежащей имплементации, в том числе в контексте новых вызовов для международного гуманитарного права, возникающих в условиях расширения использования современных цифровых технологий в военной деятельности. 

1.21. Исходя из отношений стратегического партнерства Российская Федерация и Республика Беларусь полны решимости укреплять двустороннее сотрудничество по поддержанию и повышению роли международного права в укреплении справедливого и равноправного международного порядка, основанного на положениях Устава Организации Объединенных Наций и иных фундаментальных нормах международного права, отражающих свободную волю всех государств и народов. 

1.22. Российская Федерация и Республика Беларусь поддерживают создание механизмов координации и консультаций между внешнеполитическими ведомствами, другими заинтересованными государственными органами и академическими кругами двух стран в целях осуществления положений настоящей Декларации как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций, структур и инициатив, участниками которых они являются. 

Раздел 2. Руководящие принципы, касающиеся квалификации односторонних принудительных мер в качестве противоправных, а также путей и средств противодействия, смягчения и компенсирования негативных последствий таких мер 

2.1. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют  o приверженности разработке международно-правовых документов  об осуждении и запрещении односторонних принудительных мер, принимаемых в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и  норм международного права в целом. 

2.2. Российская Федерация и Республика Беларусь осуждают произвольное введение односторонних принудительных мер, поскольку принятие подобных мер государствами, группами или объединениями государств и международными организациями в отсутствие соответствующего решения Совета Безопасности ООН или в дополнение  к принятым им мерам, может лишить объекта и целей меры Совета Безопасности ООН, подорвать целостность и эффективность систем глобальной и региональной безопасности. 

2.3. Российская Федерация и Республика Беларусь заявляют о  недопустимости создания препятствий в связи с односторонними принудительными мерами для доступа физических и юридических лиц к  правосудию, реализации права на справедливое судебное разбирательство, к  мерам защиты прав, а также для привлечения к ответственности и  получения возмещения причиненного ущерба вследствие нарушения таких прав. 

2.4. Принимая во внимание отмечаемые проблемы, связанные с  неправомерной практикой применения односторонних принудительных мер, Российская Федерация и Республика Беларусь провозглашают нижеследующие руководящие принципы, касающиеся квалификации таких мер в качестве противоправных, а также путей и средств противодействия, смягчения и компенсирования негативных последствий их применения: 

1) принятие каким-либо государством, группой или объединением государств или международными организациями односторонних принудительных мер является неправомерным, противоречит Уставу Организации Объединенных Наций и другим нормам международного права, и влечет за собой международно-правовую ответственность; 

2) государство, группа или объединение государств или  международные организации, которые принуждают другое государство или иного субъекта международного права к принятию односторонних принудительных мер, несут международную ответственность за данное деяние; 

3) односторонние принудительные меры, в том числе экстерриториального характера, осуществляемые третьим государством, группой или объединением государств или международными организациями в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и других норм международного права, не должны ни приниматься, ни признаваться; 

4) субъектам международного права следует воздерживаться от  принятия, распространения и применения односторонних принудительных мер, которые препятствуют достижению целей устойчивого развития в социально-экономической, гуманитарной и иных областях; 

5) любое решение иностранного суда, вытекающее из применения национальных законов, указов и постановлений, предусматривающих принятие односторонних принудительных мер в отношении других государств или иных субъектов международного права, не должно ни  признаваться, ни исполняться национальными компетентными органами; 

6) государственное имущество и активы, а также консульские и  дипломатические помещения и имущество дипломатических представительств и консульских учреждений пользуются иммунитетом  и не подлежат замораживанию, изъятию, конфискации, либо ограничению в  какой-либо иной форме в результате осуществления односторонних принудительных мер. Юрисдикционные иммунитеты государств и  иммунитет их собственности подлежат соблюдению и защите от  осуществления односторонних принудительных мер; 

7) имущество и активы физических и юридических лиц, включая банковские счета, ценные бумаги и недвижимость, не подлежат замораживанию, изъятию или конфискации, либо ограничению в какой-либо иной форме в результате осуществления односторонних принудительных мер; 

8) в случае экономического или финансового ущерба, причиненного в  результате принятия односторонних принудительных мер, государство, группа или объединение государств, которые своими действиями или  экстерриториальным применением своих национальных законов причинили такой ущерб затронутому субъекту международного права, физическим и юридическим лицам, несут основную ответственность за  компенсацию и возмещение ущерба; 

9) никто не может быть привлечен к административной, уголовной либо иной ответственности, лишен свободы или подвергнут какой-либо иной форме ограничений на основании односторонних принудительных мер, а  также решений, принимаемых для их реализации, и/или дискриминационных законов и политики; 

10) физические и юридические лица не могут нести ответственность за  невыполнение требований неправомерных односторонних принудительных мер или обход таких мер; 

11) на торговлю товарами и предметами гуманитарного назначения, такими как продовольствие и сельскохозяйственная продукция, медикаменты и медицинские приборы, а также запасными частями, оборудованием и  взаимосвязанными услугами, необходимыми для обеспечения безопасности гражданской авиации, ни при каких обстоятельствах не  должны распространяться прямые или косвенные односторонние принудительные меры; 

12) односторонние принудительные меры не должны даже временно ограничивать деятельность, связанную с материальными или  нематериальными культурными ценностями, культурой, образованием, научно-исследовательской деятельностью и спортом, средствами для функционирования дипломатических представительств и консульских учреждений, взносами в международные организации, фондами, имеющими отношение к учебной и научной деятельности, и прочую деятельность аналогичного характера; 

13) односторонние принудительные меры в области культуры, ограничения в отношении конкретных деятелей культуры по признаку их  национальной принадлежности, гражданства или политических убеждений и воззрений (за исключением ограничений в отношении идеологий терроризма и экстремизма, включая неонацизм), а также практика «отмены культуры» конкретных стран или народов неприемлемы. 

14) любая односторонняя принудительная мера, которая отрицательно сказывается на всем населении государства и приводит к сужению пространства гуманитарной деятельности, препятствуя удовлетворению гуманитарных потребностей этого населения или полному осуществлению прав и свобод человека, включая его основные экономические, социальные и  культурные права, закрепленные в международных договорах по правам человека, считается серьезным нарушением международного права прав человека; 

15) в случае стихийных и других бедствий на гуманитарную помощь не  распространяются односторонние принудительные меры. 

2.5. Российская Федерация и Республика Беларусь намерены ориентироваться на руководящие принципы, изложенные в пункте 2.4 раздела 2 настоящей Декларации, при принятии нормативных правовых актов и реализации политики, направленных на противодействие неправомерным односторонним принудительным мерам. 

Совершено в г. Бресте 22 ноября 2024 года. 

mid.ru



Последние новости
все новости
05.12.24

28 октября 2024 года израильский кнессет (парламент) одобрил законопроекты, направленные на запрет деятельности Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) в Израиле, а также на незаконно оккупированных им палестинских территориях.

29.11.24

21-22 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Англетер» прошёл  XII Балтийский форум российских соотечественников. Мероприятие традиционно проводится Правительством Ленинградской области для обсуждения ситуации с положением дел и соблюдением прав российских соотечественников в бывших республиках Прибалтики с участием представителей федеральных ведомств, Северо-Западного федерального округа, других регионов России, представителей Белоруссии, Киргизии, Абхазии, Южной Осетии, чиновников госучреждений, академического сообщества, экспертов по региональной проблематике, журналистов и общественников, российских соотечественников из перечисленных государств.

22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru