В предыдущем материале, посвящённом гражданскому обществу в Республике Беларусь, были рассмотрены юридические нормы, задающие правовое русло, призванное направлять общественную активность граждан, использующих в качестве инструментов неправительственные организации (НПО). Но действующими лицами гражданского общества являются не только НПО, но и политические партии, целью которых является достижение политической власти, т.е. рычагов управления обществом и государством.
Поэтому для белорусского общества исключительно важно понимать как устроена партийная система Республики Беларусь. При этом надо заметить, что партийная система в Белоруссии за последний год подверглась глубокому видоизменению.
13 декабря 2022 года на совещании, посвящённом приведении законодательства в соответствие с Конституцией РБ, А.Г. Лукашенко заявил, что «на политическом поле страны должны работать только те партии, деятельность которых соответствует основным принципам внутренней и внешней политики».
Александр Лукашенко рассказал, какие партии должны работать на политическом поле Республики Беларусь
На начало 2023 года в Республике Беларусь было официально зарегистрировано 15 политических партий. Причём с 2000 года не было зарегистрировано ни одной новой партии, хотя подобные попытки предпринимались не единожды.
Президентская кампания 2020 года и последовавшее за ней жёсткое гражданское противостояние в числе прочего выявили низкую эффективность существовавшей в Республике Беларусь партийной системы. Ни одна из существовавших на тот период партий не проявили сколь-либо заметной дееспособности в качестве политической организации.
Политическими организаторами в обоих противоборствующих лагерях выступали отдельные личности («лидеры общественного мнения», журналисты, блогеры, просто общественно активные граждане), но никак не партийные структуры. Из пропрезидентского лагеря необходимо отметить таких лидеров общественного мнения, как Вадим Гигин, Алексей Дзермант, Александр Шпаковский, Пётр Петровский, журналиста Григория Азаренка, которые в то время не имели партийной принадлежности, сыграли существенную роль в мобилизации антизападных сил и в переломе общественных настроений в пользу Александра Лукашенко.
Из тогдашних партийных вождей наиболее заметной фигурой был председатель Либерально-демократической партии (ЛДП), депутат парламента Олег Гайдукевич. Он внёс несомненный личный вклад в успех президентской кампании Александра Лукашенко, но собственно ЛДП как политической организации практически заметно не было.
Григорий Азарёнок (слева) и Олег Гайдукевич. Они из тех, кто отстоял Республику Беларусь
Подобными образом можно оценить и роль Коммунистической партии Белоруссии (КПБ). Справедливости ради надо отметить, что во время тех драматический событий немало граждан, приверженцев коммунистической идеи, в том числе не состоящих в КПБ, активно выступили против прозападного переворота, но как партийная структура КПБ вела себя довольно пассивно.
После 2020 года были предприняты две серьёзные попытки создать новые партии — «Союз» (рук. оргкомитета С. С. Лущ) и «За Отечество» (рук. оргкомитета А. А. Иванов), каждая из которых ставила своей целью интенсивное развитие Союзного государства. Во внутренней политике партия «Союз» намеревалась добиваться практически неосуществимых в условиях белорусской действительности целей: произвести последовательный переход от президентской к парламентско-президентской республике.
Партия «За Отечество» ставила своей целью «построение народного государства социальной справедливости с простой системой управления, которая гибко изменяется для решения возникающих задач». Помимо того, провозглашалась задача «восстановить Отечество от Бреста до Владивостока».
Оргкомитеты обеих партий провели значительную организационную работу по привлечению учредителей вновь создаваемых партий. По действовавшему в то время законодательству для создания партии необходимо было не менее тысячи учредителей. Опыт работы оргкомитетов показал, что многие белорусские граждане с недоверием воспринимают какие-либо начинания, связанные с политической деятельностью. Это во многом обусловлено драматическими событиями 2020 года, когда политические авантюристы и авантюристки, играя на естественном для восточных славян стремлении к справедливости, пытались поднять политический девятый вал, чтобы сокрушить белорусское государство и разрушить Союзное государство.
Несмотря на объективные трудности, оргкомитеты набрали необходимое количество учредителей и провели учредительные съезды: Партия «Союз» - 6 марта 2021 года, Республиканская партия «За Отечество» - 20 мая 2021 года.
И хотя регистрационные документы готовили профессиональные юристы, огрехи в них всё-таки обнаружились, и регистрация этих партий в министерстве юстиции РБ не состоялась.
14 февраля 2023 года была принята новая редакция закона «О политических партиях», которая внесла существенные изменения в порядок создания и деятельности политических партий.
В частности, значительно увеличено необходимое минимальное количество учредителей (членов) партии с одной тысячи до пяти тысяч человек. При этом в каждой из областей должно быть не менее ста учредителей (членов).
Значительно изменились и требования к наличию организационных структур. Если ранее достаточно было иметь партийные организации в большинстве областей республики и в Минске, то теперь партия должна их иметь во всех областях и Минске. При этом в каждой из областей партийные организации должны охватывать не менее трети районов и городов областного подчинения. А в Минске партийные организации должны быть в не менее трети районов города.
Кроме того, партии, зарегистрированные до принятия новой редакции закона, были обязаны в течение трех месяцев после её вступления в силу (4 марта 2023 года) представить в министерство юстиции РБ документы, необходимые для перерегистрации либо принять решение о самоликвидации. Для чего партиям необходимо было провести съезды, где или привести уставы в соответствие с новой редакцией законодательства (это в случае наличия не менее пяти тысяч членов) или принять решение о самороспуске.
Одновременно министерству юстиции РБ было предписано в течение шести месяцев после вступления в силу новой редакции партийного законодательства провести перерегистрацию партий. Таким образом, партии должны были представить в министерство юстиции соответствующие документы до 4 июня, а перерегистрация завершиться к 4 сентября, после чего наступила новая партийно-политическая реальность.
Из 15 зарегистрированных на начало 2023 года партий прошли перерегистрацию Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Либерально-демократическая партия Беларуси (ЛДПБ) и Республиканская партия труда и справедливости (РПТС). 2 мая 2023 года была зарегистрирована, созданная на основе одноимённого республиканского общественного объединения Белорусская партия «Белая Русь».
Остальные партии были упразднены в судебном порядке или самораспустились. В частности, по искам Министерства юстиции Верховный суд летом и осенью текущего года ликвидировал прозападные партии, вожди и активисты которых принимали непосредственное участие в попытке государственного переворота 2020 года — Консервативно-Христианскую партию — БНФ, Белорусскую партию «Зеленые», Партию «Белорусская социал-демократическая Грамада», Партию БНФ, Объединенную гражданскую партию, Белорусскую социал-демократическую партию «Грамада» и примыкавшую к ним Белорусскую партию левых «Справедливый мир».
Помимо того, ликвидированы как несостоятельные (не смогли пройти перерегистрацию) Республиканская партия, Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская социально-спортивная партия и Белорусская патриотическая партия. Белорусская аграрная партия самораспустилась.
Таким образом, как сказано портале президента, «на политическом поле Республики Беларусь функционируют партии, деятельность которых соответствует основным направлениям внутренней и внешней политики, а также концепции национальной безопасности нашего государства».
Рассматривая вопросы преобразования общественно-политической системы современного белорусского государства, нельзя не затронуть такой ключевой институт, как Всебелорусское Народное Собрание.
Согласно статье 1 закона «О Всебелорусском Народном Собрании», ВНС «является высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь», которое определяет «стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие».
Показателен порядок формирования состава ВНС. Согласно упомянутому закону, делегатами ВНС являются: президент, бывший президент, депутаты Палаты Представителей и члены Совета Республики Беларусь, представители местных Советов депутатов, законодательной, исполнительной и судебной властей, а также делегаты от упоминавшихся ранее общественных объединений с численностью более ста тысяч человек.
При этом при численности ВНС в 1200 человек от местных Советов должно быть не более 350 человек, от гражданского общества — 400 делегатов, остальные 450 человек будут представлять законодательную, исполнительную и судебную власть.
В настоящее время в Республике Беларусь идёт процесс существенной перестройки всего здания белорусской государственности, несущей конструкцией которой, а по сути — коллективным главой государства, призвано стать Всебелорусское Народное Собрание.
Всебелорусское Народное Собрание призвано стать несущей конструкцией белорусского государства
Порядок формирования Всебелорусского Народного Собрания позволяет его рассматривать не только в качестве высшего представительного органа государства, но и как площадку единения белорусского политического класса.
В обновлённом здании белорусского государства политическим партиям отведена вспомогательных роль и их существование обусловлено не столько политической необходимостью, сколько данью постсоветской привычке.
В складывающихся обстоятельствах особое значение приобретает идеологический курс, которому будет следовать белорусская государственная машина. В своём Послании белорусскому народу и Национальному собранию Александр Лукашенко подчеркнул, что «белорусское государство также является полноправным преемником исторического наследия Древней Руси». Это является основанием для последовательного проведения в среде белорусского политического класса мысли, что основой государственной идеологии Республики Беларусь должна стать идея общерусского национально-культурного и цивилизационного единства.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.