Александр Плавинский: «Куропаты — у истоков исторической сенсации». Куропаты — дорога смерти. «Чёрный воронок»
Продолжая анализ лжи и фальсификаций о Куропатах, проанализируем вывод, к которому пришёл З. С. Позняка в «Справаздачы», в разделе «Заключэньне». В нём Зенон Станиславович пытался убедить читателей, что в Куропатах органы НКВД расстреляли около 220–250 тысяч человек. Попробуем оценить численность возможных жертв репрессий НКВД с технической точки зрения. Для начала обратимся к показаниям водителя, работавшего в то время в НКВД1.
Рассказ Иосифа Иосифовича Бетанова: «…Мне хорошо известно всё, что так или иначе связано с работой гаража. Прекрасно помню, что в нём было примерно 60 автомашин, в том числе два автозака… Фургон состоял из пяти отдельных кабинок. Вход в него был сзади. Первые три выгородки и размещались позади кабины водителя в один ряд. Две другие – сзади – с правой и с левой стороны. Посередине оставлялось пространство с откидными сиденьями для конвоя…»
Для определения максимально возможного числа вывезенных на расстрел людей нам необходимо определиться с датами начала и окончания репрессий и численностью арестованных жителей города Минска. Подавляющее большинство приговоров в 1937–1938 годах было вынесено внесудебными органами в рамках так называемых «массовых операций» НКВД в соответствии с приказом № 00447, подписанным Народным комиссаром внутренних дел СССР Н. И. Ежовым 30 июля 1937 года. Закончились массовые репрессии после введения в действие совместного постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 года № 81 «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». Всего массовые репрессии официально продолжались 473 дня.
Поскольку в то время была 6-дневная рабочая неделя, и в воскресенье суды не работали, то от общего количества дней отбрасываем все воскресенья: умножаем 473 на 6/7 и получаем 405 дней. Вычитаем из этой цифры праздничные дни: 1 день в 1937 году и 5 дней в 1938, получаем 399 дней. Два автозака за это время смогли совершить максимум 798 рейсов. Теперь посчитаем, сколько людей было арестовано за тот период в Минске. Согласно сайту «Белорусский партизан» (https://belaruspartisan.by/politic/409419/§), в Беларуси с июля 1937-го до ноября 1938 года НКВД арестовал не менее 54 845 человек, из них не менее 27 391 было расстреляно. Получается, что расстреливали каждого второго из общего числа арестованных. Для справки: в Минске к высшей мере наказания были приговорены в 1937-м – 533, в 1938-м – 637, всего 1 170 человек. Если верить данным сайта «Белорусский партизан», что на одного расстрелянного приходилось два арестованных, и экстраполировать их на г. Минск, то несложно посчитать, что в Минске за период массовых репрессий с июля 1937-го по ноябрь 1938 года было арестовано 2 340 человек.
Обычно «чёрные воронки» (автозаки) в дневное время суток использовали для перевозки заключённых, а в ночное время для арестов и вывоза приговорённых к смертной казни на расстрел. Нужно отметить, что при аресте не допускалось общение арестованных друг с другом. Поэтому максимальное количество арестованных, которое можно разместить при аресте, – полдесятка человек (по количеству камер в автозаке). Поскольку в основном арестовывали мужчин, то сотрудникам НКВД для заполнения машины за ночь необходимо было объехать до пяти адресов, провести в каждой квартире аресты и обыски. Фактически это работа на всю ночь. Поэтому для ареста 2 340 человек необходимо было совершить 468 ночных рейсов. Из свидетельских показаний видно, что в НКВД было два «воронка», в которых возили людей на расстрел. В них загружали по 15–20 человек, в среднем – 17,5. Теперь проведем простой расчёт: сколько два «воронка» могли вывезти на расстрел людей за время массовых репрессий. Из 798 рейсов 468 приходились на аресты жителей города Минска, остальные (798 – 468 = 330) 330 рейсов – на транспортировку осуждённых на расстрел. Умножаем количество рейсов на среднюю численность перевозимых на расстрел людей, получаем: 330 х 17,5 = 5 775 человек. Таким образом, технические возможности пары «чёрных воронков» (при условии, что они никогда во время эксплуатации не ломались, не выезжали в длительные поездки для конвоирования осуждённых, а водители этих автомобилей никогда не болели) ограничивались перевозкой на расстрел приблизительно 5 800 заключённых за весь период репрессий 1937–1938 годов. В подсчётах Позняка количество жертв исчисляется 200–250 тысячами человек! Невольно поражаешься абсурдности приведённого числа и отсутствию всякой логики. Эти данные превышают максимально возможную цифру в 40 раз! В фальсификации просто зашкаливают все разумные пределы.