« Назад
30.05.2025 17:08
Прежде чем приступить к обсуждению намеченных вопросов, хотел бы поздравить всех присутствующих с десятым юбилейным заседанием нашей Комиссии.
За это время наработан полезный опыт, позволяющий достаточно уверенно говорить о том, что, действуя в соответствии с поручением Президента В.В.Путина, Комиссия помогает улучшать координацию усилий Министерства иностранных дел, других задействованных на внешнем контуре ведомств, партийной и парламентской дипломатии в интересах защиты и укрепления позиций России на международной арене.
Важно, что в нашей работе участвуют не только представители «Единой России», но и других общероссийских политических сил. Вижу в этом свидетельство общественного консенсуса по поводу внешнеполитического курса, определяемого Главой государства.
У нас сегодня на повестке дня вопросы расширения международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Вряд ли стоит подробно говорить о том, какую роль играет межрегиональное и приграничное сотрудничество в развитии отношений России с зарубежными партнерами. Это та самая линия соприкосновения дружбы, сотрудничества и взаимной выгоды на уровне региональных структур. Поэтому закономерно, что содействие продвижению межрегионального приграничного взаимодействия относится к приоритетам нашего внешнеполитического ведомства и всей дипломатической службы.
С удовлетворением констатирую, что, реагируя на изменение геополитической обстановки, регионы смогли в сжатые сроки переориентировать основную часть своих внешних связей на надежных партнеров, прежде всего, в государствах ближнего зарубежья.
В качестве яркого примера приведу активное развитие межрегиональной кооперации с белорусскими друзьями. Мощный импульс ее наращиванию придает ежегодный Форум регионов России и Беларуси. Упрочение межрегионального взаимодействия с Республикой Беларусь и другими государствами-членами ЕАЭС вносит важный вклад в общие усилия по углублению процессов евразийской интеграции.
Среди стран Глобального Юга и Востока особое место принадлежит нашему великому соседу – КНР. Также приветствуем динамичное развитие отношений субъектов Российской Федерации с партнерами в Индии, Вьетнаме, Турции, Иране, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Египте, Алжире, Аргентине и многих других странах Мирового большинства. Руководители заинтересованных российских регионов подключаются к деятельности двусторонних межправительственных комиссий, реализации перспективных совместных начинаний. В числе недавних успешных примеров отмечу начало строительства автомобильного моста через реку Туманная на границе России и КНДР: старт работам был дан в апреле этого года.
Важной площадкой для расширения межрегионального сотрудничества стали проводимые в субъектах Федерации крупные международные форумы. Назову лишь некоторые из них.
Ежегодно в Екатеринбурге в июле проходит Международная промышленная выставка ИННОПРОМ с участием десятков зарубежных делегаций. На ее «полях» традиционно подписываются крупные соглашения как в торгово-экономической сфере, так и в области образования, науки и культуры.
В Астрахани в ноябре 2024 г. прошел II Международный форум «МТК «Север-Юг» – новые горизонты».
В мае состоялись XVI Международный экономический форум «Россия – исламский мир: KazanForum» и – буквально на днях – в Минеральных Водах Кавказский инвестиционный форум.
В апреле в Ташкенте состоялся первый Форум регионов государств-участников СНГ. Рассчитываем, что он тоже станет регулярным.
Широкие возможности для раскрытия внешнеэкономического потенциала регионов предоставляет участие в специализированных механизмах БРИКС.
В рамках российского председательства в 2024 г. в Казани было проведено Учредительное собрание Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС. В Нижнем Новгороде прошел Форум породненных городов и муниципальных образований стран БРИКС, в Москве – VI Международный муниципальный форум стран БРИКС+ (страны объединения, все их партнеры и гости, участвующие в различных мероприятиях).
Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что в принципиальном плане мы никогда не отказывались от диалога, в том числе на региональном и муниципальном уровнях со странами, которыми управляют недружественные правительства. Как говорит Президент России В.В.Путин, для нас нет недружественных народов. Если их правительства образумятся, признают всем очевидный провал агрессивного, реваншистского курса в отношении нашей страны, то пусть обращаются. Посмотрим, с чем они «пришли» и будем определяться с нашей реакцией, учитывая весь опыт общения с ними за последние 30 лет, включая результаты теста на их договороспособность. В отличие от многих западных правительств, мы никогда, никого и ничего не «отменяем». Всегда готовы работать, в том числе в рамках связей между регионами, но исключительно по-честному, без политизации, без нравоучений, на основе равноправия, добрососедства и взаимной выгоды и при безусловном отказе от каких-либо действий по нанесению ущерба Российской Федерации.
МИД России располагает достаточными полномочиями и необходимыми возможностями для оказания эффективного содействия регионам в продвижении их международной деятельности. Важной востребованной площадкой остается действующий при Министре иностранных дел уже более двадцати лет Совет глав субъектов Федерации. В его рамках обсуждается широкий круг вопросов межрегионального сотрудничества – от страновых аспектов до аграрной дипломатии и взаимодействия с соотечественниками за рубежом. По итогам заседаний принимаются рекомендации, которые докладываем Президенту и Председателю Правительства.

Кроме того, на площадке МИД также с участием Министра и его заместителей регулярно проходят презентации экономического, инвестиционного, экспортного, туристического потенциала российских регионов. По традиции на эти мероприятия приглашаются представители дипломатического корпуса, органов власти, деловых кругов, СМИ и широкой общественности. В этом году состоялись презентации Вологодской и Калужской областей. В июне предстоит презентация Республики Дагестан. Сегодня в ходе беседы с губернатором Д.Н.Махониным договорились, что и Пермский край тоже подготовит аналогичное мероприятие. Будем всячески помогать в его организации.
Наши заграничные учреждения и территориальные представительства Министерства активно, в рамках своих полномочий, помогают регионам в проведении международных мероприятий, поиске новых торговых партнеров. Обеспечивают дипломатическое, консульское, консультационно-информационное сопровождение инициатив субъектов Федерации, имеющих внешнее измерение. Стараемся в первоочередном порядке оказывать экспертную поддержку и практическую помощь тем регионам, которые в наибольшей степени ощущают на себе негативные последствия враждебных действий «коллективного Запада».
Уверен, что в целом мы на верном пути, но на достигнутом останавливаться не нужно. Это справедливо по отношению к любой человеческой деятельности. В частности, считаем важным полнее задействовать возможности региональных торгово-промышленных палат. Дальнейшему наращиванию межрегионального взаимодействия способствовало бы проведение большего числа бизнес-миссий с прицелом на заключение соглашений с иностранными партнерами. Серьезные перспективы имеет продвижение высокотехнологичной российской продукции на зарубежные рынки. Выступаем за стимулирование развития прямых кооперационных связей и учреждение совместных предприятий.
Хочу также сказать, что для повышения внешнеэкономической привлекательности регионов, как показывает практика, большое значение имеют меры по созданию в них технопарков, промышленных зон, активизации выставочно-ярмарочной деятельности. Востребовано широкое задействование онлайн-форматов, включая использование современных технологий при проведении «Дней субъектов Федерации». Наше Министерство, его территориальные органы готовы во всем этом участвовать и помогать реализации проектов.
Хотел бы обратить отдельное внимание на важность общих усилий по содействию развитию внешних связей Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, их подключению к различным международным проектам. Главное в этой работе – суть, а формы подключения могут быть самыми разными и достаточно гибкими.
Считаем крайне важным не навязывать регионам каких-либо оторванных от жизни схем развития международных связей. Надо идти «от жизни». Излишняя, если можно так выразиться, опека в этих вопросах контрпродуктивна. Руководство, деловые круги регионов как никто другой знают о своих потребностях в плане кооперации с зарубежными партнерами. Поэтому они, т.е. сами представители субъектов, и должны определять оптимальные способы и пути достижения поставленных целей. А Центр будет всячески помогать. Разумеется, это должно делаться, как это и происходит сейчас, в полном соответствии с единым внешнеполитическим курсом, утвержденным Президентом Российской Федерации. Нет сомнений, что так будет и впредь.
mid.ru
|