« Назад 01.06.2024 00:00 Борис Вячеславович, большое спасибо за готовность ответить на вопросы редакции издания «Союзники. ОДКБ». Вы представляете Россию в Беларуси – ближайшем и союзном государстве, отношения с которым активно развиваются по всем направлениям. Естественно, Вы курируете весь спектр вопросов, находящихся в повестке двусторонних отношений. Какое место в диалоге Москвы и Минска занимает проблематика безопасности? Вы правы, Россия и Беларусь – ближайшие союзники, между двумя государствами достигнут уникальный уровень взаимодействия и доверия, и наше сотрудничество поступательно развивается по всем направлениям. При этом необходимо учитывать то, что в современном мире ни один серьезный проект не может быть реализован без учета фактора безопасности, следовательно, это один из центральных вопросов в диалоге Москвы и Минска. Важно и то, что, говоря о безопасности, мы подразумеваем состояние защищенности не только, собственно, наших двух стран, но и других государств и регионов, отношения с которыми для нас важны. Посудите сами: Россия и Беларусь теснейшим образом связаны со странами Центральной Азии и Кавказа. Это политические, торгово-экономические, научные и культурные отношения в формате ЕАЭС, СНГ и ШОС, и разнообразные двусторонние контакты, то есть очень большой перечень направлений работы, реализация которых непосредственно зависит от существующего уровня безопасности. В силу этого трудно переоценить значимость усилий, предпринимаемых по линии ОДКБ как действенного и многофункционального механизма обеспечения мира и стабильности в Евразии. Вы сказали о различных форматах обеспечения коллективной безопасности. В чем отличие двусторонних российско-белорусских договоренностей от тех, которые заключены в формате ОДКБ? Я бы охарактеризовал оборонное сотрудничество между Россией и Беларусью как исключительно тесное и продвинутое. Наверное, его наивысшим проявлением стала договоренность о размещении в Беларуси российского тактического ядерного оружия в ответ на вызовы со стороны коллективного Запада. Союзное государство представляет собой больше, чем формат обеспечения коллективной безопасности – скорее, модель всесторонней интеграции. В целом же миссия и задачи Союзного государства и Организации Договора о коллективной безопасности в этой сфере дополняют и поддерживают друг друга, а во многих случаях – напрямую совпадают. Союзное государство возникло раньше ОДКБ, и его практика согласования вопросов внешней и оборонной политики, опыт организационных решений оказались очень востребованы Организацией. Вместе с тем, положения Устава ОДКБ стали частью правовой основы Военной доктрины Союзного государства. Обмен опытом между Союзным государством и ОДКБ, укрепление взаимной поддержки идет постоянно. Каковы, на Ваш взгляд, основные вызовы и угрозы коллективной безопасности? Проблематику безопасности в зоне ответственности ОДКБ нельзя рассматривать в отрыве от обстановки в мире. Мы видим, что амбиции США и их союзников привели к слому всей системы договоренностей в области глобальной безопасности. Это не только создало самый тяжелый со времен Второй мировой войны военно-политический кризис в Европе, чреватый дальнейшей эскалацией, но и дало возможность различным преступным международным структурам чувствовать себя гораздо увереннее. Острыми остаются традиционные вызовы и угрозы, такие как терроризм и экстремизм, трагической иллюстрацией чего стал недавний чудовищный теракт в московском «Крокус Сити Холле». Конечно, незаконная миграция и наркотрафик по-прежнему создают проблемы в сфере коллективной безопасности. Источники этих вызовов и угроз находятся как внутри наших стран, так и вне них (в первую очередь, на территории Афганистана, Украины и стран ЕС). При этом многие угрозы безопасности носят гибридный характер, и недружественные нам страны сочетают свою агрессивную военно-политическую активность с информационными, экономическими и иными атаками. В этом контексте нельзя не учитывать такого фактора, как стремительное развитие искусственного интеллекта, который, наряду с большим созидательным потенциалом несет в себе и очевидные риски. На мой взгляд, гибридные угрозы заслуживают особого внимания, так как рассчитаны, в первую очередь, на подрыв устоев общества и манипуляцию ценностями. Насколько эффективно, с Вашей точки зрения, ОДКБ противостоит существующим вызовам и угрозам? В рамках Организации проводится впечатляющая работа, направленная на укрепление мира и стабильности в государствах – членах: поддерживается регулярный и содержательный диалог по всему спектру актуальных вопросов, проводятся учения силовых ведомств. Организация оперативно реагирует на возникающие риски безопасности. В ноябре 2023 года я был участником прошедшего в Минске совместного заседания министров иностранных дел, обороны и секретарей советов безопасности, а также сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Обратил внимание на исключительную заинтересованность их участников в развитии сотрудничества, своевременном принятии и реализации решений, нацеленных на укрепление коллективной безопасности. На мой взгляд, в этом контексте особую важность имеет принятое в ходе указанной сессии Решение о мерах по развитию системы кризисного реагирования, предусматривающее значительно более оперативные совместные действия в случае угроз безопасности государств – членов. Годом ранее Беларусь в качестве государства – председателя утвердила усиление аналитического и прогнозного компонентов в числе приоритетных направлений деятельности Организации. До этого, с учетом складывающейся обстановки, в структуре ОДКБ был создан Координационный совет уполномоченных органов государств – членов по вопросам биологической безопасности. Насколько мне известно, ряд важных проектов документов внесены на рассмотрение в ходе заседаний уставных органов, проходящих в эти дни в Казахстане. Все это дает основания утверждать, что ОДКБ справляется с выполнением возложенных на нее функций. Другой вопрос заключается в том, что ситуация в мире, в том числе в зоне ответственности ОДКБ, в условиях коллапса системы глобальной безопасности развивается очень динамично и требует оперативных решений и действий в реальном времени. Особого упоминания заслуживает то обстоятельство, что действующий Генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов – чрезвычайно опытный политик и дипломат, пользующийся заслуженным признанием и уважением не только в наших странах, но и далеко за их пределами. Его вклад в развитие Организации очевиден. Вы отметили усиление аналитического и прогнозного компонентов в качестве одного из приоритетов председательства Беларуси в ОДКБ в прошлом году. В рамках председательства в Организации руководство страны также инициировало проведение Конференции высокого уровня на тему: «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире», в которой приняли участие руководители и эксперты многих международных структур и «мозговых центров». Это связано с особенностями развития военно-политической обстановки в евразийском регионе? Совершенно верное наблюдение. Белорусские коллеги на различных уровнях продвигают идею укрепления аналитического и прогнозного потенциала ОДКБ. Их аргументы понятны и весомы: для более глубокого понимания происходящих событий, их причин и возможных последствий требуются новые подходы и знания, поддержание постоянных контактов между различными школами, экспертами, представляющими разные страны и сферы деятельности. Только так можно выстроить жизнеспособную и эффективную стратегию и тактику совместных действий в условиях кризиса системы международной безопасности. Конференция, которую Вы упомянули, прошла с колоссальным успехом, учитывая состав участников, характер и результаты прошедших дискуссий. Рассчитываю, что формат таких встреч в Минске станет регулярным. У этой идеи может быть большое будущее, особенно в свете того, что некогда небезынтересная мюнхенская конференция по безопасности сегодня превратилась в одну из обычных пропагандистских площадок. Одно из государств – членов ОДКБ, Армения, заявила о «замораживании» своего участия в Организации. Как, на Ваш взгляд, это скажется на работе Организации? Любой шаг, который способен отдалить государства – члены ОДКБ друг от друга, глубоко ошибочен. В рамках Организации созданы действенные механизмы, позволяющие обсуждать и находить развязки по самым разным вопросам, даже если на первый взгляд они кажутся трудноразрешимыми. Я не думаю, что такой шаг Еревана способен серьезно нарушить работу Организации, так как она совершенно устойчива. Хотя, конечно, он будет означать ослабление позиций ОДКБ на Южном Кавказе. На мой взгляд, главный вопрос будет заключаться в том, как в этих условиях выстраивать политику самой Армении. Важно понимать, что все действия и планы Запада на Южном Кавказе продиктованы вовсе не заботой о странах этого региона. Вашингтон и Брюссель стремятся не к конструктивному сотрудничеству, а к втягиванию стран региона в свои геополитические авантюры. Принесет ли это Армении больше безопасности – вопрос риторический. Какие способы обеспечения безопасности, с Вашей точки зрения, будут востребованы в мире в обозримом будущем? Не секрет, что многие вызовы и угрозы давно обрели глобальный характер. Следовательно, и противостоять им следует в коллективном, общемировом масштабе. Например, в террористическую деятельность и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, вовлечены ячейки, разбросанные по всему миру. По этой причине лучшим решением была бы координация действий, в частности, между такими объединениями, как ОДКБ, ШОС и НАТО в тесном сотрудничестве с соответствующими подразделениями ООН. В свое время с инициативой о заключении Договора о европейской безопасности (ДЕБ) выступал Президент России Дмитрий Медведев. Принятие этой идеи позволило бы создать совсем другой геополитический фон и реализовать иные сценарии в регионе, однако препятствием стал политический эгоизм стран Запада. Фрагментация системы глобальной безопасности не исходит из интересов стран и народов, и никогда не была выбором России. В сложившейся ситуации оптимальной стратегией станет дальнейшее совершенствование системы коллективной безопасности в формате ОДКБ и развитие сотрудничества с заинтересованными странами и объединениями. Контуры такой модели все четче прорисовываются — имею в виду процессы, связанные с формированием многополярной системы мироустройства. Каким Вам видится будущее ОДКБ? ОДКБ все более утверждается в качестве эффективной, прозрачной и гибкой системы коллективной безопасности, в которой решения принимаются исходя из общих задач и целей, без деления на «главных» и «второстепенных». Государства – члены в целом придерживаются очень прагматичного подхода: необходимость существования такого слаженного механизма обеспечения коллективной безопасности в Евразии неоспорима, поэтому очевидна необходимость всесторонне укреплять его потенциал. Разумеется, на разных этапах будут возникать новые вызовы и угрозы, но я настроен оптимистично, в том смысле, что вижу со стороны государств – членов реальную заинтересованность в эффективном совместном противодействии им. Кроме того, эта работа гармонично вписывается в более широкий геополитический контекст, а именно – происходящий стремительный подъем стран «глобального Юга», с которыми у наших государств объективно совпадают многие военно-политические и экономические интересы. Какую конкретно форму примет это сотрудничество в кратко-, средне- или дальнесрочной перспективе – сегодня сказать трудно. Реалистичны все сценарии – от формата партнерства до расширения количества государств – членов или даже слияния с другими объединениями. Но уже сегодня надо готовиться к серьезной дипломатической работе: общность этих интересов будет важно конвертировать в конкретные договоренности и безотлагательно приступить к их реализации. Важно помнить, что цена этих усилий –безопасность стран и народов евразийского региона, возможность планировать будущее и строить их благополучие. Со своей стороны могу твердо заверить, что Россия чрезвычайно заинтересована в укреплении мира, стабильности, а также экономического процветания стран – союзниц по ОДКБ, поэтому продолжит последовательно продвигать интересы коллективной безопасности. |