В качестве негласного лидера идейно-политического течения «литвинизма» выступает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, доктор исторических наук И.А. Марзалюк, который является последовательным противником национально-культурного единства белорусов с русским народом, выступает за внедрение в Республике Беларусь «позитивной дискриминации» в отношении русского языка, публично с экрана государственного телеканала «Столичное телевидение» оскорблял, называл швалью граждан Республики Беларусь, выступающих за реальное белорусско-русское двуязычие в топонимике и на транспорте. Марзалюк намерен добиваться, чтобы в русскоязычных школах гуманитарные предметы «такие, как география Беларуси, история Беларуси и обществознание преподавали только по-белорусски».
Депутат Марзалюк: его раздражает приверженность белорусов
русскому языку
Осенью 2023 года президент поручил И.А. Марзалюку и министру образования РБ А.И. Иванцу проанализировать учебники истории. В результате, по словам Марзалюка, было решено создать «принципиально новый продукт», в частности, «учебники по истории Беларуси и всеобщей истории для углубленного обучения для 10-11 класса».
О том, насколько излагаемый в подготовленных «группой Марзалюка» учебниках курс истории будет содействовать белорусско-российскому национально-культурному единству и строительству Союзного государства, можно судить по высказываниям данного депутата в программе первого канала Белорусского телевидения «Скажинемолчи» (21.11.2024 г.): «При этом, хочу сказать, меня, мягко говоря, раздражает эта мантра: «у нас единая история», «у нас единый язык». У нас самобытный белорусский язык, который в результате неблагоприятных условий, когда из нас хотели сделать больших поляков, чем сами поляки, а потом больших великороссов, чем сами великороссы, определенные свои позиции утратил».
О надуманности концепции «литвинизма» свидетельствует и стремление её последователей отождествить в национальном отношении историческое понятие «литвины» с предками современных белорусов. Подобные утверждения в корне противоречат историческим фактам и являются примером преднамеренной фальсификации. Так, согласно Большому белорусскому энциклопедическому словарю, литвины – это наименование подданных Великого княжества Литовского и Русского независимо от национальной принадлежности, а самоназвание восточнославянских жителей ВКЛиР – русь, русины, русские. Поэтому концепция «литвинизма», являясь боковой ветвью «польщизны», нацелена в конечном итоге на отрыв белорусов от русского народа и Русской цивилизации.
Причём нынешние проводники «литвинизма» открыто не выступают против Союзного государства. Их вполне устраивает нынешнее состояние союзного строительства, когда интеграция идёт в области экономики и военной безопасности, но вот что касается восстановления общерусской (т.е. общей с великороссами и малороссами) основы самосознания белорусов и выстраивания на этой базе единого гуманитарного пространства Союзного государства, то этому процессу они всемерно препятствуют.
Теперь коснёмся идеи западнорусизма, который имеет глубокие исторические корни на Белой Руси и о котором нынешние литвинисты-леваки распространяют откровенные небылицы. Их кумирами выступают выходцы из мелкой польской шляхты Франциск-Бенедикт Богушевич, «горячий польский патриот», литератор, участник польского мятежа 1863 года, и Вацлав Ластовский, псевдоисторик-недоучка, имевший четыре класса образования, побывавший с декабря 1919 года по август 1923 года премьер-министром Рады БНР, а затем ставший академиком Академии наук БССР (с 1928 года).
Франциск-Бенедикт Богушевич: «горячий польский патриот» и подельник террориста Калиновского
Светочами же западнорусизма являются:
- митрополит Иосиф Семашко, воссоединил в 1839 году западнорусских униатов с Русской Православной Церковью;
- Коялович Михаил Осипович, историк, уроженец Гродненщины, профессор Санкт-Петербургской духовной академии в 1856-1891 годах, автор многочисленных исследований по западнорусской истории, в т.ч. фундаментального труда «Чтения по истории Западной России», годы научной деятельности – 1855-1891.
- Будилович Антон Семёнович, уроженец Гродненщины, языковед-славист, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, годы научной деятельности – 1869-1908.
- Романов Евдоким Романович, уроженец Гомельщины, краевед, этнограф, археолог, в 1886 – 1912 годах собрал и опубликовал в «Белорусском сборнике» (вып. 1 – 9) более 10 тысяч фольклорных текстов. В 1886 – 1894 годах проводил археологические раскопки и разведки в Могилёвской и Витебской губерниях. Составил археологические карты Могилёвской, Витебской и Гродненской губерний. Собрал сведения о более тысячи городищ на территории Белоруссии. Член Русского географического общества (1886 г.) и Московского археологического общества (1890 г.).
- Богданович Адам Егорович, уроженец Минщины, этнограф, фольклорист, историк культуры, отец поэта Максима Богдановича. Наиболее известная работа А.Е. Богдановича – «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Этнографический очерк». Годы научной деятельности 1886 – 1932.
- Карский Евфимий Фёдорович, уроженец Гродненщины, языковед-славист мирового уровня, академик Санкт-Петербургской академии наук, член Чешской академии наук, автор более 700 работ по славистике, в том числе фундаментального трёхтомного исследования «Белорусы», годы научной деятельности – 1885 - 1929.
В советское время западнорусская идея была запрещена как «контрреволюционная и черносотенная», а её последователи подвергались репрессиям и шельмованию. Так, за свои научные взгляды и несогласие с проводимой в БССР политикой отдельности белорусов от русского народа Е.Ф. Карский уже в 1919 году был снят с должности профессора Минского педагогического института и подвергнут аресту как человек с неблагополучной «политической физиономией». В БССР места академику Карскому не находилось, и он вынужден был уехать в Петроград, где хлопотами соратников по науке получил должность директора Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры).
Академик Е.Ф. Карский – рыцарь научной истины и западнорусской идеи
В декабре 1925 года Академия наук СССР обратилась в Управление делами правительства СССР с ходатайством о «командировании академика Е.Ф. Карского в славянские земли сроком с 15 мая по 1 сентября 1926 года». В ходатайстве, в частности, отмечалось, что «командировка «в славянские земли» академика Е.Ф.Карского, одного из наиболее известных славистов, к авторитетному голосу которого будут прислушиваться с особым вниманием, представляется Академии наук делом большой важности».
В то время между Советским Союзом и зарубежными славянскими странами отношения были далеко не дружественными. Представителям СССР было почти невозможно получить въездные визы, но научный авторитет академика Е.Ф.Карского был столь высок, что ему без затруднения выдали визы и с большим уважением встречали учёные Чехословакии, Югославии и Польши.
Вернувшись из поездки, Е.Ф. Карский подготовил подробный «Отчет о научной командировке в славянские земли в 1926 г.», который получил высокую оценку в Академии наук СССР. В декабре 1926 года Евфимий Фёдорович был выдвинут на соискание должности вице-президента Академии наук СССР, но здесь вмешались партийные органы, которые не могли допустить, чтобы столь высоко «вознёсся этот осколок царского режима». Научные взгляды Е.Ф. Карского по вопросу единства белорусов с русским народом в корне отличались от партийных догм, нацеленных на мировую революцию и создание «всемирной республики советов».
13 апреля 1927 года на закрытом заседании Бюро ЦК КП(б)Б разбирался вопрос «Об академике Карском», на котором было решено «поставить вопрос по советской и партийной линиям об изъятии Карского из состава членов Академии Наук» и «просить ЦК ВКП(б) поручить соответствующим органам организовать критику по отчету академика Карского о поездке за границу».
После чего в БССР в печати началась травля Е.Ф. Карского. Так, уже 27 апреля в газете «Звязда» вышел пространный опус за подписью некоего Ив. Осьмова. Сей персонаж навешивает на учёного с мировым именем ярлыки шовиниста, черносотенца и «приверженца белогвардейщины».
Помимо того, статья содержала откровенную клевету на русскую историю, была пропитана острой неприязнью к исторической России и русской культуре. В то время подобные воззрения были характерны для партийной верхушки.
Вот что писал в «Звязде» Ив. Осьмов: «В те «славные времена» русская культура насаждалась под свист казацких нагаек и стоны угнетённых народов «окраин» «единой и неделимой», — это прошлое довлеет ещё над некоторыми умами, нашедшими ныне приют под осенью Всесоюзной Академии наук».
Продолжение следует
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.