« Назад 07.07.2025 14:27 Благодарю Вас, уважаемый Президент Луис Лула да Силва, Уважаемые руководители делегаций, Дамы и господа, Укрепление многостороннего миропорядка в условиях коренных трансформаций международной системы является одной из важнейших задач, стоящих перед объединением БРИКС и всем международным сообществом в целом. Многополярность – это не выбор, а объективная реальность, которая приходит на смену устаревшей неолиберальной модели, построенной по сути на неоколониальных практиках. Традиционная парадигма глобализации с преобладающей ролью так называемых развитых государств Запада уходит в прошлое. Первыми признаками сбоев в этой модели были экономические кризисы последних десятилетий. Пандемия COVID-19 обнажила многочисленные недостатки мировой торгово-финансовой системы, ускорила её фрагментацию. Эрозия структур глобализации усугубилась в результате незаконных односторонних санкций, использования доллара как оружия для «наказания». Доверие к американской валюте как некогда надёжному платёжному средству было подорвано. Ещё один негативный фактор – стремительное нарастание долгового бремени. С 2011 года количество государств с высоким уровнем задолженности выросло с 22 до 59. Сегодня развивающиеся страны тратят на обслуживание долга больше, чем инвестируют в собственное развитие. Ситуация выходит из-под контроля даже в развитых странах – в США фиксируется рекордный размер госдолга, который достиг 37 трлн долл. и продолжает расти. Неудивительно поэтому, что мировое большинство заинтересовано в создании не зависимых от Запада механизмов развития. Именно страны Глобального Юга и Востока становятся главной движущей силой глобального экономического роста. Повышается роль региональных объединений, таких как Африканский союз, СЕЛАК, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС. В этих рамках вырабатываются концептуальные и прикладные подходы к формированию новой архитектуры мирового хозяйства, базирующейся на принципах равноправия, многосторонности и недискриминации в сферах торговли, финансовых расчётов, технологий, логистики. Особое внимание уделяется инвестициям в человека перед лицом вызовов цифровизации и ИИ. Локомотивом такой трансформации выступает БРИКС, который добивается формирования более стабильной глобальной экономической архитектуры на принципах универсальности, транспарентности, недискриминации и равного доступа к имеющимся возможностям и инструментам. На государства объединения уже приходится более 40% мирового валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, а вместе со странами-партнёрами эта цифра достигает 45% или 93 трлн долл. БРИКС сегодня – это более 20% мировой торговли и почти половина населения планеты. В развитие договорённостей Казанского саммита БРИКС 2024 года прорабатываются проекты трансграничной платёжной инициативы, независимой расчётно-депозитарной инфраструктуры, создания перестраховочных мощностей, повышения эффективности особых экономических зон. Совершенствуется механизм Пула условных валютных резервов, включая использование альтернативных доллару валют. Доля стран БРИКС в российском товарообороте постоянно растет и по итогам 2024 года составила более 48%, причём 90% взаимных расчётов осуществляются в национальных валютах. Ключевое значение для достижения этих целей имеет реформирование и деполитизация Бреттон-Вудских институтов, которые должны отражать реальное соотношение сил в мировой экономике. Недопустимо продолжать использовать МВФ и ВБ для сохранения неоколониальных практик. Схожая ситуация складывается и в ВТО. Серьёзный ущерб мировой торговле наносит продолжающаяся долгие годы блокировка органа ВТО по разрешению споров наряду с введением всё новых дискриминационных мер в отношении развивающихся стран, таких как пресловутый пограничный корректирующий углеродный механизм ЕС. В 2024 году был запущен неформальный механизм консультаций БРИКС по вопросам ВТО, который успешно развивается под бразильским председательством. Рассчитываем на скорейшее согласование совместных позиций и начало их практической реализации. Всё большую остроту приобретают проблемы финансирования развития. По оценкам ООН, его дефицит составляет 4,2 трлн долл. в год. При сохранении текущих тенденций в 2030 году более 600 млн человек будут жить в условиях крайней нищеты. Не имея достаточных собственных средств и возможности получать кредиты на приемлемых условиях, страны Глобального Юга вынуждены полагаться на официальную помощь развитию. А она в силу известных двойных стандартов Запада всё больше обусловливается политическими соображениями. Для примера – в 2023 году МВФ одобрил беспрецедентный кредит Украине на 15,6 млрд долл. (577% страновой украинской квоты). Это более трети от годового объема всех программ Фонда. По линии Всемирного банка с начала 2022 года заявлено о выделении Украине почти 54 млрд долл. В совокупности эти выделенные Украине суммы вдвое превышают ежегодные объемы ассигнований по линии Бреттон-Вудских структур всем странам Африки. Крайне негативно на достижении целей устойчивого развития ООН сказываются всё более агрессивные попытки Запада внедрить в диалог в качестве чуть ли не главных критериев идеологические ультиматумы на основе западных толкований прав человека и демократии. Для выправления дисбалансов и мобилизации ресурсов на цели развития Россия выдвинула инициативу формирования в рамках БРИКС Новой инвестиционной платформы с участием Нового банка развития (НБР). Признательны коллегам за интерес к этой перспективной инициативе. Её реализации призваны способствовать наши совместные усилия по превращению НБР в инновационный институт развития, ориентирующийся на потребности своих акционеров и не подверженный влиянию внешней конъюнктуры. Увеличение числа акционеров укрепляет потенциал этого механизма и способствует расширению географии его деятельности. Высоко оцениваем усилия президента НБР Дилмы Русеф в этом направлении. Критически важной технологией становится искусственный интеллект. По экспертным оценкам, вклад ИИ в мировой валовый продукт составит порядка 20 трлн долл. уже к 2030 году. Предстоит решить ряд проблем, связанных с обеспечением универсального доступа к передовым разработкам в этой сфере. Продвигаемые рядом стран келейные инициативы с ограниченным составом «приглашённых» для продвижения неконсенсусных подходов чреваты самыми серьёзными последствиями. Крайне опасны и обречены на провал попытки искусственно изолировать суверенные государства от общемировых процессов. Ответом на такие попытки стало согласование совместного заявления БРИКС по глобальному управлению в сфере искусственного интеллекта, которое закрепляет нашу общую позицию относительно центральной роли ООН в выработке общеприемлемых механизмов регулирования в этой области. Вызовы, связанные с развитием цифровых технологий, имеют трансграничный характер и требуют коллективных ответов. Хороший пример – согласование в 2024 году в ООН Конвенции по борьбе с киберпреступностью, которая открывается к подписанию в октябре в Ханое. Убеждён, что государства БРИКС вместе с единомышленниками продолжат лидерство в продвижении справедливого многополярного миропорядка, обеспечивающего благоприятные условия устойчивого развития всех без исключения государств. В этой работе нам помогают Деловой и Гражданский советы БРИКС, Женский деловой альянс, которым хотел бы выразить признательность и пожелать новых успехов.
|