« Назад 11.06.2024 00:00 Нижний Новгород 1. Министры иностранных дел/международных отношений стран БРИКС провели 10 июня 2024 года заседание в Нижнем Новгороде, Российской Федерации. Они обменялись мнениями по основным глобальным и региональным тенденциям и вопросам. Они вновь подтвердили приверженность укреплению стратегического партнерства БРИКС по трем магистральным направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культурные и гуманитарные связи. Они вновь подтвердили свою приверженность духу БРИКС, подразумевающему взаимоуважение и взаимопонимание, равенство, солидарность, открытость, инклюзивность и консенсус. 2. Приветствуя активное участие новых стран БРИКС, Министры заверили в неизменной поддержке их органичной и полной интеграции в механизмы сотрудничества БРИКС. 3. Министры подтвердили приверженность многосторонности и соблюдению международного права, включая цели и принципы, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН), являющемся его неотъемлемым краеугольным камнем, сохранению центральной роли ООН в международной системе, в рамках которой суверенные государства сотрудничают в целях поддержания международного мира и безопасности, продвижения устойчивого развития, поощрения и защиты демократии, прав человека и основных свобод для всех, а также продвижения сотрудничества на основе солидарности, взаимного уважения, справедливости и равенства. 4. Министры подтвердили приверженность укреплению и совершенствованию глобального управления посредством продвижения более гибкой, эффективной, действенной, адаптивной, представительной, легитимной, демократичной и подотчетной международной и многосторонней системы и обеспечению более активного и значимого участия развивающихся и наименее развитых стран, особенно африканских, в глобальных структурах и процессах принятия решений с тем, чтобы обеспечить их большее соответствие современным реалиям. 5. Принимая во внимание вторую Йоханнесбургскую декларацию 2023 года, Министры выступили в поддержку всеобъемлющей реформы ООН, включая ее Совет Безопасности, с целью повышения ее демократичности, представительности, эффективности и действенности, а также увеличения представленности развивающихся стран во всех категориях членства в Совете с тем, чтобы он мог надлежащим образом реагировать на текущие глобальные вызовы, и поддерживают законные устремления развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, в том числе стран БРИКС, играть более значимую роль в международных делах, в частности, в ООН, в том числе ее Совете Безопасности. Они также признали законные устремления африканских стран, отраженные в консенсусе Эзулвини и Сиртской декларации. 6. Министры вновь подтвердили важность «Группы двадцати» в качестве главной площадки международного экономического сотрудничества, объединяющей как развитые, так и развивающиеся страны на равноправной и взаимовыгодной основе, где крупные экономики осуществляют совместный поиск решений для глобальных проблем в целях достижения инклюзивного, выгодного для всех глобального экономического роста. Они выразили твердое мнение, что «Группа двадцати» должна продолжать продуктивно функционировать, сосредотачиваясь на достижении конкретных результатов и принимая решения на основе консенсуса. Они подтвердили приверженность сбалансированному подходу посредством усиления и дальнейшего повышения инклюзивности «Группы двадцати», в том числе посредством эффективного интегрирования голоса Глобального Юга в повестку дня «Группы двадцати». Они приветствовали и поддержали включение Африканского союза в состав «Группы двадцати» на саммите «Группы двадцати» в г.Нью-Дели. 7. Министры подтвердили, что последовательные председательства в «Группе двадцати» Индии, Бразилии и ЮАР в 2023-2025 гг. закладывают прочную основу для устранения неравенств, перекосов и недостатков в мировой экономике, выразили поддержку преемственности и сотрудничеству между их председательствами в «Группе двадцати» и пожелали им успехов в их работе. В связи с этим они одобрили три приоритета Бразилии в качестве председателя «Группы двадцати» - борьба с голодом, бедностью, неравенством; обеспечение устойчивого развития во всех трех аспектах; осуществление реформы глобального управления и рассчитывают на успешное проведение 19-го саммита «Группы двадцати» под председательством Бразилии. Они вновь подтвердили готовность к координации позиций по повестке дня «Группы двадцати». 8. Министры подтвердили необходимость выполнения целей и положений Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Парижского соглашения, включая принципы справедливости и общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей, в свете различных национальных условий. Министры призвали все стороны к полной реализации Конвенции и Соглашения. Они подчеркнули необходимость ускорения передачи развитыми государствами недорогих климатических технологий на доступной основе, наращивания потенциала с задействованием доступных, соразмерных, предсказуемых и своевременных новых дополнительных финансовых ресурсов в качестве ключевых инструментов реализации мер по борьбе с изменением климата в развивающихся странах. Они вновь призвали развитые страны, непосредственно перечисленные в Приложении II к Конвенции, выполнить свои финансовые обязательства в области климата, включая общую цель по привлечению 100 миллиардов долларов США в год на нужды развивающихся стран. Они подчеркнули необходимость установления до 2025 года амбициозной новой коллективной количественной цели по климатическому финансированию сообразно с потребностями и приоритетами развивающихся стран. Министры выступили против принятия любых ограничительных мер в глобальной торговле под предлогом борьбы с изменением климата. Министры отметили, что РКИК ООН является подходящей площадкой для решения вопросов, относящихся к изменению климата, во всех измерениях. Это относится и к поддержке осуществления определяемых на национальном уровне вкладов, а также к национальным планам по адаптации. Министры подтвердили важность устранения разрыва в области финансирования мер по адаптации, в том числе за счет удвоения выделяемых на нее средств, поскольку это является ключевым условием достижения глобальной цели по адаптации и реализации Рамочной программы ОАЭ по обеспечению глобальной устойчивости климата. Также важным является наличие поддержки действий развивающихся стран в области климата со стороны агентств ООН, многосторонних банков развития (МБР) и других международных структур посредством дополнительного льготного финансирования мер по борьбе с изменением климата и передачи дешевых климатических технологий, наращивания потенциала и технической поддержки. 9. Министры напомнили, что РКИК, включая ежегодные заседания Конференции сторон (КС), является подходящей и легитимной международной площадкой для обсуждения проблематики изменения климата во всех ее измерениях. Министры отвергли попытки увязать вопросы безопасности с повесткой дня по изменению климата. Министры высоко оценили организацию Объединенными Арабскими Эмиратами КС-28 в Дубае в период с 30 ноября по 13 декабря 2023 года. Министры поддержали организацию Азербайджаном КС-29 в 2024 году и КС-30 в 2025 году и приветствовали кандидатуру Индии на проведение КС-33 в 2028 году. 10. Министры приветствовали создание Фонда для возмещения потерь и ущерба в рамках РКИК в ходе КС-27 в Шарм-эш-Шейхе и его запуск в ходе КС-28 в ОАЭ и подтвердили его важную роль в поддержке всех развивающихся стран в вопросах возмещения потерь и ущерба, вызванных изменением климата. 11. Министры подчеркнули важность того, что ведущая роль в области справедливых путей перехода и преобразований, направленных на борьбу с климатическими вызовами и способствующих глобальным усилиям по решению проблемы изменения климата, принадлежит самим странам при лидерстве в этой области развитых государств, предоставляющих со своей стороны необходимую поддержку развивающимся странам в соответствии с обязательствами в рамках РКИК и Парижского соглашения. 12. Министры выразили полную приверженность успешному проведению КС-29 в Азербайджане, ожидают содержательных итогов в области климатического финансирования развивающихся стран как ключевого инструмента для осуществления текущих и будущих определяемых на национальном уровне действий и целей в области смягчения последствий, адаптации, потерь и ущерба. 13. Министры отметили возрастающую актуальность взаимосвязи между вопросами устойчивого развития и всемирной охраны здоровья, признавая при этом, что международное сотрудничество в области здравоохранения должно быть инклюзивным, основанным на равенстве и ориентированным на результат на благо всех людей. Они подтвердили, что глобальная система здравоохранения должна быть открытой, инклюзивной, научной, неполитизированной и основанной на принципах равного доступа, прозрачности, равенства, взаимоуважения, соответствовать принципам и целям Устава ООН при должном уважении суверенитета и интересов всех государств. Они вновь подтвердили приверженность наращиванию на национальном уровне усилий для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения, включая всеобщий доступ к качественным основным медицинским услугам, безопасным, эффективным, качественным и доступным жизненно необходимым лекарствам и вакцинам, и коллективного потенциала по предотвращению глобальных пандемий, готовности к ним и реагированию на них и укреплению возможностей сообща бороться с любыми подобными пандемиями в будущем. 14. Министры поддержали повышение координации БРИКС в области всемирной охраны здоровья. Они констатировали, что сотрудничество БРИКС в области противодействия туберкулезу и антимикробной резистентности, а также расширения возможностей по предотвращению распространения инфекционных заболеваний и решению других проблем в сфере здравоохранения, таких как неинфекционные заболевания; научных исследований, обмена опытом, включая по традиционным медицинским системам, финансирования здравоохранения, ядерной медицины, цифрового здравоохранения, системы раннего предупреждения о чрезвычайных ситуациях, устойчивых систем охраны здоровья, локализации производства и партнерства в области охраны здоровья, вносит существенный вклад в соответствующие международные усилия. 15. Министры признали негативное влияние на мировую экономику и устойчивое развитие односторонних подходов, нарушающих международное право. Они выразили обеспокоенность по поводу применения односторонних принудительных мер, несовместимых с принципами Устава ООН и оказывающих негативное воздействие на экономический рост, торговлю, энергетику, здравоохранение и продовольственную безопасность, особенно в развивающихся странах. 16. Они осудили односторонние, запретительные, дискриминационные, протекционистские меры, не соответствующие международному праву, принимаемые под предлогом озабоченностей в сфере окружающей среды, такие как односторонние и дискриминационные механизмы пограничного корректирующего углеродного регулирования, бюрократические требования, налоги и другие меры; вновь подтвердили полную поддержку призыву не допускать односторонних торговых мер, связанных с климатом или окружающей средой, озвученному на КС-28. Они также выступают против односторонних протекционистских мер, посредством которых намеренно нарушаются глобальные производственные цепочки и цепочки поставок, подрывается конкуренция. 17. Министры вновь подтвердили важность сохранения биологического разнообразия, в том числе посредством реализации Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программы по сохранению биоразнообразия. Они подчеркнули необходимость борьбы с загрязнением, в том числе с загрязнением морской среды. Подчеркивая значимость экономик замкнутого цикла, они акцентировали важность наращивания потенциала, развития инновационных технологий и международного сотрудничества для достижения прогресса по этим вопросам. Министры подчеркнули необходимость обеспечения справедливого и равноправного итога переговоров по пластику в целях принятия нового договора в этой сфере. Они акцентировали важность обеспечения справедливого и управляемого перехода, основанного на дополнительных, доступных, достаточных финансовых механизме и ресурсах, а также на программах передачи чистых технологий развивающимся странам с целью поддержать их в выполнении любых обязательств, программ и действий, которые будут включены в это новое соглашение. 18. Министры признали важность обеспечения продовольственной безопасности и питания, содействия сельскохозяйственному развитию. Они призвали к дальнейшему сотрудничеству в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности. 19. Министры выразили поддержку открытой, прозрачной, справедливой, инклюзивной, равноправной, недискриминационной и основанной на правилах многосторонней торговой системе при центральной роли в ней Всемирной торговой организации (ВТО) с особым и дифференцированным режимом (ОДР) для развивающихся стран, включая наименее развитые, в качестве фундаментального принципа ВТО. Они высоко оценили организацию Объединенными Арабскими Эмиратами 13-й Министерской конференции (МК-13) ВТО в Абу-Даби в период с 26 февраля по 2 марта 2024 года. Они выразили приверженность оказанию поддержки необходимой реформе ВТО в целях укрепления устойчивости, повышения авторитета, эффективности и действенности Организации. Это должно быть достигнуто путем управляемых членами Организации инклюзивных, транспарентных переговоров. Они призвали к восстановлению полноценно и должным образом функционирующего механизма урегулирования споров, доступного всем членам, к 2024 году и скорейшему назначению новых членов Апелляционного органа. 20. Министры приветствовали принятие Всемирной организацией интеллектуальной собственности Договора об интеллектуальной собственности, генетических ресурсах и связанных с ними традиционных знаниях. 21. Министры отметили создание Группы экспертов ООН по минералам для энергоперехода. Они также вновь подтвердили, что стремление получить доступ к этим минералам, месторождения которых находятся преимущественно в развивающихся странах, не должно повторить былую несправедливость и бесчеловечную историю колониализма. Министры призвали к тому, чтобы эти минералы служили социально-экономическому благополучию народов и стран, на территории которых эти минералы были обнаружены. Они также согласились с тем, что страны, в которых находятся эти минералы, должны иметь возможность участвовать в глобальных цепочках добавленной стоимости без какой-либо дискриминации, при этом не ограничиваясь ролью лишь поставщиков сырья. 22. Министры выразили поддержку продвижению справедливого, сбалансированного и сообразного соответствующим национальным приоритетам и условиям энергоперехода с задействованием всех источников энергии, а именно возобновляемой энергии, включая биотопливо и гидроэнергетику, ископаемого топлива, ядерной энергии и водородного топлива, которые имеют решающее значение в контексте осуществления справедливого перехода к более гибким, устойчивым и стабильным энергетическим системам. 23. Министры подчеркнули необходимость всеобъемлющей реформы глобальной финансовой архитектуры с тем, чтобы укрепить голос и представленность развивающихся стран в международных финансовых институтах. Они вновь подтвердили озвученный в ходе КС-27 призыв обеспечить проведение реформы международных финансовых институтов, нацеленной на увеличение масштаба финансирования и упрощение доступа к ресурсам. Они выразили надежду на успешное проведение обзора структуры акционерного капитала Международного банка реконструкции и развития в 2025 году. Они выразили поддержку прочной глобальной системе финансовой безопасности при центральной роли устойчивого Международного валютного фонда (МВФ), основанного на системе квот и обладающего достаточными финансовыми ресурсами. Они призвали к продолжению процесса реформы управления МВФ, в том числе путем создания в ходе общего обзора квот новой формулы их расчета, отражающей объем экономик его государств-членов. 24. Министры подчеркнули необходимость реформирования принципов и практики работы многосторонних банков развития (МБР) в целях расширения их возможностей кредитования с тем, чтобы оказывать более эффективную поддержу развивающимся странам в части финансирования их нужд развития и борьбы с изменением климата в соответствии с Шарм-эш-Шейхским планом осуществления, принятым на КС-27 в Египте в ноябре 2022 года. 25. Министры призвали Новый банк развития (НБР) руководствоваться принципом определяющей роли его членов и учета их потребностей, привлекать финансирование из разных источников посредством инновационных финансовых механизмов, усилить наращивание потенциала и обмен знаниями, в том числе с привлечением источников из развивающихся стран, оказывать поддержку странам-членам в достижении Целей в области устойчивого развития, а также продолжать повышать его эффективность и действенность для выполнения его мандата с тем, чтобы занять место ведущего многостороннего учреждения в области развития для стран с формирующимися рынками и развивающихся стран. Они согласились совместно трансформировать НБР в многосторонний банк развития нового типа XXI века. Они призвали банк выполнять его функции и задачи на справедливой и недискриминационной основе, в соответствии с Соглашением о Новом банке развития. Министры выразили поддержку дальнейшему увеличению числа государств-акционеров НБР и скорейшему рассмотрению заявок от стран-участниц БРИКС, согласно утвержденной политике НБР. 26. Министры подчеркнули важность расширения использования национальных валют в торговле и финансовых транзакциях между странами БРИКС. Они сослались на пункт 45 второй Йоханнесбургской декларации, в котором содержится поручение министрам финансов/управляющим центральными банками стран БРИКС рассмотреть вопрос об использовании национальных валют, платежных инструментов и платформ и доложить об итогах главам государств и правительств БРИКС. 27. Министры выразили намерение продвигать сотрудничество между странами БРИКС в области энергетики. Они подчеркнули, что гарантированный всеобщий доступ к дешевой и надежной энергии и обеспечение энергетической безопасности является важнейшей основой для экономического развития, социальной стабильности, национальной безопасности и благополучия всех народов мира. Они призвали к формированию устойчивых цепочек поставок, в особенности поставок определенных критически важных для энергоперехода минералов, материалов и технологий в целях обеспечения предсказуемого и бесперебойного энергоснабжения. Они также призвали к формированию устойчивых глобальных цепочек поставок для обеспечения всеобщего доступа к дешевым, надежным, доступным, устойчивым и современным источникам энергии. Они также подчеркнули необходимость повышения энергетической безопасности и рыночной стабильности путем укрепления цепочек добавленной стоимости, продвижения открытых, прозрачных и конкурентоспособных рынков и обеспечения защиты критической энергетической инфраструктуры. 28. Министры приветствовали сотрудничество между транспортными ведомствами стран БРИКС и итоги встречи министров транспорта БРИКС, состоявшейся 6-7 июня 2024 года в Санкт-Петербурге. Министры указали на важность сближения подходов к созданию эффективных и безопасных международных транспортных коридоров для экономического роста БРИКС. В качестве равно важной они выделили необходимость обеспечения безопасности существующих международных транспортных коридоров в целях предотвращения нарушения цепочек поставок и обеспечения безопасности морского транспорта в соответствии с международным правом. Они также призвали к необходимому обмену информацией в области транспорта для повышения логистической эффективности и сокращения транспортных расходов. Министры призвали к соблюдению суверенитета и территориальной целостности всех стран-участниц в рамках сотрудничества в области транспорта. 29. Министры выразили обеспокоенность продолжающимися конфликтами во многих регионах мира. Они подтвердили приверженность мирному разрешению споров путем дипломатии, инклюзивного диалога и консультаций в духе координации и сотрудничества и поддержали все усилия, способствующие мирному урегулированию кризисов. Министры подчеркнули необходимость полного соблюдения норм международного гуманитарного права в конфликтных ситуациях и оказания гуманитарной помощи в соответствии с фундаментальными принципами гуманности, нейтралитета, беспристрастности и независимости, закрепленными в резолюции 46/182 ГА ООН. 30. Министры признали важность более активного участия женщин в мирных процессах, включая предотвращение и разрешение конфликтов, миротворчество, миростроительство, постконфликтное восстановление и развитие, а также поддержание мира. 31. Министры согласились с тем, что международное сообщество столкнулось с множественными рисками и вызовами, которые редко встречались раньше, и что различные проблемы в сфере безопасности продолжают возникать, что представляет собой угрозу для глобального мира и стабильности. Министры призвали международное сообщество искать коллективные ответы на глобальные и региональные вызовы и угрозы безопасности, включая терроризм. Министры подчеркнули необходимость соблюдения целей и принципов Устава ООН и уважения легитимных и обоснованных озабоченностей по вопросам безопасности всех стран. Они подтвердили, что разногласия и споры между странами должны разрешаться мирно, посредством диалога и консультаций. 32. Министры вновь обозначили свои национальные позиции в отношении ситуации на Украине и вокруг нее, озвученные на соответствующих площадках, включая Совет Безопасности ООН и Генеральную Ассамблею ООН. Они с признательностью отметили соответствующие предложения о посредничестве и добрых услугах, направленные на мирное разрешение конфликта через диалог и дипломатию. 33. Министры выразили серьезную озабоченность по поводу продолжающихся конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) и отметили Совместное заявление заместителей министров иностранных дел/специальных представителей стран БРИКС, принятое по итогам их встречи 25 апреля 2024 года. 34. Министры выразили глубокую озабоченность ухудшением ситуации на оккупированной палестинской территории, в частности, беспрецедентной эскалацией насилия в секторе Газа в результате военной операции Израиля, приведшей к массовым жертвам среди гражданского населения, большому количеству беженцев и разрушению гражданской инфраструктуры. В связи с этим они призвали к действенной реализации соответствующих резолюций ГА ООН и резолюции 2720 СБ ООН и к немедленному, безопасному и беспрепятственному предоставлению необходимой гуманитарной помощи непосредственно палестинскому гражданскому населению на всей территории сектора Газа. Они также призвали к действенной реализации резолюции 2728 СБ ООН для скорейшего установления долгосрочного и устойчивого режима прекращения огня. Они также призвали к немедленному и безусловному освобождению всех заложников и гражданских лиц, насильно удерживаемых в плену. Они выразили глубокую озабоченность усиливающимися атаками Израиля на Рафах, которые могут привести к тяжелой гуманитарной ситуации. Министры также осудили военную операцию Израиля в Рафахе, ее последствия, которые напрямую затрагивают жизни мирных граждан, особенно ввиду высокой плотности там гражданского населения Палестины, а также катастрофические гуманитарные последствия блокирования пересечения границы Рафаха с палестинской стороны. Они также вновь отвергли любые попытки, направленные на насильственное перемещение, выселение или переселение палестинцев с их земли. Помимо этого они предупредили об опасности распространения нестабильности на весь регион Ближнего Востока вследствие эскалации напряженности. Они констатировали принятие Международным судом ООН обеспечительных мер в рамках судебного разбирательства, инициированного ЮАР против Израиля. Министры выразили серьезную озабоченность по поводу продолжающегося вопиющего пренебрежения Израилем международным правом, Уставом, резолюциями ООН и постановлениями Суда. 35. Министры вновь подтвердили свою поддержку полноправному членству Палестины в ООН и неизменную приверженность двугосударственному решению на основе международного права, в том числе соответствующих резолюций СБ ООН и ГА ООН и Арабской мирной инициативы, которое подразумевает создание суверенного, независимого, жизнеспособного, живущего в мире и безопасности по соседству с Израилем Государства Палестина в пределах международно-признанных границ от июня 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. 36. Министры подтвердили, что принцип «африканским проблемам – африканское решение» должен и впредь служить основой для урегулирования конфликтов на Африканском континенте. В связи с этим они подтвердили свою поддержку усилиям по установлению мира на континенте, включая меры, предпринимаемые Африканским союзом и африканскими субрегиональными организациями. 37. Министры высоко оценили усилия и достижения африканских государств по обеспечению мира и развития, вместе с тем выразив серьезную озабоченность по поводу продолжающихся конфликтов, угроз со стороны террористических организаций в различных субрегионах Африки, а также сохраняющегося конфликтного потенциала в Сахаро-Сахельском регионе, Демократической Республике Конго (ДРК), регионе Великих озёр и на Африканском Роге, в частности в Судане, а также в связи с возрастающей активностью многочисленных террористических группировок и боевиков. Министры вновь призвали к немедленному и безусловному прекращению боевых действий и мирному разрешению конфликта в Судане, организации беспрепятственного доступа к гуманитарной помощи для суданского населения и увеличению ее объема Судану и соседним с ним государствам. Министры высоко оценили усилия государств Африки, Африканского союза, африканских субрегиональных организаций и ООН по продвижению процесса мирного урегулирования в Южном Судане, стабилизации ситуации в Центральной Африканской Республике, а также успех правительства Мозамбика в противодействии террористической угрозе на севере страны при поддержке Сообщества развития Юга Африки (САДК). 38. Министры выразили серьезную озабоченность продолжающимся ухудшением ситуации в области безопасности, а также гуманитарной, политической и экономической ситуации на Гаити. Они подчеркнули, что текущий кризис требует решения, принятого по инициативе Гаити и подразумевающего национальный диалог и выстраивание консенсуса между местными политическими силами, структурами и обществом, и призвали международное сообщество поддержать усилия Гаити по борьбе с преступными группировками, укреплению безопасности и созданию основы для долгосрочного социально-экономического развития страны. 39. Министры подчеркнули необходимость скорейшего мирного урегулирования в Афганистане в целях укрепления региональной безопасности и стабильности. Они высказались в поддержку Афганистана как независимого, единого, мирного государства, свободного от терроризма, войны и наркотиков. Они призвали к более заметным и поддающимся проверке мерам для предотвращения использования территории Афганистана террористами. Они подчеркнули необходимость оказания срочной и бесперебойной гуманитарной помощи афганскому народу и гарантий соблюдения основных прав всех афганцев, в том числе женщин, девочек и представителей различных этнических групп. Они приветствовали ведущую и эффективную роль региональных площадок, а также соседних с Афганистаном государств и приветствовали усилия таких региональных площадок и инициатив по содействию афганскому урегулированию. 40. Министры решительно осудили любые террористические акты как преступления, не имеющие оправданий, независимо от того, когда, по какой причине и кем бы ни совершались. Они решительно осудили бесчеловечный теракт 22 марта 2024 года в «Крокус Сити Холл» в Москве. Они вновь подтвердили приверженность борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, в том числе трансграничным терроризмом, финансированием терроризма и предоставлением «безопасных гаваней» террористам. Они подтвердили, что терроризм не следует ассоциировать с какой-либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой, и что все, кто вовлечен в террористическую деятельность и ее поддержку, должны быть привлечены к ответственности и преданы правосудию в соответствии с международным правом. Министры призвали к нулевой терпимости в отношении терроризма и отвергли двойные стандарты в области борьбы с терроризмом. Они подчеркнули, что основная ответственность в области борьбы с терроризмом лежит на государствах и что глобальные усилия по предотвращению и противодействию террористической угрозе должны полностью соответствовать их обязательствам в рамках международного права, в том числе Уставу ООН – в частности, его целям и принципам – а также соответствующим международным конвенциям и протоколам, в особенности относящимся к международному праву прав человека, международному праву беженцев и международному гуманитарному праву. Они приветствовали деятельность Рабочей группы БРИКС по антитеррору и ее пяти подгрупп на основе Антитеррористической стратегии БРИКС и Плана действий по ее реализации. Они также рассчитывают на дальнейшее углубление сотрудничества в области борьбы с терроризмом. Министры призвали к ускоренному завершению разработки и принятию в ООН всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. 41. Министры заявили о необходимости всеобъемлющего укрепления механизмов противодействия возрастающему в условиях глобализированного общества использованию террористами и их сторонниками новых и развивающихся технологий, таких как интернет и другие информационные и коммуникационные технологии, в том числе социальные сети, в террористических целях, таких как вербовка и подстрекательство к совершению террористических актов, а также финансирование, планирование и подготовка террористической деятельности. 42. Министры выразили озабоченность масштабами наркоторговли и ее беспрецедентным влиянием на здоровье и безопасность. Они вновь подтвердили, что решение мировой проблемы наркотиков остается общей и совместной обязанностью, которая должна выполняться на многосторонней основе посредством эффективного и более широкого международного сотрудничества и требует применения комплексного, междисциплинарного, взаимоукрепляющего, сбалансированного, научно обоснованного и всеобъемлющего подхода. Они констатировали важность сотрудничества между странами БРИКС по вопросам борьбы с наркотиками и отметили состоявшуюся 21-22 мая 2024 года в Москве встречу Антинаркотической рабочей группы БРИКС, посвященную противодействию преступному использованию информационных и коммуникационных технологий в целях оборота наркотиков и отмывания доходов от преступлений, связанных с наркотиками. 43. Министры вновь подтвердили приверженность продвижению сотрудничества стран БРИКС в области борьбы с коррупцией и продолжению реализации соответствующих международных соглашений, в частности Конвенции ООН против коррупции. Они приветствовали решимость Антикоррупционной рабочей группы БРИКС (АКГ БРИКС) разработать общее видение и предпринять совместные шаги по укреплению сотрудничества в области борьбы с коррупцией, возвращения активов и отказа в предоставлении «безопасных гаваней». Министры выделили в качестве долгосрочного приоритета БРИКС важность дальнейшей реализации совместных проектов по наращиванию потенциала и повышению осведомленности. Они высоко оценили деятельность АКГ в качестве платформы для углубленной координации между странами-участницами, в том числе и в рамках других профильных международных площадок. 44. Министры отметили первостепенное значение усилий, направленных на ускорение реализации резолюций о создании зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, на Ближнем Востоке, включая Конференцию, созванную в соответствии с решением 73/546 ГА ООН. Они призвали все приглашенные на эту Конференцию стороны принять добросовестное и конструктивное участие. 45. Министры также призвали к полной реализации резолюции 1540 СБ ООН, являющейся важным импульсом для государств к принятию на национальном уровне эффективных и энергичных мер по предотвращению попадания оружия массового уничтожения, средств его доставки и связанных с ними материалов в руки негосударственных субъектов, в том числе террористов, а также рамочных механизмов сотрудничества в этих целях на международном уровне. 46. Министры вновь выступили в поддержку обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) и размещения оружия в космосе. Ссылаясь на положения Договора о космосе, относящиеся к ПГВК, они подчеркнули необходимость переговоров по поводу многостороннего юридического инструмента по ПГВК. Они отметили внесение на рассмотрение в рамках Конференции по разоружению в 2014 году обновленного проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК). Они подчеркнули, что практические и добровольные обязательства, такие как меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космическом пространстве (МТДК) также могут содействовать ПГВК. 47. Министры вновь подтвердили свою приверженность продвижению открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной среды ИКТ. Они подчеркнули ведущую роль ООН в поощрении конструктивного диалога в целях достижения общего понимания по вопросам безопасности ИКТ и их использования, включая разработку всеобщей правовой основы в этой области. Министры высоко оценили текущую деятельность Рабочей группы открытого состава ООН по безопасности ИКТ и их использованию в 2021-2025 годах. На фоне существующих и потенциальных угроз злонамеренного использования ИКТ, Министры подтвердили срочную необходимость разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях и заявили о своей поддержке успешного завершения работы Специального комитета ООН в соответствии с резолюциями 74/247 и 75/282 ГА ООН. 48. Министры также констатировали необходимость развития практического сотрудничества в рамках БРИКС, в том числе посредством осуществления «дорожной карты» практического сотрудничества БРИКС в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ и отчете о результатах деятельности, а также в рамках деятельности Рабочей группы БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ. Они приветствовали решение о создании Реестра контактных пунктов БРИКС. 49. Министры подтвердили необходимость сотрудничества всех стран в области поощрения и защиты прав человека и основных свобод в соответствии с принципами равенства и взаимного уважения. Они согласились и впредь относиться ко всем правам человека, включая право на развитие, справедливым и равным образом, без каких-либо различий и с одинаковым вниманием. Они договорились укреплять сотрудничество по вопросам, представляющим общий интерес, как в рамках БРИКС, так и на многосторонних площадках, включая ГА ООН и Совет ООН по правам человека, с учетом необходимости продвигать, защищать и соблюдать права человека неизбирательным, неполитизированным и конструктивным образом, без двойных стандартов. Они призвали к уважению демократии и прав человека. В связи с этим они подчеркнули, что они должны реализовываться как на уровне глобального управления, так и на национальном уровне. Они подтвердили приверженность обеспечению поощрения и защиты демократии, прав человека и основных свобод для всех в целях построения общего безоблачного будущего для международного сообщества на основе взаимовыгодного сотрудничества. 50. Министры выразили серьезную озабоченность экспоненциальным распространением дезинформации и недостоверной информации. Они подчеркнули важность обеспечения свободного распространения информации, общественного доступа к точной, основанной на фактах информации, защиты прав человека и основных свобод, включая свободу мнений и их выражения, а также цифровой и информационной грамотности в целях создания условий для значимого подключения, согласно соответствующим положениям национального и международного права. 51. Министры выразили глубокие и искренние соболезнования народу и правительству Исламской Республики Иран в связи с трагической гибелью Президента Ирана Э.Раиси, Министра иностранных дел Х.Амирабдоллахиана и других жертв. 52. Министры отметили значительный интерес к присоединению БРИКС со стороны развивающихся государств и государств с формирующейся рыночной экономикой. Они обсудили модель стран-партнеров в соответствии с пунктом 92 второй Йоханнесбургской декларации. Они провели обзор прогресса в проработке соответствующих вопросов, о котором должно быть доложено главам государств и правительств стран БРИКС на XVI саммите в Казани. 53. Министры выразили приверженность расширению взаимодействия с развивающимися странами. Они приветствовали их участие в специальной сессии в рамках СМИД БРИКС, запланированной на 11 июня 2024 года, в качестве хорошей возможности провести обмен мнениями о текущих глобальных и региональных событиях. 54. Министры выразили полную поддержку председательству Российской Федерации в БРИКС в 2024 году под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». Они выразили приверженность совместной работе с целью обеспечения успешного проведения XVI саммита БРИКС. Министры с нетерпением ожидают следующее заседание Министров иностранных дел/международных отношений стран БРИКС, которое состоится «на полях» 79-й сессии ГА ООН под руководством Бразилии как следующего председателя в БРИКС в 2025 году. |