САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович: Экологическая культура как национальная идея

Лев Криштапович: Экологическая культура как национальная идея

« Назад

Лев Криштапович: Экологическая культура как национальная идея 08.08.2017 15:57

Стратегический выбор России и Белоруссии подразумевает формирование оптимальной и адекватной требованиям инновационного развития модели, позволяющей реализовать  ценностно-экологические и культурно-этические нормы бытия человека. Возрастающее значение духовной составляющей личностного сознания, усиление роли субъективного фактора в устойчивом социоприродном развитии выдвигает на первый план вопросы формирования адекватных вызовам времени механизмов экологического просвещения. Оптимальное решение этих задач требует тщательного системного анализа соответствия структуры и направленности социоприродной деятельности императивам соразвития общества и биосферы, характера и содержания экологической культуры народов России и  Белоруссии.

Если человек хочет обеспечить не просто свое существование, но сохранение своих сущностных родовых черт Homo Sapiens и экологические условия своей дальнейшей положительной эволюции, то в любом виде жизнедеятельности ему предстоят крупные культурные изменения. Развитие наук о природе, обществе и человеке к концу ХХ века позволило говорить о новом уровне культурных преобразований – выработке программ будущих форм и видов поведения и деятельности, соответствующих коэволюционной парадигме социального развития. Такие программы появляются в результате поиска путей разрешения социальных противоречий. Их становление закладывает контуры новых типов и способов деятельности, а их генерация выступает как результат и выражение творческой активности личности. Все эти задачи предстоит решить  российско-белорусскому обществу. И в случае выбора оптимальной социоприродно-устойчивой и инновационно-продуктивной модели развития это будет способствовать выполнению не только своей национально-культурной, но и исторической миссии  – совершенствования социоэкологических условий развития человека в евразийском регионе.

Эта проблематика приобретает особую актуальность в условиях глобализации современной экономики и культуры, которая весьма противоречиво влияет на процессы социально-экологического развития во многих странах и регионах современного мира. Россия и Белоруссия в этом отношении не являются исключением, более того, оказываются в весьма сложном положении, поскольку решение  экологических проблем приходится искать и обосновывать с учетом экономических и социокультурных последствий крупнейшей техногенной катастрофы современности – аварии на Чернобыльской АЭС.

Говоря о влиянии современных социальных технологий на структуру и динамику экологических ценностей, необходимо подчеркнуть особую актуальность образовательных технологий. Именно в системе современных образовательных практик принципиально важно учесть значение базовых векторов экологизации современной культуры, поскольку сфера образования оказывает решающее воздействие на формирование и динамику ценностных ориентаций населения и, прежде всего, молодежи.

Для российско-белорусской действительности в настоящий момент характерны поиски условий инновационного экологически сбалансированного развития, эффективного ресурсосбережения в производстве и потреблении. Взят курс на импортозамещение в экономике. Но гораздо больше, чем экономика, с мотивацией связана культура, ведь она первична. А в сфере культуры и социальной экологии мы по-прежнему пытаемся руководствоваться некими общими расплывчатыми понятиями экологической этики, экологической ответственности, уважения к жизни. Сейчас наша общественная мысль пытается определить логику социоприродного развития, не столько опираясь на собственную систему ценностей, сколько заимствуя западноевропейские формы права и культуры. Наша социально-культурологическая  мысль находится в логике западноевропейских гносеологических схем трактовки экологии, политики и экономики. А следовало бы адекватно  воспринимать наши собственные культурно-генетические годы и природно-исторические условия, сформировавшие собственную систему ценностей, имманентно присущую российско-белорусской ментальности. Поэтому по-прежнему актуален поиск ответа на вопрос: на какой системе ценностей будет формироваться экологическая идея как национальная?

Развитие человеческих культурных качеств невозможно на чуждой системе ценностей. Даже общечеловеческие ценности, такие как доброта, любовь, забота произрастают на национальной почве и реализуются в конкретной социальной практике. Социальные и социоприродные стратегии  общества должны лежать в плоскости адаптации чужих идей и ценностей к национальным ценностям, а не наоборот, только в этом случае страна способна адекватно реагировать на вызовы времени. Но если государство не сможет увидеть свои идеи и будет исходить из ментально чуждых идей, то оно не будет способно задействовать человеческий ресурс. И получается, что принимаемые госпрограммы слабо связаны с реальным человеческим потенциалом. Даже экономическое развитие нельзя ориентировать на чужие идеи, не говоря о социальном и экологическом, где культурный  дискурс  является определяющим.

К сожалению, можно сказать, что наша система ценностей исследована слабо. То, что наше общество толерантно – это пока постулат, который в большей степени  является пропагандистским штампом. Нет работ, в которых бы не просто констатировались факты наличия угрозы культурно-духовной безопасности, а проводился глубокий анализ онтологических оснований системы ценностей, опираясь на которые только и возможно уйти от этих угроз для нашего общества. И тут нельзя надеяться, что углубление религиозности сыграет стабилизирующую роль. В христианской традиции добродетелен Христос, но не как человек, а как воплотившийся Бог. Но если нравственные поучения исходят от Бога, в обыденной жизни конкретного человека они реализуются слабо. По сути, жизнь современного человека антихристианская. И на зло он отвечает не добром, а злом – ведь по западной морали надо быть агрессивным и убирать  конкурентов со своего пути. Разрыв между терпимостью и любовью к ближнему (к природе тоже) и реалиями рынка все увеличивается. При этом мы, конечно, должны понимать, что не все можно подсчитать. Культуру народа можно изучать и оценить, но нельзя измерить. Она коренится в глубинных генетических структурах общественного сознания, проявляясь не только в повседневности, но и в больших исторических сдвигах и событиях. И, тем не менее, мы видим ее в личности каждого в большей или меньшей степени. Как известно, культура и образование близкие, но не тождественные понятия. Повышая уровень грамотности, т.е. приобретая образование, человек усваивает не только некоторые знания о мире и способы оперирования этими знаниями, но и то, что относится к миру духовной культуры, ценностей, нравственности и т.п. В то же время знания о мире природы и культура, нормирующая и наполняющая смыслом человеческую деятельность, не только не совпадают, но  порой и не обусловливают друг друга. Вот почему низкая культура, недостаточные духовные запросы в методологии образования не могут способствовать устойчивому развитию человеческого потенциала.

Различение образовательной, интеллектуальной, и – будем называть так – культурной составляющей человеческого потенциала, на наш взгляд, имеет серьезный смысл, поскольку соответствующие виды ресурсов играют в деятельности человека существенно разные роли. Первый вид – это то, что человек волен использовать или не использовать по своему разумению. Чем большими знаниями человек располагает, тем шире спектр имеющихся у него возможностей для достижения собственных целей. Непрерывно возникающие новые средства не только позволяют человеку компенсировать дефицит собственных ресурсов, но и открывают перед ним совершенно новые пространства для развития и реализации своих возможностей. Именно всемерное расширение человеческих возможностей стало и в обозримом будущем продолжит оставаться главным вектором научно-технического прогресса. Избыток возможностей, писал Ортега-и-Гассет, это признак здоровой, полнокровной жизни.

В общем виде образовательное развитие личности можно представить как расширение сферы возможного. Рост достигнутого при этом влечет за собой умножение неосуществившихся вариантов развития и расширение сферы невозможного. Напротив, второй вид ресурсов (духовно-культурный контекст общества) может блокировать те или иные из открытых возможностей действия, решая, нравственно ли это. Стоит также отметить, что культурная составляющая человеческого потенциала, безусловно, имеет определенное отношение не только к сфере условий и средств, но и к сфере целей, которые ставит перед собой человек.

В процессе целеполагания субъект всегда выходит за пределы требований наличной ситуации и стремится практически определить границы своих возможностей. Но еще до этого он обладает «представлениями о возможном», которые являются одним из видов социального идеала. Не только освоение сферы возможного в культуре и образовании, но и преодоление или адаптация к ситуациям невозможности ставит новые задачи перед субъектом. То есть нужно воспитывать в человеке умение трезвой самооценки и высокой степени ее корреляции с ожиданиями общества, а не только с личными амбициями. Именно осознание возможных негативных последствий и ответственность за свои действия становятся одной из актуальных характеристик формирования культурно-образовательного потенциала страны.

 С определенной осторожностью можно констатировать, что ценности образования, духовности, самореализации занимают все более прочную позицию в социокультурной эволюции российско-белорусского общества.

Даже вне контекста экологического императива ясно, что экономика связана с экологией. Чистая среда обитания, отсутствие проблем с ресурсами, вложение денег в воспроизводство экологических систем, в рекреацию, оздоровление, в отдых и туризм является в современном мире показателем высокого уровня развития страны, соответствует критериям качества человеческого потенциала, поскольку компенсирует высокие расходы на здоровье человека экономической эффективностью его активной деятельности и долгожительства. Это направление развития может поддерживаться правильной политикой лицензирования, кредитования, ценообразования. Сейчас одним из решающих факторов экологизации экономики считается инновационный принцип ее развития.

Экологическое воспитание в любом случае должно быть связано с выработкой норм экологически безопасного поведения как специфического явления культуры, с одной стороны, и как соответствующего фактора устойчивого развития общества, с другой стороны. Следует обратить особое внимание на воспитание и формирование нравственности молодого поколения. С этой целью можно разработать цикл специальных передач на радио, телевидении, в периодических изданиях по пропаганде здорового образа жизни, формированию норм морали и экологически адекватного поведения, выявляя и критикуя при этом любые проявления невежества, агрессии, хамства, невоспитанности и необразованности.

Каждая социальная сфера и уровень – семья, школа, производственные и культурные организации, общественные объединения и т.д. – являются специфическими в плане возможностей духовно-идеологического воздействия. Поэтому в качестве первостепенной общей задачи совершенствования экологической работы представляется разработка специфических форм и средств воздействия применительно к различным социальным сферам и уровням, выражение конкретных целевых задач экологического просвещения, которые могут и должны решаться – в семье, в школе, в производственных коллективах, а также средствами массовой информации и разными видами искусства.

Невостребованным резервом улучшения экологической работы остаются возможности лекционной пропаганды, организации научно обоснованных массовых лекций по проблемам экологии, здоровья, демографии, культуры, политики, нравственности, в первую очередь через общество «Знание». Очень важно организовать сеть своеобразных «ликбезов», занятия по ликвидации экологической безграмотности, где можно было бы получить системные представления о безопасном поведении в экстремальных или угрожающих экологических условиях, углубить свои знания по сбалансированному питанию, оздоровлению организма и т.д.

Таким образом, экологический идеал можно считать высшим структурным элементом национальной культуры, так как он концентрирует в своем содержании наиболее жизненно-определяющие, жизненно-стимулирующие для личности и общества положения, провозглашающие главной целью современного этапа развития цивилизации XXI столетия – гармонию человека и окружающей природной среды, основанную на принципах гуманизма, справедливости, соразвития.

Лев Криштапович, доктор философских наук


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.03.25

24 февраля 2022 года Россия начала Специальную военную операцию на Украине, введя войска по всей лини государственной границы. Первоначально ВСУ не смогли оказать должного сопротивления и начали стремительно откатываться по обе стороны от давно укреплённых и прочно удерживаемых украинскими силами позиций под Донецком. Через несколько недель фронт встал – ВСУ заняли боевые позиции, а в боевые подразделения потёк поток мобилизованных украинцев. Мне это напомнило ситуацию с началом освобождения Белорусской ССР. Первые серьёзные бои за белорусские территории Красная Армия начала в конце 1943 года, но наше наступление фактически захлебнулось, перейдя в стадию затяжных тяжёлых боёв при практически замершем фронте.

21.03.25

Рецензия на рукопись книги Е.Я.Подлесного «БНР: правда и вымыслы.

18.03.25

В начале 90-х годов XX столетия вопрос ставился не только о вытеснении русского языка, но и о тотальной (по словам тогдашнего главы Республики Беларусь Станислава Шушкевича) дерусификации белорусов, т.е. о радикальном искажении национального самосознания белорусского народа. При этом упор в этом сомнительном деле делался на всестороннюю фальсификацию исторического и в целом гуманитарного образования.

13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru