« Назад
19.06.2023 08:48
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук выступил в рамках сессии «Союзное государство России и Беларуси: стратегия взаимодействия» на площадке XXVI Петербургского международного экономического форума.
В дискуссии также приняли участие Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Николай Снопков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации с полномочиями Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Дмитрий Крутой, Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, представители деловых кругов, министерств и ведомств России и Беларуси.
Алексей Оверчук:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Девиз нынешнего форума «Суверенное развитие – основа справедливого мира. Объединим усилия во имя будущих поколений» точно характеризует главную цель союзного строительства и задачи, которые мы с белорусскими коллегами решаем для её достижения.
В условиях глобальных изменений в мировой экономике, перестройки международных торговых и логистических процессов евразийское интеграционное строительство, то есть выстраивание стратегических партнёрских отношений, в первую очередь с нашими самыми близкими соседями, играет ключевую роль и имеет особо актуальное значение.
От этой работы зависит успешное преодоление тех вызовов, с которыми сталкиваются наши страны, наш выход на траекторию устойчивого суверенного развития и поддержание стабильной ситуации не только в России и Беларуси, но и в других странах-партнёрах, вместе с которыми мы образуем единый Евразийский регион.
На сегодняшний день сложилось три орбиты евразийской интеграции: Союзное государство России и Беларуси, Евразийский экономический союз и Содружество Независимых Государств. Каждое из этих объединений характеризуется различной сферой компетенций, иногда пересекающихся, собственным порядком принятия решений, разными уровнями глубины интеграционного взаимодействия.
Наиболее глубокая интеграция обеспечена именно в Союзном государстве. И именно Союзное государство приняло основной удар от санкционного экономического давления на наши страны в прошлом году. Это в какой-то степени подтолкнуло наши страны к дальнейшей кооперации.
Рост прямых российских инвестиций в экономику Беларуси за прошлый год увеличился более чем в 1,5 раза и составил 723 млн долларов (в 2022 году). Взаимный товарооборот вырос до рекордной отметки – 43,4 млрд долларов. Сама по себе эта цифра мало что может сказать, в сравнении это выглядит лучше. Например, если мы возьмём нашу внешнюю торговлю с КНР (порядка 185–190 млрд долларов в 2022 году) и с Беларусью (44 млрд), то становится очевидным значение белорусской экономики для России и значение этих связей.
Беларуси удалось сохранить крупное промышленное производство, это позволяет нам покупать у белорусских товаропроизводителей конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью. О востребованности белорусских товаров на нашем рынке говорит и то, что в 2022 году торговый баланс между нашими странами по неэнергетическим товарам сложился в пользу Беларуси. Это важный фактор.
В отношениях между нашими двумя странами особую роль играют регионы, и эта работа очень активно ведётся, в том числе на уровне наших парламентов, – 64 субъекта Российской Федерации заключили более 2,3 тыс. контрактов на общую сумму 63 млрд рублей (с марта 2022 года).
В немалой степени нашей устойчивости способствовала реализация 28 союзных программ. Эти документы предполагают планомерный переход к сближению государственного управления и регулирования во всех ключевых сферах жизни нашего общества.
На сегодняшний день союзные программы реализованы на 80%. Мы работаем, и эта работа идёт по графику. Всегда подчёркиваем, что она построена таким образом, что мы все работаем в едином информационном поле. Что касается союзных программ, то здесь налажены горизонтальные связи между всеми нашими ведомствами, и два правительства работают здесь как единый организм.
Всё, что делается в рамках союзных программ, имеет своей целью облегчение доступа российских и белорусских товаропроизводителей к рынкам товаров и услуг в Союзном государстве. Идёт процесс, направленный на гармонизацию и унификацию законодательств, снижение торговых барьеров, формирование общих рынков и условий для развития цепочек создания добавленной стоимости на основе производственной кооперации и выравнивание условий хозяйствования экономических операторов наших стран.
В рамках соответствующей союзной программы подписано и вступило в силу Соглашение о единых правилах конкуренции, определившее единые правовые основы и принципы защиты конкуренции в целях недопущения монополизма, противодействия недобросовестным практикам, обеспечения свободного перемещения товаров, работ и услуг.
Сближение идёт в отраслях финансового сектора и транспорта, интеграция происходит в промышленности и сельском хозяйстве, то есть непосредственно работает в интересах товаропроизводителей Союзного государства. Мы достигли взаимопонимания в вопросах формирования единой политики в промышленности, сейчас идут активные обсуждения по выработке подходов к политике в области агропромышленного комплекса.
Подписано базовое соглашение о единой промышленной политике и рамочное – по вопросам признания технологических операций, что имеет перспективу выхода на продукцию, которая будет признаваться продукцией Союзного государства. Эта работа подкреплена реальным бюджетом, который стимулирует взаимодействие российских и белорусских предприятий по реализации совместных инвестиционных проектов в сфере импортозамещения. Ею охвачены все ключевые сферы, включая машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, автомобильную отрасль и электронику.
Активно наращиваем работу в рамках реализации совместных проектов по импортозамещению в рамках предоставленного белорусской стороне кредита. Эта работа идёт и имеет свои результаты. В рамках реализации союзных программ идёт институциональное развитие, введена в эксплуатацию интегрированная система администрирования косвенных налогов. Подписан Договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Документ определил наши совместные обязательства по передаче данных, а также минимальные налоговые ставки. Кроме того, в активной стадии работа над созданием наднационального налогового комитета. В таможенной сфере создан орган, который сегодня совместно оценивает таможенные риски. Всё это нацелено на то, чтобы наши экономики функционировали как единое целое.
Спасибо за внимание.
government.ru
|