САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Дирижабль «РОССИЯ»

« Назад

Дирижабль «РОССИЯ» 21.08.2019 10:31

В 1882 году Русскому воздухоплавательному обществу был представлен проект дирижабля «РОССИЯ» — на тот момент наиболее законченный и проработанный в русской истории воздухоплавания. Автор проекта – капитан Костович – предлагал соорудить аэростат сигарообразной формы и снабдить его машущими крыльями. По отзывам современников «…корабль имеет вид птицы, размеры хвоста и крыльев которой находятся к её корпусу в том же соотношении, что и у орла.» 

В течение следующих нескольких лет чертежи дирижабля неоднократно перерабатывались и в итоговом варианте Костович отбросил крылья и разработал проект жёсткого дирижабля объемом в пять тысяч кубических метров. Первый дирижабль России должен был приводиться в движение гребным винтом, вращаемым двигателем внутреннего сгорания.

В окончательном варианте основой аэростата служил жесткий цилиндрический каркас с коническими законцовками. Каркас обтягивался шелковой материей, пропитанной для уменьшения газопроницаемости специальным составом. По центральной оси корпуса к корме проходил главный вал — горизонтальная балка, в кормовой части которой был установлен четырехлопастный воздушный винт. Спереди к балке крепился руль направления.

Сквозь середину корпуса проходила вертикальная шахта-труба, в нижнюю часть которой помещался экипаж и пассажиры. Здесь же располагалось и машинное отделение.

От верхнего и нижнего концов шахты к горизонтальной круговой ферме шли расчалки, подобно тому как идут от втулки к ободу спицы велосипедного колеса (такое сравнение давал и сам Костович). Ферма, шахта и расчалки придавали всей конструкции необходимые жесткость, прочность и легкость.

Проект на десятилетие опережал своё время и стал уникальным по целому ряду показателей.

Во-первых, жёсткая оболочка аэростата. Костович создал и запатентовал новый для того времени материал — «арборит», из которого построил весь каркас, многие части дирижабля и самую крупную его деталь — передаточный вал к винту дирижабля, представлявший собой трубу диаметром 0,2 м и длиной около 30 м. Это была фанера в современном понимании, то есть, склеенный в несколько слоев шпон с перекрещивающимися направлениями волокон.

Во-вторых, история воздухоплавания до той поры знала лишь паровые машины. Для своего дирижабля Костович спроектировал удивительно легкий для того времени восьми-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания с циклом Отто и применением жидкого легкого топлива (бензина). При мощности 80 л.с. его масса составляла лишь 240 кг. Для сравнения: немецкий LZ-1, при мощности моторов всего в 14 лошадиных сил, имел моторы весом в 420 килограмм!

Соответственно, подобные ноу-хау требовали немало вложений и времени и во многом предопределили судьбу проекта

Впервые рисунок и чертежи дирижабля были опубликованы в журнале «Воздухоплаватель». Одобрив проект, Русское общество воздухоплавателей обратилось с воззванием оказать материальную поддержку изобретателю. Первым под этим документов подписался адмирал Н.М.Соковнин. При поддержке Д.И.Менделеева и М.А.Рыкачева организовали «Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля «РОССИЯ», собрали паевые взносы в сумме 200 тыс. руб. и вскоре выхлопотали финансирование от Военного министерства в размере 35 тыс. руб.

8 августа 1882 года на Охтинской судоверфи Петербурга началась постройка дирижабля «РОССИЯ». Костович решительно отказался от предложений выполнять эту работу за границей и объявил в печати, что воздушный корабль будет строиться руками только русских рабочих. К осени 1888 году многие части дирижабля «РОССИЯ» были готовы. На верфи, где строился первый дирижабль, можно было видеть готовую каюту для пассажиров, решетчатые оконечности корпуса, детали рулевого управления, главный вал с шарнирами Гука, лопасти воздушного винта и сотни других частей и деталей.

Дело осложнялось еще тем, что Костовичу приходилось самостоятельно конструировать почти все устройства дирижабля, механизмы и приборы, многие из которых создавались впервые. Заказанные в Германии детали, например коленчатый вал, цилиндры, запально-клапанные коробки, фрикционный шкив, приходилось дорабатывать в собственной мастерской, приводя их «в надлежащую точность».
Самой большой проблемой, от решения которой зависел успех всего предприятия, был двигатель. Через два года его изготовили и успешно испытали. Двигатель развил максимальную мощность 80 л.с. при частоте вращения коленвала 400 об/мин (сравнимо с современным двигателем автомобиля «Москвич-2141», правда, существенно большей массы).

В 1889 году практически все детали аэростата были изготовлены. Уже в тот момент стройка выбивалась из сроков — буря неожиданно разрушила сборочный сарай, закончилась правительственная субсидия и Костович продолжал работы за свой счёт и счёт своих друзей. Для сборки требовалось еще 55 тыс. руб., поэтому Костович вновь обратился к военному министру Паукеру. Конструктору под благовидными предлогами отказали в дальнейшем финансировании работ.

Затем арендаторы потребовали освободить ангар, а вслед за ними кредиторы и акционеры стали настаивать на возврате вложенных паев. Тщетно пытаясь вернуть долги, Костович предлагает Военно-инженерному ведомству выкупить у него дирижабль со всеми правами. В 1890 году комиссия Главного инженерного управления сочла связанные с этим расходы в размере 410 тыс. руб. несвоевременными и высказалась против, мотивируя свой отказ тем, что «…гигантский управляемый аэростат … представляет собой весьма гадательное военное значение». Кроме того, комиссией было отмечено: «…что касается…предложения…купить право пользования изобретением г. Костовича, то комиссия…признала, что…продаваемое право уже принадлежит Военному министерству на основании…контракта, заключенного 25 июля 1886 года г. Костовичем с Главным инженерным управлением».

Первый дирижабль так и не был собран. К сожалению во все времена чиновничьи препоны были самыми мощными препятствиями на пути любого изобретателя и не только в России. Костович перевез все части аэростата на территорию своего небольшого завода в слободе Малое Рыбацкое под Петербургом.

Огнеслав Стефанович Костович занимался разработкой различных аппаратов, но остался в истории как автор изобретения материала, который сейчас мы называем фанерой.

Расчетные ЛТХ:

Название: Дирижабль «РОССИЯ»
Длина, м: 60
Объем, м3: 5000
Макс. диаметр, м: 12
Двигатель: 1 х ПД разработки Костовича
-мощность, кВт/л.с.: 1 x 80
Полезная нагрузка, кг: 3400
Макс. кол-во пассажиров: 18

Огнеслав Костович
Огнеслав Костович.

дирижабль
Так мог бы выглядеть дирижабль «РОССИЯ».

3.CHertyozh-dirizhablya-ROSSIYA1-600x600

Чертёж дирижабля «РОССИЯ».
2.CHertyozh-dirizhablya-ROSSIYA1-600x600
Чертёж дирижабля «РОССИЯ».

4.SHahta-kayuta-dirizhablya-ROSSIYA.-Risunok.1-343x600
Шахта-каюта дирижабля «РОССИЯ». Рисунок.

Двигатель Костовича
Двигатель Костовича.

6.Dvigatel-Kostovicha-v-muzee-VVS-Monino.1-600x600
Двигатель Костовича в музее ВВС Монино.

7.O.S.Kostovich-u-svoego-dvigatelya.1-600x465
О.С.Костович у своего двигателя.


Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.).
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.А.Давыдов. Двигатель внутреннего сгорания О.С.Костовича. Памятники науки и техники.
Г.Т.Черненко. Жизнь и необыкновенные изобретения капитана Костовича.
Сайт «Ретроплан» (retroplan.ru).
Архив ЦГАКФФД.

авиару.рф


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru