Александр Плавинский: «Куропаты — у истоков исторической сенсации». «Справаздача». Конфессиональная принадлежность жертв
Проходя по тихой лесной дороге в Куропатах мимо многочисленных крестов, невольно ощущаешь всю боль и горечь произошедших здесь когда-то людских трагедий. Захоронения, кресты и тишина… В той земле нашли последний приют тысячи душ. Тысячи безымянных душ… Кто были эти несчастные люди? Смотрю на возвышающиеся вдоль дороги католические кресты, а сознание автоматически переводит монументальные символы в словесный ответ на риторический вопрос – католики… Католические кресты везде – слева и справа вдоль дороги… В памяти невольно всплывают факты из истории родного края, и мысли начинают из них складывать мозаику произошедших когда-то здесь событий.
Пик массовых репрессий в Советском Союзе приходился на 1937–1938 годы. Их волна прокатилась по восточной части нашей Родины, населённой преимущественно православными жителями. В настоящее время подсчитано и общее количество исполненных чекистами приговоров судов и «троек». Согласно данным В. И. Адамушко с 1935 по 1940 год по всей Беларуси органами НКВД было расстреляно 28 425 человек. Всего же за период с 1917 по 1953 год за контрреволюционные преступления были приговорены в Беларуси к смертной казни 35 868 человек1. Расстрелы и захоронения производили в Могилёве, Бобруйске, Черикове, Гомеле, Витебске, Орше и Вилейке. Около трёх тысяч человек захоронено в Мозыре и его окрестностях. В Минской области было расстреляно около 13 тысяч человек, которые захоронены в Борисове, Слуцке и Червене. На сам Минск приходится около 7 тысяч смертных приговоров. В окрестностях столицы имеется 13 мест захоронения. В направлении Логойска есть захоронение около деревни Боровая. Как видно из приведённых данных, большое количество смертных приговоров приводили в исполнение по месту жительства жертв.
До 1939 года приблизительно треть территорий и населения Западной Белоруссии находились под Польшей, и советская власть пришла в «кресовые» регионы, когда волна репрессий практически прекратилась, чему всемерно способствовал сменивший Ежова Берия. К моменту воссоединения Западной и Восточной Белоруссии расстрелы по линии НКВД были сведены к минимуму. И снова мысли возвращаются на центральную лесную дорогу в Куропаты. Если верить данным З. С. Позняка, что здесь проводили расстрелы органы НКВД, то основная часть жертв должна была проживать в восточной части Беларуси, населенной преимущественно православным населением. Почему тогда воздвигнуто столько католических крестов? Продолжая изучение всё той же «Справаздачы» о проведённых в Куропатах раскопках, попробуем найти в ней ответ о конфессиональной принадлежности жертв. Для начала зададимся вопросом: с чем наши жители никогда не расставались в жизни? Что они носили при себе до самой смерти и с чем уходили в могилу? Это крестики (нательные кресты), которые имели и католики, и православные. Отличалась только их форма, по которой можно было однозначно определить конфессиональное соотношение расстрелянных жертв. В очередной раз обращаемся к первоисточнику – «Справаздачы». Внимательно прочитайте её. Если не поверите своим глазам, можете поискать с помощью поисковика. В «Справаздчы» вообще нет упоминаний о каких бы то ни было крестиках! Единственными ориентирами в данном вопросе могут служить найденные три католических медальона: «Раскоп (пахаваньне) № 5. Адзін мэдальён з ланцужком. На двух праглядаецца выява Маці Боскай (?), на трэцім – фігура сьвятога ў промнях, манаграма зь літарай «M» і крыжам, надпісам лацінскімі літарамі».
Среди 356 найденных останков расстрелянных людей предположительно три были католиками. И ни одного православного! Католиков меньше сотой от общего количества! Да нужна ли объективность тем, кто устанавливает на костях расстрелянных евреев католические кресты?! Очевидное невероятное: Куропаты из захоронения жертв холокоста превратились в мемориал-символ сталинских репрессий. Будто уже никому нет дела до того факта, что в подтверждение репрессий НКВД в «Справаздачы» нет никаких доказательств! Миф создан. Виновные в репрессиях назначены. До какой степени нужно быть одурманенными перестроечной пропагандой, чтобы три десятка лет не замечать откровенных фальсификаций, не видеть очевидного! 99,2 % жертв, найденных в ходе раскопок в Куропатах, – евреи! Этого нельзя объяснить никакими репрессиями НКВД.
Литература:
1. Беларуская энцыклапедыя. Том 14, Минск, 2002. С. 21.