САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

«Люди с черными душами». Премьера фильма

« Назад

«Люди с черными душами». Премьера фильма 28.03.2017 09:16

ИМХОклуб представляет документальный фильм, снятый белорусскими кинематографистами (И.Д.Гурский и П.П.Шамшур) в 1962 году. Фильм оцифрован при содействии Коммунистической Партии Беларуси и участников ИМХОклуба. Отдельная благодарность Белорусскому государственному архиву кинофотодокументов.

Мы все занялись этим делом потому, что уверены — этот фильм не потерял актуальности, и сейчас важен даже в большей степени, чем тогда.

О чём фильм

«В этом документальном фильме мы расскажем о преступной деятельности белорусских буржуазных националистов», — заявляют сами создатели.

На самом деле фильм — о белорусских коллаборационистах, согласившихся служить нацистам в 1941-44-м годах, и об их последующей политической карьере в странах развитой демократии. А карьеры эти стоят того, чтобы о них рассказать.

И поскольку создатели фильма фокусировали внимание на личностях, стоит сказать пару слов об историческом контексте происходящего.

2_astrouski

Джентльмен в шляпе, лихо зигующий в компании немецких офицеров — Радослав Казимирович Островский. Старый антисоветчик, отметившийся еще в гражданскую, во время оккупации — президент созданный немцами Беларускай Цэнтральнай Рады. Он был бы нашим руководителем, если бы Советы проиграли. Руководителя назначал и смещал немецкий Генеральный комиссар, но его, видимо, все устраивало.

В 1944-м Островский успел сбежать вместе с Центральной Радой в Германию, где на время затаился, опасаясь выдачи в СССР как нацистского преступника.

Таился до 1948 года. Потом перебрался в США, до самой смерти считал себя «президентом» и издавал ядерные прокламации.

Однако пока Островский скрывался по немецким баракам, кресло лидера всех антисоветских белорусов в результате простенькой интриги изящно вытащил из-под него другой шустрый малый — Микола Абрамчик.

3_abramchik

При нацистах Абрамчик жил в Берлине, издавал газету «Раніца» и участвовал в Белорусском комитете самопомощи под крылом немецкого МВД.

В 1943 году посетил Беларусь — с неясными целями, но, по утверждению авторов фильма, по линии МВД Рейха.

Еще пикантная деталь — племянник Миколы Абрамчика, с которым он поддерживал отношения и во время войны и в эмиграции, служил в полиции Радошковичей, где были замучены больше пяти тысяч человек.

Впрочем, на фоне Островского и его соратников, лично и деятельно участвовавших в реализации пресловутого плана «Ост», он был почти ангелом.

Абрамчик всплыл в лагерях для беженцев-коллаборационистов и предложил идею — поскольку Центральная Рада замаралась, возродить Раду БНР, которая развалилась еще к началу войны и сотрудничать с Гитлером просто не могла.

Люди старые, из БЦР и оккупационных структур, — бренд новый.

В руководители Абрамчик предложил себя и привел довольно экстравагантный аргумент — завещание-«тестамент» умершего в 1943-м последнего главы Рады БНР Василия Захарко, в котором тот завещал свой пост Абрамчику. Реликвия хранится где-то в недрах эмиграции, и мы, увы, не можем оценить все нюансы наследования постов в «народной республике».
 
Примечание: еще одним субъектом наследования, судя по всему, была секретарша Захарко, поэтесса Лариса Гениюш. Если бы поэтессу не взяли в Праге чекисты, то наследников хватило бы на небольшую династическую войну.

Кстати, Микола Абрамчик этот фильм смотрел (или ему кто-то по телефону напел) — и был впечатлен.

В эмигрантской газете «Бацькаўшчына» вышло специальное обращение, в котором он опровергал приведенные факты и выставлял себя едва ли не скрытым антифашистом и пострадавшим.

4_stankevich

Станислав Станкевич

Отповедь Абрамчика, однако, смазывает то, что редактором «Бацькаўшчыны» был еще один персонаж фильма — Станислав Станкевич. Этот в 1941-43-м годах был бургомистром Борисова — это при нем немцы уничтожили десять тысяч евреев.

Сменивший мундир на арестантскую робу бывший начальник борисовской полиции Давид Эгоф утверждает в фильме, что Станкевич не только присутствовал при казнях, но и присвоил имущество убитых.

План Абрамчика сработал. Если Островский до конца жизни оставался немножко маргиналом, то его товарищи, перебежавшие в 1948 году в Раду БНР к Абрамчику, делали какую-никакую карьеру на фронтах информационной войны. «Холодной» и не только.

Станкевич стал редактором и «советологом». Сам Микола Абрамчик, кроме того что стал родоначальником обновленной Рады БНР, оказался еще и «крестным отцом» белорусской службы Радио «Свобода» — подбором первого состава редакции он занимался лично.

Штандартенфюрера Франца Кушеля, члена БЦР и командира Краевой обороны, запеленговали на организованном тогдашним правительством США «Конгрессе порабощенных народов».

Уж этот-то в порабощении толк знал.

5_kuhel

Франц Кушель

А бывший глава Новогрудского полицейского батальона и заместитель главы Рады БНР в 80-х годах Борис Рогуля оказывал услуги ЦРУ по вербовке диверсантов. Два пойманных в 1952-м году парашютиста — Остриков и Костюк — рассказывают в фильме, как их вербовали и сколько обещали. Остриков потом еще и на КГБ успел поработать.

Впрочем, сам Рогуля этого никогда и не отрицал. В книге «Рада БНР (1947-1970)» есть его интервью, где он так и говорит: помогали, мол, искать для американцев желающих, ну да — камикадзе без шансов, Абрамчика даже совесть временами мучила.

В общем, фильм про этих ребят и про других, им подобных.

Есть в кино, разумеется, и минусы. Зрителю стоит подготовиться к пафосу советской пропаганды — врезках о достижениях народного хозяйства и неуловимых белорусских партизанах. Успехи партизан явно преувеличиваются, а численность коллаборационистских формирований занижается. Впрочем, фразы про «людей с черными душами» и «поджигателей войны» вполне объяснимы — диверсантов-эмигрантов таки забрасывали, а эмигрантская пресса тех лет фонтанировала милитаристскими материалами на грани безумия.

Почему это важно сегодня

Каждый год 25 марта Рада БНР, которая до сих пор существует где-то в Америке, устраивает большую самопрезентацию себя.

Глава Рады Ивонка Сурвилла (она не сотрудничала с немцами, она тогда еще маленькой была) выступает с обращением к народу. Пул дружественных журналистов и политиков рассказывают нам, что Рада БНР — хранительница традиций несоветской белорусской государственности.

Рада — это якобы европейская Беларусь, окно в цивилизованный мир, и даже флаг, на который нужно равняться. Многие верят — на ежегодный митинг в честь юбилея Белорусской Народной Республики выходят.

vlcsnap_2017_03_18_23h38m27s46

Этим фильмом мы просто хотели напомнить, что нынешняя, послевоенная Рада БНР — она даже не от национал-романтиков 1918 года, со всеми их плюсами и минусам.

Она — от Миколы Абрамчика и его шулерского «тестамента». От вербовки буйных хлопцев для суицидальных шпионских авантюр, пропагандистских сражений времен «холодной войны» и даже от карательных частей нацистской Германии.

В общем, это так себе традиция и, мягко говоря, неоднозначный флаг.

Можно как угодно относиться к советской власти, но не обязательно тащить за собой этот мрачный хвост из прошлого.

В дальнейшем мы планируем обращаться к историческим материалам чаще. В планах — оцифровка и других документальных записей, не обязательно про коллаборационистов. Как говорится, следите за рекламой.

А пока — смотрите.

 

Команда «ИМХОклуб Беларусь»


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.02.25

После октябрьских событий 1917 года А.Е. Адамович как «классово чуждый элемент» оказался без должности и средств к существованию, но благодаря хлопотам давнего друга и «великого пролетарской писателя» Максима Горького в 1920 году он стал директором научной библиотеки Ярославского государственного музея. Одновременно преподавал историю культуры в художественном, музыкальном и театральном училищах города. Вёл активную переписку с деятелями культуры Советского Союза и русского зарубежья, написал воспоминания о сыне-поэте Максиме, Максиме Горьком, знаменитом оперном певце Фёдоре Шаляпине, вёл общественную работу в движении краеведов.

04.02.25

В качестве негласного лидера идейно-политического течения «литвинизма» выступает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, доктор исторических наук И.А. Марзалюк, который является последовательным противником национально-культурного единства белорусов с русским народом, выступает за внедрение в Республике Беларусь «позитивной дискриминации» в отношении русского языка, публично с экрана государственного телеканала «Столичное телевидение» оскорблял, называл швалью граждан Республики Беларусь, выступающих за реальное белорусско-русское двуязычие в топонимике и на транспорте. Марзалюк намерен добиваться, чтобы в русскоязычных школах гуманитарные предметы «такие, как география Беларуси, история Беларуси и обществознание преподавали только по-белорусски».

04.02.25

Очевидна необходимость и справедливость Специальной военной операции российской армии на Украине, поскольку США  и Евросоюз поставили своей целью превратить территорию Украины в натовский плацдарм против России.

21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru