« Назад

Что ожидает Белоруссию. Эксперты о послании Александра Лукашенко. Часть 1 07.05.2018 14:39

24 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко обратился с ежегодным посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, в котором высказал собственное видение нынешней крайне непростой международной обстановки, затронул положение дел в белорусско-российских отношениях, в строительстве Союзного государства и Евразийского экономического союза, определил на ближайшие годы основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

С учетом важности послания для дальнейшего развития белорусского общества, Союза Белоруссии и России и интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и ОДКБ портал «Вместе с Россией» предложил представителям белорусского экспертного сообщества ответить на следующие вопросы:

1. Как вы оцениваете послание президента Александра Лукашенко с точки зрения путей дальнейшего социально-экономического и общественно-политического развития Республики Беларусь?

2. В Послании президента в достаточно критичной позиции рассмотрена проблематика белорусско-российских союзных отношений и положение в Евразийском экономическом союзе. Насколько справедлива позиция белорусской стороны и в каком направлении, по вашему мнению, должны развиваться интеграционные процессы?

3. В Послании серьезное внимание уделено положению дел на международной арене. Насколько в нынешних условиях позиция Республики Беларусь отвечает национальным интересам Белоруссии и способствует упрочению Союза Белоруссии и России?

При этом, часть экспертов предоставили ответы на каждый из вопросов, другие ответили в виде очерка, в котором затронуты все из поставленных вопросов.

В.Е. Козляков

Владимир Козляков, доктор исторических наук, профессор

  1.  Послания Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию практикуются с 1997 года. Как правило, в каждом из этих документов, подводятся итоги пройденного за год, определяются задачи на перспективу. Не стало исключением и Послание Президента в этом году. Но этот документ включал в себя некоторые особенности, на которые следовало обратить внимание.

Во-первых, если раньше преобладали вопросы экономики и социальной сферы, то теперь на первый план вышли вопросы международной политики, определение места Республики Беларусь в непростой современной геополитической обстановке. Во-вторых, в определенной степени проблемы социально-экономической сферы отошли на второй план, но это не означает, что власть снижает требования к руководителям вертикали и предприятий. Другое дело, что вопросы экономики и социальной сферы на протяжении этого года рассматривались на различных совещаниях, встречах с предпринимателями и другими заинтересованными лицами. Например, 3 мая у Президента Белоруссии состоялось очередное совещание по актуальным социально-экономическим проблемам.  И, в-третьих, Президент постарался объяснить, в первую очередь, присутствовавшим на Послании дипломатам смысл многовекторной внешней политики Республики Беларусь.

Давая оценку современной международной обстановке, Президент отмечал, что «мы вступили в эпоху неопределенности, непредсказуемости и … длительной нестабильности». Но Президент признал, что на планете нет больше места, где можно спрятаться, отгородиться отстраненно наблюдать за происходящем. Поэтому очень важно крепить нашу безопасность, обеспечить единство нашего народа сильную внутреннюю и внешнюю политику государства.

Но здесь важную роль играет экономика. Речь идет о том, что надо расти быстрее, чем другие, и таким образом сокращать отставание от других развитых стран. И речь шла не только относительно государственного сектора, но и необходимости оказывать всестороннюю помощь частному сектору в создании новых предприятий и производств, которые обеспечат положительную динамику развития каждого региона страны. Разговор шел и о создании и развитии «цифровой экономики», увеличении доли расходов на социальные нужды, кардинальном улучшении работы государственного аппарата. Президент нацелил парламентариев на то, чтобы при внесении изменений и дополнений в кодексы и законы не допускать искажения принципа экономической эффективности.

Значительное внимание в Послании было уделено вопросам изменения Конституции. Жизнь идет, и, естественно, возникает потребность в изменении Основного Закона, но с этим торопиться не следует, подчеркнул глава государства. «Если кто-то рассчитывает, что мы примем Конституцию и этим самым создадим фундамент для наших «майданов» и «майданутых», этого в стране не будет, пока я Президент», -- твердо заявил А.Лукашенко. Судя по всему, события, происходящие в Армении, не на шутку встревожили Президента Республики Беларусь.

2.    Вряд ли следует квалифицировать позицию Президента Республики Беларусь достаточно критичной относительно проблематики белорусско-российских отношений. Президент Белоруссии четко заявил: «Союзный проект с Россией не утратил своего значения. По причине исключительно сложной обстановки, пожалуй, самой сложной за последние десятилетия, ценность нашего партнерства многократно возрастает».

Вместе с тем интеграционный потенциал взаимодействия используется не в полной мере и не всегда эффективно. Поскольку существует разница в различных типах собственности (в России преобладает частная, в Белоруссии – государственная), то могут возникать вопросы взаимодействия этих разных форм собственности, к тому же и конкурентную борьбу никто не отменял. Другое дело, что необходимо определить «правила игры». И здесь должны сказать свое весомое слово президенты.

Другое дело, белорусской стороне следует внимательно относиться к качеству своей, прежде всего мясомолочной продукции. Об этом, кстати, шел недавно разговор с работниками Туровского молочного комбината. Нужно искать взаимоприемлемые решения. Что касается других вопросов белорусско-российских отношений, то надо сократить сроки и процедуры согласования союзных программ, разрабатывать совместные проекты не только в научно-технической, но и в гуманитарной сфере.

Необходимо и предметное рассмотрение в ЕАЭС существующих проблем, принятие конкретных решений, неукоснительное их выполнение. Если невозможно сразу создать равные условия для субъектов хозяйствования, то следует рассмотреть другие взаимоприемлемые варианты.     

3.  Президент Белоруссии попытался донести до парламентариев и дипломатов смысл «многовекторной политики Республики Беларусь». Не секрет, что некоторые российские СМИ, как правило, либерального толка, пытаются «многовекторность» истолковывать как чуть ли не «предательство руководства Белоруссии».

С другой стороны, националистическая оппозиция в Белоруссии злорадно ищет какие-то разногласия между белорусским и российским руководителями.  Республика Беларусь готова сотрудничать с любыми государствами на принципах международных отношений, предполагающих уважение суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга. И это нормально.

На политической арене, когда рассматриваются серьезные международные вопросы, Белоруссия и Россия всегда поддерживают друг друга. Не так давно состоялась встреча министров иностранных дел России и Республики Беларусь, где был согласован график консультаций наших министерств.

Многовекторность внешней политики означает, что Республика Беларусь, взаимодействуя с другими государствами, может решать вопросы, которые по той или другой причине не могут решить российские дипломаты. Но интересы России всегда учитываются. Конечно, и здесь могут быть разные оценки каких-то особых ситуаций и отношений. И это тоже нормально. «У нас нет излишних геополитических амбиций, но нет и комплекса аутсайдера», -- подчеркнул А. Лукашенко.         

Г.Ю. Волков

Глеб Волков, кандидат политических наук

1. Если анализировать часть выступления А.Лукашенко относящуюся к внутренним социально-политическим вопросам, то президент не сказал  особенно ничего нового.

Взять хотя бы вопрос – станет ли общественное объединение «Белая Русь» партией власти или нет? Такие задачи обычно решаются в тени. Большинству белорусского общества эта малоинтересна. Эта тема не уровеня ежегодного послания. Полагаю, белорусским гражданам хотелось бы  услышать о конкретных решениях в  области ценообразования, создании рабочих мест, защите прав трудящихся, социальной защищенности. К сожалению, об этом говорилось только в тезисной форме.  

Отдельно надо сказать о возможном конституционном референдуме. Скорее всего, изменения в основной закон действительно властью планируются. Но при определенных обстоятельствах. Например, в случае кардинального (что маловероятно) осложнения белорусско-российских отношений. В этом случае белорусской власти может потребоваться покровительство Запада. В качестве демонстрации своей лояльности президент может пойти на уступки, например, отменить смертную казнь или дать политическим партиям больше мест в парламенте. Не думаю, что речь идет об увеличении президентских полномочий.

2. Белорусско-российские отношения в области экономики ускоренным темпом идут к формированию общего рынка, где будут действовать рыночные условия. Минск к таким правилам еще не готов. Ведь равные условия хозяйствования предполагают, как свободный доступ продукции белорусских предприятий на российский рынок, так и российских на белорусский. Кроме того, союзнические отношения предполагают солидарность Российской Федерации и Республики Беларусь в международных вопросах. А вот с этим как раз далеко не все однозначно.

Нынешнее послание как никогда изобиловало фразами типа «теряем друг друга». Но кто теряет больше? От печального опыта Украины, а теперь уже и Армении в Минске просто отмахиваются. А напрасно, кольцо-то сжимается. Единственным гарантом от революций, инициируемых коллективным Западом, может быть только равноценно сильный игрок. В нашем случае это Российская Федерация.

Между тем, официальный Минск все больше делает ставку на Китай. Сегодня в устах белорусского президента Россия уже не союзник, а «ближайший партнер», и если в адрес Москвы мы слышим много упреков, то Китаю раздаются едва ли не земные поклоны. Но Китай в международных делах традиционно придерживается нейтральной позиции и вряд ли станет блюсти интересы национальной безопасности Белоруссии в той мере, как это делает союзная Россия.       

3. Пресловутая политика многовекторности не имеет будущего. Когда с трибуны ООН уже открыто говорится о возрождении «холодной войны», нельзя быть угодным для всех. Надо определиться, с кем ты. В ходе недавней бомбардировки Сирии англо-американо-французской военной группировкой, остальные государства Запада уклонились от участия в операции, но никто из партнеров не позволил себе критики в адрес лидеров.

Еще со времен американо-советского противостояния мы привыкли к тому, что Запад демонизирует Россию. Но когда намеки на Россию как на агрессора, якобы практикующего ту же политику экспансии, что и США звучат из уст главы союзного государства… Такие намеки вызывают непонимание как у россиян, так и у белорусов, не сомневающихся в том, что военная миссия России традиционно носит справедливый и оборонный характер. И сирийская кампания в этом плане не исключение.   

Часть 2. Продолжение.

Беседовал Николай Сергеев


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить



Главная  »  Аналитика портала "Вместе с Россией"  » Что ожидает Белоруссию. Эксперты о послании Александра Лукашенко. Часть 1

Аналитика портала "Вместе с Россией"