Культурная жизнь в столице провозглашенной Донецкой Народной Республики (ДНР) городе Донецке идет своим ходом, несмотря на все сопутствующие военному времени опасности и даже элементарную нехватку средств.
Военное время вносит свои коррективы во все сферы общественной жизни, изменяя вокруг все: от графика движения автобуса до человеческих судеб. Донецк, как и любая другая прифронтовая территория, в этом правиле не исключение, но с оговоркой: культурная сторона жизни города в нем и не замирала. Ну, разве что на непродолжительный период во время самых ожесточенных обстрелов. И все это благодаря усилиям коллективов четырех замечательных донецких театров, о которых и хочется рассказать.
Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр
Кому-то может показаться, что донецкие театры совсем не такие, как театры Киева, Одессы или Москвы. В глаза бросается их возраст - он совсем небольшой. Донецкому драмтеатру в этом году исполнилось 89 лет, что по театральным меркам совсем немного. Все дело в том, что сам Донецк город сравнительно молодой - ему всего 147 лет, а уж в культурную столицу многомиллионного края он начал превращаться только в XX веке. Но вернемся к драмтеатру.
Он был основан в Харькове в 1927 году Александром Загаровым - воспитанником знаменитого театрального рижисеера Владимира Немировича-Данченко. Основу трупы составили актеры театра «Березиль».
В 1933 году коллектив театра был переведен в город Сталино - так на тот момент назывался современный Донецк (кстати, название города связано именно со сталью, а не с псевдонимом отца народов).
Долгие годы театр развивался, коллектив приобретал опыт, передавая его новым поколениям деятелей искусства. Многие спектакли по своему значению вошли в сокровищницу театрального искусства, а сам театр стал центром культурной жизни Донбасса. Его репертуар, как и сейчас, состоял из произведений разных стилей и направлений отечественных и зарубежных классиков.
Сейчас Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр - это четыре сценические площадки, труппа актеров драмы, высокопрофессиональный оркестр, группа артистов вокалистов и балетная труппа. Театр имеет возможность осуществлять сложные художественные проекты и работать в разных жанрах. Высокий художественный уровень спектаклей театра неоднократно подчеркивался многими авторитетными театральными критиками.
Спектакли в театре идут практически каждый день, кроме понедельника и вторника. В октябре донецких зрителей ожидает несколько премьер. Это музыкальная комедия Клода Монье «Как вернуть миллион», комедия Жана Батиста Мольера «Тартюф», пьеса Александра Островского «Не все коту масленица», мюзикл «Бренские музыканты», спектакль по роману Ги де Мопассана «Милый друг».
Донецкий государственный академический театр оперы и балета им.А.Б.Соловьяненко
Донбасс Опера, как называют этот театр, младше донецкой драмы на пять лет. Она была создана в 1932 году в Луганске на базе Передвижного оперного театра Правобережной Украины. Первый театральный сезон был открыт оперой Александра Бородина «Князь Игорь».
Театр окончательно переехал в Сталино в 1941 году, в специально построенное для него здание, которое сейчас является памятником архитектуры. Первым директором и художественным руководителем театра стал выдающийся оперный режиссер, последователь системы Станиславского в музыкальном театре, заслуженный артист РСФСР Йосиф Лапицкий.
Во время войны театральная трупа была эвакуирована в Киргизию. Театральная деятельность была продолжена в госпиталях и воинских частях.
После возвращения коллектива теата в родные стены Донбасс Опера становится центром музыкальной культуры Донецкого края, сценой для отечественного и зарубежного, классического и современного оперного и балетного искусства, классической оперетты, музыкальных спектаклей для детей.
В разные годы на сцене Донецкого оперного театра танцевали и пели такие корифеи и мастера сцены, как народные артисты Советского Союза Иван Козловский, Сергей Лемешев, Мария Биешу, Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Клавдия Шульженко, Александр Соловьяненко и многие другие. Тетральная трупа объездила с гастролями весь Советский Союз и многие страны мира, и везде Донецкую оперу оценили по достоинству, признав высокий уровень театра.
За 84 года театр осуществил около 300 постановок опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий, детских музыкальных сказок. Коллектив Донецкой оперы особо гордится тем, что нет ни одного признанного классического произведения, с которым театр не познакомил бы донецкого зрителя за период своей творческой деятельности.
Даже в самые «жаркие» для Донецка дни оперный театр продолжал давать представления. Очередной театральный сезон осенью 2014 года открывался буквально под аккомпанимет рвущихся в считанных километрах от театра снарядов. Тем не менее, 4 октября 2014 года посмотреть на оперетту «Летучая мышь» пришли почти три тысячи жителей Донецка, И это при том, что мест в главном зале всего 970. В результате многим ценителям искусства пришлось сидеть и даже стоять в проходах.
Театр часто гастролирует по городам Донецкой Народной Республики. Недавно заверщились гастроли в Краснодаре и Ростове-на-Дону, где донецкие артисты представили оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад» и «Аида».
Нынешний, 85-й театральный сезон, полон событиями, как и предыдущие. В 10-х числах октября Донбасс Опера встречает XXII Международный фестиваль «Звезды мирового балета», а 30 октября состоится премьера литературно-музыкальной композиции «Путеводитель по симфоническому оркестру».
Донецкий республиканский академический театр кукол
Этот театр в Донецке не приезжий - он появился в 1933 постановлением городского совета. На заре своего существования коллектив театра насчитывал лишь 8 актеров, которые сами мастерили кукол и декорации. Они ставили сказки «Ивасик-Телесик», «Коза-дереза», «Три поросёнка», «Сказка о царе Салтане».
Активно развиваться театр стал с 1958 года, и в 1981 году получил высокое признание - был награжден дипломом I степени и премией Министерства культуры СССР. А спустя два года Донецкий кукольный театр обзавелся и собственным зданием, в котором раньше располагался кинотеатр.
За годы своей деятельности Донецкий кукольный театр показал более 60 тысяч представлений, осуществил около 250 новых постановок, некоторые из них были награждены дипломами престижных международных фестивалей. На представлениях донецких кукольников побывало более 15 млн зрителей.
Театр радовал маленьких донецких зрителей и последние два года, практически не меняя график представлений. К сожалению, в октябре 2016 года театр кукол представления не дает. Как сообщила администрация, виной тому ремонт зрительного зала. Однако уже в ноябре театр будет открыт для зрителей.
Республиканский академический русский театр юного зрителя
Донецкий ТЮЗ также местный - он был создан постановлением правительства УССР о создании на базе русской трупы театра имени Артема собственного театра в 1970 году, а фактически начал существовать в 71-м. Находится он не в Донецке, а в его самом большом пригороде - Макеевке.
Первой премьерой творческого коллектива театра стал спектакль «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева. Тогда же, после первых спектаклей, сложилось и понимание необходимости работать для разных категорий зрителей: дошкольников и младших школьников; ребят среднего школьного возраста; старшеклассников и взрослых.
С началом конфликта свою деятельность ТЮЗ, как и другие ведущие театры ДНР, практически не прекращал. На днях коллектив театра представил музыкальную феерию для детей старшего возраста и взрослых «Алые паруса» по мотивам произведений Александра Грина, а до конца года в ТЮЗе запланировано много постановок и мероприятий как для детей, так и для взрослых.
Итак, культурная жизнь в столице ДНР идет своим ходом, несмотря на все сопутствующие военному времени опасности и даже, чего уже греха таить, элементарную нехватку средств. Сейчас коллективы театров получают хоть и небольшие, но стабильные зарплаты, однако еще в 2014 году им приходилось работать на чистом энтузиазме. Театральные коллективы за это время заметно обеднели, что и не удивительно. Но в целом актерская укомплектованность осталась на должном уровне - многие именитые актеры, певцы, музыканты, танцовщики отказались покидать свой город и остались в родных театрах, подрастает новое поколение служителей Мельпомены. Культуый Донецк прошел испытание тяжелыми временами, и уже сейчас можно смело заявить о том, что театральное искусство ни при каких обстоятельствах город не покинет.
Комментарии
Комментариев пока нет