САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Олег Прудников: Из истории «Варяга»: о трёх кораблях с одним легендарным именем

Олег Прудников: Из истории «Варяга»: о трёх кораблях с одним легендарным именем

« Назад

Олег Прудников: Из истории «Варяга»: о трёх кораблях с одним легендарным именем 13.11.2015 07:46

Олег Прудников: Из истории «Варяга»: о трёх кораблях с одним легендарным именем 

 

К 11 часам утра 1 ноября 1899 года весь цвет бывшей американской столицы – Филадельфии во главе бесчисленных толп праздных обывателей собрался на торжественное мероприятие судостроительной фирмы В. Крампа, посвящённое спуску со стапелей мощного крейсера. Безупречность строя иностранного морского экипажа в русской чёрно-золотистой парадной форме многократно усиливала эффект, производимый организаторами шумной городской церемонии. Публика знала, что белоснежный корабль со звучным славянским именем древнего викинга уже принадлежит России. Так начиналась служба «Варяга». Вскоре вдовствующая императрица Мария Фёдоровна дала кораблю следующую оценку: «В Копенгагене меня ждал новый крейсер... Редкостная красота сочетается в нём с исключительной выучкой. Он даёт удивительное ощущение строгой сдержанности, уверенности и силы».        

1309341615_01[1]

Новый крейсер в составе русского флота. 1903 год

Кроме того, хочется напомнить – 99 лет назад, в ноябре 1916-го, завершился порядком забытый поход того самого гордого «Варяга» из Владивостока к молодым стратегическим портам Баренцева моря. Через три океана и восемь морей, чудом минуя опасности военного времени и смертельные преграды неукротимой природной стихии, прошёл тогда знаменитый корабль под возвращённым ему крестом святого Андрея. Вместе с другими экипажами перехода он обогнул Евразийский материк и выдержал чрезвычайно сложный рейд. По сути, был совершён второй подвиг «Варяга»! Поэтому совсем не лишним и не бесполезным видится нам разговор про некоторые краткие, но интересные подробности из жизни трёх разных судов с общим прозванием, тем более что память о них всегда сочетается с образом бело-синего Андреевского флага.  
   
 Вероятно, простые американцы из числа имущих граждан, находясь непогожим ноябрьским утром в филадельфийской бухте, посчитали восхитительное зрелище взметнувшего свои первые океанские волны «Варяга» полезным предзнаменованием. Ведь русский корабль с этими буквами на борту был давним знакомым жителей Новой Англии. Вновь построенный бронепалубный крейсер принёс немалую коммерческую и политическую пользу Соединённым Штатам. А когда-то неожиданный для Европы визит фрегатов «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корветов «Варяг», «Витязь», клиперов «Алмаз» и «Жемчуг» в гавань Нью-Йорка явился ничем иным, как спасительным и впечатляющим актом международной поддержки.  

Эту поддержку осенью и зимой 1863 – 1864 годов своевременно оказала великодушная Россия. Без всякого преувеличения, она помогла североамериканской федерации отстоять её независимое существование. Корветы контр-адмирала Андрея Александровича Попова «Богатырь», «Рында», «Новик» и «Калевала» вовсе не во имя безобидного дипломатического вояжа показались у западного побережья Америки. Они получили чёткий приказ охранять Сан-Франциско от каперского соединения конфедератов и при возможном нападении последних атаковать противника. Ситуацию осложняло присутствие замеченных поблизости хорошо оснащённых новой бронёй британских кораблей, хотя данное обстоятельство не смутило русских героев. Кстати, адмирал Попов – участник Крымской кампании и ближайший соратник шефа военно-морских сил великого князя Константина Николаевича – внёс в тот исторический период огромный вклад в создание нашего броненосного флота. В пору же непростых, очень напряжённых недель октября – ноября 1863 года, Россия сильно рисковала ради сохранения политического единства США. Несогласие с предложением о расправе над северными штатами, внесённым Наполеоном III-м за год до американского визита русских моряков, а также жёсткое отрицание позиции Лондона и Парижа поставили правительство Александра II-го на грань такого щекотливого положения, которое вполне могло быть истолковано Англией и Францией как попытка открытого реванша за Севастополь. Однако решительные действия России увенчались успехом. Как бы то ни было, можно утверждать, что твёрдая демонстрация силы, предпринятая империей православного самодержца в пользу северян-унионистов, предотвратила гибель демократической республики. Причём, как намеченную интервенцию в пределы федеральной территории штатов со стороны сосредоточенного в Канаде английского корпуса, так и вторжение французских колониальных войск из Мексики.  

Отряд Балтийской эскадры под началом контр-адмирала Степана Степановича Лесовского, талантливого гидролога и дипломата, преодолел шестьдесят семь дней труднейшего пути, чтобы в глубокой тайне добраться до устья Гудзона и прорвать англо-французскую блокаду. Композитор Н. А. Римский-Корсаков находился в те дни на клипере «Алмаз». «Большая часть этого похода», писал он, «должна была совершиться под парусами, ибо у нас не хватило бы угля на такой продолжительный путь». Но, несмотря ни на что, внезапные манёвры русского флота сорвали планы западноевропейских колонизаторов, рассчитанные на повторное «покорение Америки».  

В благодарность за предоставленную помощь морской департамент Соединённых Штатов отдал в пользование экипажей Лесовского Бруклинские доки, где их корабли получили необходимый ремонт. Официальными гостями эскадры успели стать не только морской министр или чины администрации, но и члены Конгресса. Многие сенаторы побывали на борту флагманского фрегата, державшего вымпел контр-адмирала, в пышном сопровождении семей. Лично представляя президента А. Линкольна, государственный секретарь У. Сьюард велеречиво говорил о том, что тёплый приём и восторженные встречи, оказанные союзникам, отражали «сердечность и дружелюбие, которые эта страна испытывает к России». 

0_16f9ce_b7379d1_L[1]

Корвет «Варяг» в 1860-е годы

Недавно введённый в строй красавец-корвет «Варяг» выгодно выделялся «осанкой» среди кораблей прибывшей к Гудзону эскадры. Он был заложен в 1860 году на Улеаборгской верфи, словно, для единственной цели – исполнять представительские функции. Горизонтальные линии его невысокой, длинной батарейной палубы казались естественным продолжением утончённого носа и издалека напоминали грациозную птицу. Иглообразный бушприт настолько изящно устремлял вперёд утончённую парусную «шею» грозного военного судна, что придавал ему вид благородного лебедя, севшего на морскую воду. Именно этот корвет донёс Андреевский флаг до Вашингтона. «Варяг» вошёл в Чесапикский залив и поднялся по Потомаку к президентской столице. «Появление русского флота обеспечило Северный союз от вмешательства Англии», без ложного стеснения писал местный корреспондент в часы пребывания русских гостей в Колумбийском округе. Ближайшее к Вашингтону отдельное законодательное собрание штата Мэриленд даже срочно выслало приветственную депутацию к командиру корвета капитан-лейтенанту Р. А. Лунду. Вообще похвалы и комплименты в адрес подоспевших на выручку российских союзников расточались щедро. На очередном нью-йоркском банкете один из бостонских ораторов честно признал: «Россия показала себя в отношении к нам мудрым, постоянным и надёжным другом». В наши дни, разумеется, одолевает желание задаться элементарным вопросом – «Зачем?!»…  

Двадцать лет назад, в эпоху губительного и постыдного преклонения либеральных «реформаторов» перед звёздно-полосатым знаменем, на страницах патриотической прессы российских соотечественников в США, с прозорливым напоминанием об опасности наивного доверия западным лидерам, был напечатан примечательный отрывок из речи американского посла в Петербурге по поводу возвращения Балтийской эскадры на родину. В 1864 году заокеанский дипломат произнёс: «Со времён Екатерины Великой и с часа нашего рождения как нации мы всегда были друзьями… Наша дружба… будет продолжаться при соблюдении твёрдого правила: не вмешиваться во внутренние дела друг друга… Преимущества таких отношений могут стать образцом политики для правительств всего земного шара». В ответ на процитированную фразу о благих намерениях «добрых друзей» автор материала, изданного в 1996 году альманахом Русского общества «Маяк» во Флориде, справедливо заметил, что ничего кроме горькой усмешки эти слова у русского человека сегодня вызвать не могут.

По словам классика американской литературы Марка Твена, которые смогли родиться на бумаге явно не на пустом месте, «Америка многим обязана России, она состоит должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу в годину её великих испытаний». Писатель завещал: «Только безумный может предположить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбы…». Впрочем, Сэмюэль Клеменс был ещё жив, а его землякам уже подвернулся удобный случай доказать обратное. Прежде, чем 9 февраля (27 января ст. ст.) 1904 года произошёл всемирно известный бой «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой, тем же утром в кают-компании английского крейсера «Тэлбот» состоялось срочное совещание командиров военных судов рейда Чемульпо. При обсуждении ультиматума адмирала Сотокити Уриу об атаке русских кораблей прямо на международном рейде, если они не покинут порт до 16-ти часов дня, присутствовали все капитаны. Рядом с Всеволодом Фёдоровичем Рудневым и Григорием Павловичем Беляевым находились командир итальянской «Эльбы» Риччи Бореа, капитан Виктор Сенес с французского «Паскаля» и председатель совещания, избранный старшим на рейде капитан «Тэлбота» Льюис Бейли. Не дождались лишь не явившегося на собрание Вильяма Маршалла с канонерской лодки американского флота «Виксбург», который ссылался на отсутствие высших указаний. Заверяя коллег в нехватке полномочий «заниматься политикой», он превосходно справлялся со специальным заданием фиксировать происходящее посредством фотодокументов. Между прочим, большинству исторических снимков обоих русских кораблей в Чемульпо мы обязаны технической аккуратности изворотливых янки. Их внешнеполитическое ведомство было неплохо подготовлено к японской агрессии против России и в достатке снабдило «Виксбург» необходимыми «указаниями». На тот момент Соединённые Штаты имели секретные обязательства перед Японией. И американский госдепартамент, и британское адмиралтейство умышленно направили лёгкие корабли второго класса для наблюдения за началом военных действий в акватории заметной корейской бухты, ожидая ясных докладов. Министерства предписали своим экипажам не ввязываться в события и не оказывать русским никакой поддержки.  

Всё же, очевидная разница между капитаном В. Маршаллом и «коммодором» Л. Бейли выразилась в их отношении к полученным политическим инструкциям. Бейли происходил из старинной военной фамилии и придавал не последнее значение соблюдению принятых в кругу родовитого офицерства правил дворянской чести. Обычно у нас не пишут, что по линии матери он был внуком заслуженного генерала, а по отцу, капитану королевской конной артиллерии, являлся двоюродным праправнуком популярного флотоводца XIX века адмирала Ричарда Китса, губернатора Ньюфаундленда и лондонского Гринвича. Однажды сам Нельсон рекомендовал молодого Китса – «человека, полезного государству», в частном письме герцогу Кларенскому, будущему верховному адмиралу британского флота и королю Вильяму IV-му. Оттого, по сословной, подлинно джентльменской традиции, для капитана II ранга Л. Бейли, как и для многих воспитанных аристократов, беспрекословное выполнение аморальных бюрократических приказов не считалось признаком доблести. По крайней мере, так было заведено задолго до укоренения «свободного» буржуазного мира, да и по сей день характерно для людей долга и чести, одетых в военную форму.      

Varyagi-Kareets-pod-boem.-580x397[1]

«Варяг» и «Кореец» перед боем у бухты Чемульпо

В результате, отличаясь от «эталонно демократичных» американцев, допустивших бессовестное и безучастное поведение по отношению к русским участникам неравного боя у острова Йодольми, командир «Тэлбота» не скрыл полученного конфиденциального сообщения и уведомил Руднева о разрыве дипломатических отношений между Японией и Россией. Он же гарантировал, что его крейсер откроет огонь по каждому, кто посмеет выпустить снаряд или торпеду на пространстве нейтрального рейда. Наряду с французами и итальянцами Бейли распорядился расцветить судно флагами и исполнять русский гимн, отдавая должное героизму команд гиганта «Варяга» и малютки «Корейца», когда те выходили на бой из Чемульпо. Одновременно с «Паскалем» и «Эльбой» английский «Тэлбот» принял российских моряков после сражения. Отказом же от участия в переговорах по вопросу защиты международного порта, от подписания протеста на противоправные заявления японцев и, наконец, от приёма раненых «прославился» только корабль ВМФ США. Парижская пресса не преминула отреагировать на это едким выражением: «Американский флот, наверное, ещё очень молод, чтобы замечать те высокие традиции, которыми располагают флота других наций». Петербургская газета «Русь» в учреждённой хронике русско-японской войны быстро ответила: «Молодость вряд ли играет значительную роль, когда дело касается основной нравственной порядочности». 

11859[1]

Ракетный крейсер «Варяг» - флагман Тихоокеанского флота России 

Со времени боя у Йодольми и Чемульпо прошло 111 лет. Но волны морей опять рассекает стальной корпус «Варяга». Современный ракетный крейсер с легендарным именем на борту – флагман Тихоокеанского флота России. В 2015 году он отмечает 25-летний юбилей собственной службы. Правда, не только этим ограничиваются его символические достижения. Вслед за незабываемыми предшественниками он несёт почётную вахту по доставке первых лиц государства на международные встречи. Гвардейский вымпел нынешнего «Варяга», подобно мачтам тёзоименитого корвета, тоже видел бухту старого Форта Росс, обеспечивая дипломатический визит в Сан-Франциско. В ноябре прошлого года его присутствие у границ территориальных вод Австралии будоражило воображение «охотников за сенсациями». Тогда для растревоживших информационный эфир малограмотных русофобов натовские и еэсовские комментаторы были вынуждены сделать разъяснения о привычной миссии российских кораблей по охране и сопровождению крупных саммитов. И как не пытаются буйствовать ненавистники нашей цивилизации, Андреевский флаг по-прежнему парит над «Варягом».                


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru