САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Пришло время воссоздать Софийский собор!

Андрей Геращенко: Пришло время воссоздать Софийский собор!

« Назад

Андрей Геращенко: Пришло время воссоздать Софийский собор! 21.08.2015 19:28

Андрей Геращенко  

Пришло время воссоздать Софийский собор.              

Древний Софийский собор в Полоцке является, пожалуй, самым известным историческим православным храмом Белой Руси, имеющим богатейшую и весьма непростую историю.

XI столетие было веком наивысшего могущества Полоцкого княжества. Успехи в жизни полочан этого периода напрямую связаны с деятельностью знаменитого полоцкого князя Всеслава, позднее прозванного Чародеем. Первые десятилетия своего долгого правления Всеслав укреплял княжество и отстраивал Полоцк, сохраняя добрые отношения с великим князем Ярославом Мудрым.            

Вначале в Киеве, а затем и в Новгороде были возведены Софийские соборы, посвящённые мудрости божьей (по-гречески «софия» - мудрость). Это с одной стороны усиливало позиции христианства, а с другой повышало сам статус городов, потому что главный Софийский собор был расположен в Царьграде (Константинополе) – столице Византийской империи.

Полоцк не хотел оставаться в стороне, тем более, что в городе к этому времени уже был свой епископ. При Всеславе Чародее на месте сгоревшего деревянного православного храма был заложен, а затем построен и полоцкий Софийский собор. Ширина собора составила более 26 метров, длина – почти 32 метра. В центре располагался главный барабан, увенчанный куполом. По сторонам – ещё четыре таких же сооружения, но поменьше. Было также три вспомогательных купола. Всего – семь куполов.

001 Софийский собор. Изначальный вид. Реконструкция.

Софийский собор. Изначальный вид. Реконструкция.

Для сравнения у киевского Софийского собора было 13 куполов, у новгородского - 5. Ряды камней сменяла кирпичная кладка, устроенная особым способом, схожая с византийской и ранее применявшаяся и в Киеве – одни ряды плинфы (тонкого плоского кирпича) выходили наружу, а другие были углублены. Эти углубления затем замазывали цемянкой – смесью извести и толчёного кирпича. В результате получались прочные стены с каменными вкраплениями, которые к тому же издали играли на солнце, придавая храму красивый бело-красно-розовый цвет. В чисто архитектурном отношении это был, безусловно, византийский стиль, но, в отличие от киевского храма, прослеживались элементы храмовой архитектуры Балкан. Внутри Софийского собора были большие Хоры (площадки-балконы), предназначенные для князя и знати. Внизу в общем зале было место для всех остальных. На Хоры вела специальная лестница, находящаяся в одной из башен. Позже, в XII-XIII веках к собору были пристроены и другие помещения, в том числе и княжеская усыпальница. Усопших князей хоронили в особых саркофагах, которые складывали из уже знакомой нам плинфы. Археологи обнаружили 16 таких саркофагов.            

Внутри Софийский собор был расписан орнаментальными фресками, в которых чётко прослеживается влияние как византийской школы, так и киевских мастеров. Киев в тот период был единственным местом на Руси, где была своя художественная школа, поэтому всё вышесказанное позволяет предположить, что при сооружении Софийского собора вместе трудились византийские, киевские и полоцкие мастера. Софийский собор стал настоящим культурным и политическим центром Полоцка. В нём проводились важные мероприятия, хранилась княжеская казна и библиотека, церковные ценности, возле храма вероятнее всего было и место проведения полоцкого вече. В XVII-XVIII Софийский собор был перестроен и, к сожалению, не дошёл до нас в своём первозданном великолепии. Возможно, со временем он будет восстановлен в прежнем виде рядом с нынешним Софийским собором.            

После смерти в 1101 году Всеслава Чародея Полоцкое княжество было разделено между его сыновьями и, хотя ещё некоторое время власть Полоцкого князя формально признавалась в остальных городах, фактически перестало быть единым целым. Удельные князья Минского, Оршанского, Мстиславльского, Лукомльского, Логойского, Друцкого, Слуцкого, Дисненского и других мелких княжеств хоть и зависели от Полоцка, но воевали и за Полоцкий престол, и между собой. На Русь, как и везде в Европе, окончательно пришёл период феодальной раздробленности, и это не могло обойти стороной и Полоцкую землю.            

Во всей Белой Руси и даже далеко за её пределами хорошо известен и знаменитый Свято-Евфросиньевский монастырь – одна из настоящих жемчужин православной архитектуры. История монастыря началась очень давно и непосредственно связана с  как с Софийским собором, так и подвижнической деятельностью первой православной просветительницы  на Руси – знаменитой Евфросинии Полоцкой.            

Около 1104 года (может несколькими годами позже или раньше – точно это неизвестно) у Святослава, младшего сына прославленного полоцкого князя Всеслава Чародея, родилась дочь, которой дали имя Предслава. Девочка росла доброй и отзывчивой к чужому горю, рано начала проявлять интерес к церковной жизни, книгам и молитвам. Предслава была красива и привлекательна. Многие князья заглядывались на княжну и хотели взять в жёны внучку самого Всеслава Чародея, увеличить свои богатства и могущество. Но никто из них не был по сердцу Предславе. Она не хотела ни с кем из них связывать свою судьбу.

Когда Предслава узнала, что отец всё же решил выдать её замуж, она тайно сбежала из дома и обратилась за помощью к своей тётке, которая была настоятельницей небольшого монастыря, пристроенного к Софийскому собору. Предслава объявила, что не желает идти замуж и хочет постричься в монахини. Конечно, без воли её отца и родственников это было невозможно, но княжна не поддавалась ни на какие уговоры и твёрдо стояла на своём – хочу быть монахиней и не желаю замуж. Отцу и родственникам пришлось уступить, и Предславу постригли в монахини, дав ей новое имя, как это положено по православной традиции – Евфросиния.            

Молодая монахиня проводила время в молитвах, а в свободное время занималась переписыванием церковных книг. В те времена переписывание книг было делом сложным и трудным, требовало большого усердия и художественных навыков, и занимались этим только мужчины, так что поначалу юной монахине приходилось нелегко. Часть книг переписанных Евфросинией продавали, а на заработанные  деньги оказывали помощь «сирым и убогим». Конечно, Евфросиния могла взять деньги на эти нужды у отца или родственников, но ей было важно, что она помогает беднякам собственным трудом.            

По преданию однажды к Евфросинии в келью явился ангел и поведал монахине, что она должна покинуть Софийский собор и поселиться в Сельце на берегу Полоты неподалёку от Полоцка и основать там свой женский монастырь. В то время  Сельцо было местопребыванием полоцкого епископа и  там стояла небольшая деревянная церковь. Трудно сказать, верна ли эта легенда или большую роль здесь сыграло стремление полоцкого епископа Ильи укрепить свою епархию и свои связи с княжеской семьёй, но в любом случае Евфросиния так и поступила и основала в Сельце монастырь при поддержке Ильи и своих влиятельных родственников.

Была у Евфросинии Полоцкой заветная мечта – посетить центр православия того времени Царьград, Иерусалим и другие святые места. В пути Евфросинию сопровождали брат Давид и сестра Евпраксия. Князья и другие властители земель, по которым проходила Евфросинья, принимали её с большими почестями. Повстречалась игуменья и с самим императором Византии Мануилом Комнином. Император, несмотря на войну с венграми принял Евфросинию с почётом и помог добраться до Царьграда, где Евфросиния и её спутники посетили Софийский собор. Достигнув Иерусалима и посетив святые места, Евфросиния остановилась в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Силы её были истощены далёким путешествием, и она заболела и умерла. Евфросиния Полоцкая была погребена в монастыре Феодосия Великого. Через двадцать лет, в 1193 году возникла угроза захвата Иерусалима мусульманами и мощи (останки) Евфросинии были перевезены в Киево-Печерскую лавру.

Много веков спустя, в 1910 году мощи святой торжественно перевезли  в Полоцк, в основанный ею монастырь. При перевозке по Днепру пароход сопровождало большое количество верующих, а при остановках совершались торжественные богослужения. Когда пароход достиг Орши, и водного пути больше не было, верующие несли мощи на руках – вначале до Витебска, а затем и до Полоцка, несмотря на то, что могли вновь везти на пароходе теперь уже по Западной Двине.

Софийский собор, который имел большие земельные владения, играл и большую экономическую роль в средневековом Полоцке.

К сожалению, Белая Русь стала ареной межконфессионального противостояния и бесчисленных войн, что не могло не сказаться и на судьбе Софийского собора.

В 1579 году после взятия Полоцка войсками Стефана Батория Софийский собор оставался единственным православным храмом в городе, однако уже через 20 лет, после подписания Брестской унии, перешёл к униатам.

В 1607 году случился большой пожар и собор был частично разрушен. После многолетнего запустения униатский архиепископ Иосафат Кунцевич значительно перестроил собор по своему разумению, мало считаясь с его славной историей и ставшим уже привычным историческим обликом.

В 1642 году произошёл повторный пожар и собор вновь пришёл в запустение.

Во время русско-польской войны Полоцк был освобождён войсками царя Алексея Михайловича и Софийский собор с 1654 года по 1667 год вновь оставался православным. Царь Алексей Михайлович лично посетил Софийский собор сразу после освобождения Полоцка в 1654 году, после чего собор был отремонтирован и в нём возобновились богослужения.

Но после ухода русских войск православная святыня вновь на долгие годы оказалась под контролем униатов.

В феврале 1705 года в Полоцк прибыла русская  армия, возглавляемая Александром Меньшиковым. Для непосредственного руководства войсками 10 июля 1705 года в день своих именин в Полоцк прибыл и сам царь Пётр I. Первым воспитателем ещё совсем юного Петра был Симеон Полоцкий, поэтому Пётр с интересом относился к полоцкой истории и самому городу. Он был прекрасно осведомлён о тех несправедливостях и ущемлениях, которые испытывала в Речи Посполитой православная церковь и со стороны католиков, и со стороны униатов. Особенную неприязнь у Петра вызывала личность униатского епископа Иосафата Кунцевича.

Однажды во время речной прогулки царь Пётр с Меньшиковым и другими приближёнными решил посетить Софийский собор, которым в то время владели униаты. Пётр I и свита осматривали собор, а возле иконы с изображением Кунцевича Пётр остановился и хмуро выслушал рассказ униатского священника о жизни епископа. Униат прекрасно знал об отношении Петра к Кунцевичу, но упрямо, вызывающее и оскорбительно твердил, что униатская вера правильная, православие – схизма, а Кунцевич – святой. Это вызвало возмущение царя, и он стал горячо возражать, напомнив об обстоятельствах смерти Иософата Кунцевича и о том, что он поплатился за свои чудовищные издевательства над православными людьми, и сам Пётр – тоже православный и хорошо помнит о тех обидах. Но униатское духовенство, присутствовавшее в храме, стало кричать о том, что православные – это схизматики, чем, безусловно, нанесли тяжёлое оскорбление царю в присутствии его приближённых. Не в силах сдержать гнев от нанесённого ему оскорбления, Пётр выхватил кинжал и ударил им униатского священника. Меньшиков рубанул саблей второго. К ним присоединились остальные. В итоге было убито и скончалось от ран пять униатских священников. Разгневанный этой историей Пётр закрыл и униатский Софийский собор, и униатский же монастырь.

После этого происшествия Пётр первый хотел передать Софийский собор православной общине, но это было не так просто сделать из-за нестабильной военно-политической обстановки.

А 1 мая 1710 года в Софийском соборе взорвался размещённый там склад боеприпасов. Храм был практически полностью разрушен. Руины на его месте пролежали в запущенном состоянии вплоть до 1738 года.

В этом году по инициативе униатского епископа Флориана Гребницкого начались работы по восстановлению храма. К 1750 году собор был отстроен… Но это был уже совсем иной храм, построенный на основаниях стен и фундамента прежнего Софийского собора. О жемчужине древнерусского зодчества уже почти ничего не напоминало – на месте прежнего храма, хоть и частично перестроенного в своё время Иосафатом Кунцевичем, но всё же сохранявшего в целом свой облик, был возведён совершенно новый собор в стиле виленского барокко – именно в таком виде он и знаком как самим полочанам, так и многочисленным туристам.

002 Софийский собор в Полоцке. Современный вид.

Софийский собор в Полоцке. Современный вид.

 

Показательно, что новый собор был освящён в честь сошествия Святого Духа, то есть уже не был Софийским собором. Новый храм, в отличие от прежнего, был развёрнут алтарём не на восток, а на север.

В 1812 году французы устроили в соборе конюшню.

После Полоцкого церковного собора в 1839 году храм был возвращён православной церкви и вновь стал именно Софийским собором. Естественно, он уже не перестраивался и так и остался в виде типичного храма стиля виленского барокко.

До 1859 года Софийский собор был городским храмом, а позже стал приписной церковью полоцкого Свято-Николаевского собора.

Такое снижение статуса знаменитого храма выглядело не совсем естественным и в 1914 году, после трёхлетнего капитального ремонта церковь Святой Софии была заново освящена.

Ровно через 10 лет после революции и гражданской войны собор был закрыт. Стоит отметить, что по воспоминанием очевидцев вся пять попыток снять с храма кресты в 30-е годы закончились трагически для тех, кто хотел это сделать – все пять попыток привели к тому, что добровольцы падали и разбивались насмерть.

Во время оккупации немцы, стремясь завоевать симпатии населения, в 1942-1944 году разрешили службы в храме. Симпатий они так и не добились, а службы в храме помогали полочанам сохранять присутствие духа в тяжелейшие годы фашистской неволи.

Уже после окончания войны в Софийском соборе устроили склад зерна. Предпринимались попытки уговорить вернуть храм верующим, но этого так и не произошло.

Полоцк давно известен, как город-музей под открытым небом. Во многом это и объясняет тот факт, что Софийский собор был отреставрирован и… превращён в музей. В 1985 году в нём был установлен орган чешской фирмы «Rieger Kloss», и с тех пор там регулярно проводятся концерты органной музыки, различные фестивали.

Внутреннее убранство Софийского собора не является традиционно православным – в нём сильны элементы лепнины, много деревянных скульптур, скамьи, как это принято у католиков.

003 Внутреннее убранство.

Современное убранство Софийского собора.

В этом смысле храм действительно является скорее историческим музеем (к слову – он является частью Полоцкого историко-культурного музея заповедника), хотя, соблюдая историческую традицию, в одном из приделов Софийского собора во время церковных праздников совершаются православные богослужения. Однако и униаты стараются время от времени проводить свои богослужения в непосредственной близости от входа в храм.

Совершенно очевидно, что Софийский собор является одной из главных православных и архитектурных святынь Республики Беларусь, поэтому его воссоздание напрашивается само по себе. Однако сделать это не так просто, особенно с учётом тех  исторических событий, которые мы получили в наследство от предыдущих поколений.

Какие есть возможности для восстановления древнего Софийского собора? На самом деле их не так и много.

Можно перестроить нынешний Софийский собор, вернув ему прежний облик. Однако тогда придётся его практически полностью разрушить (при том, что в нынешнем виде храма виленского барокко он существует почти три сотни лет), демонтировать орган, решать вопрос с исключением здания из списка культурно-исторических ценностей. Вариант не просто сомнительный, а, откровенно говоря, практически неосуществимый и неприемлемый.

Вариант второй. Можно было бы рассмотреть возможность строительства копии древнего храма рядом с существующим, что я уже предлагал в своей книге «Очерки по истории Полоцка и Белой Руси». В таком случае туристы могли бы сравнивать два облика храма. Между тем и это решение не бесспорно. Во-первых, площадка рядом с нынешним Софийским собором не так и велика. Во-вторых, с точки зрения существующей ситуации это будет означать, что православные отказываются от исторического Софийского собора, воздвигая ему замену. Есть вопросы и по неизбежному изменению исторического облика центра Полоцка. Строительство же нового Софийского собора в ином месте Полоцка и вовсе выглядит странным.

Наконец, вариант третий. Софийский собор, как символ православия и нашего национального белорусского наследия, можно возвести в другом городе, но обязательно исторически связанным с самим Полоцком, и с древним Софийским собором. Это достаточно нестандартное, но смелое решение представляется наиболее верным и продуманным с учётом всех обстоятельств.

Именно с таким предложением выступил архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. Решение о строительстве в Витебске Софийского собора было утверждено Священным Синодом Русской Православной Церквипод председательством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в октябре 2013 года, а уже 9 июня 2014 года в День Святого Духа было освящено место, где будет построен храм – на берегу Западной Двины, в парке Партизанской славы в районе улицы Чехова.

В ближайшее время состоится общественное обсуждение архитектурно-планировочной концепции строительства Софийского собора. Со всеми материалами  можно ознакомиться в Свято-Успенском  кафедральном соборе (Витебск, ул. Крылова 7) с 24 августа по 13 сентября 2015 года, а сама презентация архитектурно-планировочной концепции собора состоится здесь же 28 августа в 10.00. Замечания и предложения до 18 сентября можно записать в журнале, находящемся в соборе, а также направить в письменном виде на адрес Витебской епархии: Витебск, улица Чехова, 19. Эти замечания и предложения будут рассмотрены на областном архитектурно-градостроительном совете.

Не приходится сомневаться, что Софийский собор в Витебске, созданный по образу и подобию древней полоцкой Софии, станет настоящей архитектурной жемчужиной не только Витебска, но и всей Беларуси, будет глубоко символическим дополнением к историческому полоцкому Софийскому собору и важным актом исторической справедливости и сохранения наших глубоких корней и традиций.

Новый Софийский Собор вместе со Свято-Успенским храмом создадут великолепный архитектурный ансамбль, сделав Витебск одним из самых красивых и городов республики. Но важно и другое – будет в значительной мере восстановлено духовное значение данного храма-символа для молитвенной и культурно-исторической жизни нашего народа.

Софийский собор

Примерно таким будет воссозданный Софийский собор в Витебске. Фото И.Матвеева.

 

О серьёзности намерений говорит и тот факт, что почетным председателем попечительского совета по строительству храма является глава российского ОАО "Газпром" Алексей Миллер. 

Когда-то сомневались, стоит ли восстанавливать знаменитый Евфросиньевский крест, изготовленный Лазарем Богшей в 1161 году специально для полоцкой Спасо-Проеображенской церкви и утраченный в годы Великой Отечественной войны. В 1992 году было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым был изготовлен точно такой же крест, который был освящён в Свято-Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен на прежнее место в Спасо-Евфросиньевский монастырь. С тех пор крест стал одной из главных святынь Беларуси.

Пришло время воссоздать Софийский собор – одну из главных исторических, православных и архитектурных святынь нашего народа.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
18.05.24

210 лет назад весной 1814 года победоносно для Российской державы завершилась одна из самых кровавых войн в истории. 31 марта 1814 года русская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в Париж, и империя Наполеона Бонапарта ушла в небытие. Жестокий враг был повержен в его собственном логове.

17.05.24

Мировое сообщество как социально интегрированное человечество, как консолидированная универсальность, не может нажиться за счет другой части человечества, поскольку оно включает в себя все другие части человечества, объемлет собой все человечество. Поэтому в интересах развития всего человечества необходимо, построения сообщества единой судьбы человечества необходима трансформация западного образа жизни, западной модели экономики и политики. Как подчеркивается в докладах ООН о развитии человека, «Запад не обладает монополией на демократию или терпимость, и не существует четкого исторического водораздела между толерантным и демократическим Западом и деспотическим Востоком.

13.05.24

Такой формат, как показал 2024 год, вполне себя зарекомендовал и жизнеспособен – общее шествие «Беларусь помнит» и в его составе «Бессмертный полк» - как отдельный элемент, но составляющий и идеологически и организационно единое целое с общей колонной. Так и должно быть – мы союзники, части Союзного государства и Победа у нас не индивидуальная, а одна на всех!

02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru