« Назад

Николай Сергеев: Конец Смуты в Русском царстве, часть 3 28.01.2019 13:31

часть 1
часть 2

Сразу после смерти Ивана Грозного по Русскому царству поползли упорные слухи о том, что «царю дали отраву ближние люди».  При этом назывались имена вельможных бояр Бориса Годунова и Богдана Бельского. Вменяли в вину Годунову и Бельскому смерть Ивана Грозного и иностранцы. Так, голландский дипломат Исаак Масса писал, что Бельский положил яд в царское лекарство. Английский дипломат и представитель английских деловых кругов Горсей Джером писал о тайных замыслах Годуновых против царя и выдвинул версию удушения царя.

 Смерть Ивана Грозного
«Смерть Ивана Грозного», худ. Константин Маковский, 1888 г.

То, что причиной смерти Ивана Грозного было отравление с высокой степени вероятности свидетельствует современная наука, но вот причастность к этому злодеянию Бориса Годунова является все-таки предположением, а не исторически доказанным фактом. Как бы там ни было, но накануне своей кончины Иван Грозный доверил Борису Годунову опекунство над своим сыном Федором. Вот, что писал относительно этого летописец: «Егда же Великий Государь последняго напутия сподобися, тогда во свидетельство представляя духовника своего Архимандрита Феодосия, глаголя Борису Феодоровичу: тебе приказываю душу свою и сына своего Феодора Ивановича и дщерь свою Ирину…». Помимо того, царь перед смертью завещал младшему сыну Дмитрию город Углич со всеми уездами.

Царь Федор Иванович был не только слабым государем, но он еще и не имел детей. И после его смерти в году династия Рюриковичей на русском престоле пресеклась, а на троне Московского царства оказался безусловно одаренный, но не знатного происхождения Борис Годунов. 

 Борис Годунов
27 февраля 1598 года Земский собор избрал на царство Бориса Годунова от «всего многобезчисленного народного християнства, от конец до конец всех государьств Росийскаого царьствия»

И хотя последний был избран в феврале 1598 года на царство Земским собором его правомочность пребывания на престоле многими в тогдашнем русском обществе ставилась под сомнение. Во-первых, он не принадлежал ни к царственному Дому Рюриковичей, ни к великокняжескому роду Гедеминовичей. Борис Годунов происходил  из костромских бояр, служивших московским государям со времен Ивана Калиты. Ну, а во-вторых, и это самое главное, народная молва вменяла Годунову в вину смерть Ивана Грозного, царя Федора Ивановича и гибель царевича Дмитрия. 

Распространению этих слухов всемерно способствовали польские и прочие иноземные деятели. Так, польский коронный гетман Станислав Жолкевский прямо обвинял Годунова в смерти Ивана Грозного: «Он лишил жизни царя Ивана, подкупив врача, который лечил Ивана». А ранее упоминавшийся голландский дипломат Исаак Масса ставил в вину Борису Годунову также и кончину царя Федора Ивановича: «Я твердо убежден в том, что Борис ускорил его смерть при содействии и по просьбе своей жены, желавшей скорее стать царицей, и многие московиты разделяли мое мнение».

Царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах за семь лет до кончины царя Федора Ивановича и, хотя следственная комиссия, возглавляемая политическим противником Бориса Годунова князем Василием Шуйским, посчитала трагедию в Угличе результатом несчастного случая, в народном сознании, а затем в исторической науке твердо укоренилось мнение о причастности Годунова (в то время он возглавлял правительство царя Федора) к смерти царевича.

Смерть царевича Дмитрия

Чтобы там ни было на самом деле, но враги Русского царства в Речи Посполитой и в папской курии намеревались максимально использовать трагедию в Угличе в своих  планах по сокрушению Русского царства. Как только Борис Годунов становится царем в Речи Посполитой объявляется якобы спасшийся царевич Дмитрий (известный в истории как Лжедмитрий I) и предъявляет притязания на престол. 

В результате реформ, начатых Еленой Глинской и осуществленных Иваном Грозным, государственное здание Русского царства зиждилось на трех опорах - царская власть, православная церковь и земское самоуправление. Несомненно, что главной несущей конструкцией Московской державы была царская власть в богопомазанности, правомочности и законности которой подданные должны быть абсолютно уверены. И вот по этой центральной опоре Русского царства наносился разрушающий удар.

Борис Годунов  имел большой опыт управления государством. В его бытность главой правительства при царе Федоре Ивановиче было много сделано для укрепления русской государственности. Благодаря его усилиям в Русском царстве было учреждено патриаршество. В стране велось обширное градостроительство. В эти годы были построены - на границе Дикого поля крепости Воронеж и Ливны, на Волге - Самара, Царицын, Саратов, в Сибири - Томск. На западных рубежах Русского царства был возведен шедевр русского оборонительного зодчества - Смоленская крепостная стена. 

Помимо того, Москва была опоясана двумя дополнительными кольцами оборонительных сооружений - каменным Белым городом (29 башен) и деревоземляным «Скородомом», на которых была размещена многочисленная артиллерия. Москва стала неприступной крепостью. Так, летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей со 150-тысячным войском подошел к Москве, но оказавшись под сильным огнем русской артиллерии не решился штурмовать столь мощную крепость. В последующем русские полки под началом князя Федора Мстиславского нанесли жестокое поражение крымской орде, которая с большими потерями (две трети войска вторжения) была изгнана из пределов Русского царства.

 Москва. 17 в.
Москва в XVII веке

Взойдя на царский престол Борис Годунов продолжил политику укрепления Московской державы, которую проводил, будучи главным советником царя. Тогда же начали активно приглашать иноземцев на русскую службу. В Москве и других крупных городах появилось довольно много иноземных купцов, лекарей, промышленников, военных и ученых людей. При этом, стало практиковаться отправление русских людей на учебу в Европу. 

Борис Годунов намеревался открыть в Москве университет, чтобы готовить необходимых Русскому царству квалифицированных специалистов. Однако этот замысел осуществить не удалось. Ему воспротивились иерархи церкви, опасавшиеся, что вместе с науками в Москву начнут проникать всевозможные ереси.

В целом же царствование Бориса Годунова началось довольно успешно, но над ним постоянно довлели две тяжелые проблемы. Во-первых, Годунов хорошо осознавал зыбкость своего положения из-за того, что он не Рюрикович. Он находился в постоянном ожидании заговора со стороны титулованной знати - князей Шуйских, Волконских, Оболенских, Бельских, Трубецких и других, для которых он был всего лишь избранным Земским собором главой государства (т.е. выскочкой), а не природным государем. Подозрительность и недоверчивость стали отличительной чертой царя Бориса, которые вылились в опалы против вельможных бояр, в благонадежности которых он усомнился.

Во-вторых, в Русском царстве в те времена было немало тех, кто возлагал на Бориса Годунова ответственность, а то и прямую вину за смерти Ивана Грозного, царевича Дмитрия и царя Федора Ивановича. В сознании этой части русского общества царь Борис представал настоящим исчадием ада, который ради достижения престола пошел на целых три цареубийства. Все это серьезно подрывало авторитет царской власти Бориса Годунова, а религиозное сознание тогдашнего общества ждало небесной кары за «совершенные злодеяния».

И она последовала, по крайней мере, так воспринимались стихийные бедствия, обрушившиеся на Русское царство в первые годы XVII столетия. В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам летописца, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». В следующем 1602 году дожди, холода и неурожай повторились. В стране начался голод, продлившийся три года. Повсеместно шли разговоры, что царствование Бориса Годунова незаконно и не благословляется Богом, народные волнения охватили более 20 уездов. В Русском царстве началась Смута.

Следствием великого голода стало массовое повстанческое движение. Восставшие объединялись в крупные отряды, которые продвигались к Москве под началом атамана Хлопка Косолапа. Против них Борис Годунов направил крупный отряд стрельцов под командованием воеводы И. Ф. Басманова. В сентябре 1603 года в ожесточённом сражении под Москвой повстанческое войско  было разбито. Басманов погиб в бою, а сам Хлопок был тяжело ранен, взят в плен и казнён. 

В условиях охватившей Русское царство Смуты стали широко распространяться слухи о чудесно спасшемся «добром царевиче», который где-то скрывается от палачей незаконного царя Бориса. И таким образом почва для появления самозванцев была готова.

Слухи эти исходили из Речи Посполитой, где первый из самозванцев «царевич Дмитрий Иванович» (Лжедмитрий I) готовил силы для похода на Москву добывать царского престола. Кто он был на самом  деле доподлинно не известно. Еще правительство Бориса Годунова отождествило Лжедмитрия I с беглым монахом Чудова монастыря (был расположен в Московском Кремле) Григорием Отрепьевым (происходил из дворянского рода Нелидовых), этой же версии придерживается и большинство современных исследователей, хотя существуют и иные точки зрения.

 Лжедмитрий I присягает польскому королю
Лжедмитрий I присягает польскому королю Сигизмунду III
 на введение в Русском царстве католицизма

В любом случае это была незаурядная личность, авантюрист высочайшего уровня, которому удалось совершить практически немыслимое: стать царем, не имея на это абсолютно никаких прав. Он был хорошо образован, помимо русского владел латинским и польским языками, уверенно сидел в седле и искусно обращался с саблей и другим оружием.

 Обычно принято считать, что Лжедмитрий I был игрушкой в руках  римской курии, иезуитов, польских короля и магнатов, которые видели в нем орудие достижения своих далеко идущих планов. Однако Лжедмитий I имел свои виды на дальнейшую судьбу Московской державы, царем которой ему удалось стать. Он, похоже, не собирался выполнять обещания данные римскому папе и польскому королю, идущие в разрез с интересами Русского царства. Самозванец сел на царский престол и не думал отдавать на откуп папежникам и ляхам ставшее вдруг своим царство-государство.

Он не разрешил строить костелы и не пустил иезуитов в пределы Московской державы. Он позволил католикам и протестам свободно исповедовать свою веру, но не разрешил заниматься ее распространением, т.е. обращать в нее православных. Обещанные польскому королю половину Смоленской земли с городом Смоленском  и Северскую землю с Черниговом Лжедмитрий I не стал передавать Речи Посполитой, а деньгами возместил расходы понесенные поляками в его пользу. Более того, земли, оказавшие поддержку самозванцу в борьбе за московский престол, были на 10 лет освобождены от налогов.

Новоявленный «царь Дмитрий Иванович» большое внимание уделял укреплению вооруженных сил, особенно артиллерии и стрелецких полков огненного боя. Шла подготовка к войне за Крым и Прибалтику против Швеции. Возможно, Лжедмитрий I вошел бы в русскую историю как один из достойных государей, но его погубила беспечность и любовная страсть к польской красавице и рьяной католичке Марине Мнишек.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить



Главная  »  Аналитика портала "Вместе с Россией"  » Николай Сергеев: Конец Смуты в Русском царстве, часть 3

Аналитика портала "Вместе с Россией"