17 сентября Республика Беларусь впервые в своей истории отметила новый (старый) государственный праздник, получивший название День народного единства.
18 марта 1921 года в Риге между обретшей независимость по итогам первой мировой войны, революции и гражданской войны Польшей и Советской Россией был заключён мирный договор, по итогам которого Белосток с прилегающими районами, нынешние Гродненская и Брестская области, а также западные части Витебской и Минской областей с общим населением более 4 млн. человек вновь, как и столетия назад, оказались под польским владычеством. Израненная первой мировой и гражданской войнами, событиями Февральской и октябрьской революций Советская Россия отчаянно нуждалась в мире. Платой за это была уступка половины Белоруссии и западной части Украины.
Эти предвоенные десятилетия белорусы западной половины нашей страны были вынуждены жить под иноземным владычеством, фактически – будучи оккупированными польской армией. В Польше того периода многие грезили «восстановлением былого величия», поэтому даже страну свою в память о прошлом, получив под свой контроль белорусские и украинские земли, стали называть Второй Речью Посполитой.
Белорусам было непросто – вновь, как и столетия назад, им пришлось терпеть языковый, культурный, а православным – ещё и религиозный гнёт. Постепенно закрывались все белорусские и русские школы – польские власти вели дело к полной полонизации Восточных Кресов. На западнобелорусских землях активно насаждалось осадничество – система вооружённых отрядов, подконтрольных осадникам – полякам, которым раздавались лучшие белорусские сельскохозяйственные земли. Им же, осадникам, предоставлялись и важные государственные и хозяйственные посты на «колонизуемых территориях».
Но наш народ, ещё недавно живший в составе Российской империи и успевший позабыть о столетиях польского гнёта в Речи Посполитой, поднялся на борьбу за воссоединение с Белорусской ССР в составе Советского Союза. Тогда, в эти сложные годы, наша история дала белорусскому народу имена наших героев, которые приближали освобождение белорусов от польской оккупации и воссоединение нашего народа в одно целое. Именами этих людей названы улицы нашей столицы Минска, других городов и населённых пунктов нашей страны: Сергей Притыцкий, Вера Хоружая, Станислав Ваупшасов, Евгений Скурко (Максим Танк), Василий Корж, Александр Рабцевич, Викентий Шпак, Кирилл Орловский и многие другие народные белорусские герои.
Вначале были годы партизанской борьбы. Но противостоять польской армии партизаны не смогли из-за слишком большой разницы в силах и возможностях. Тогда белорусские патриоты ушли в подполье – по всей Западной Белоруссии действовали подпольные группы и ячейки, которые возглавляла Коммунистическая партия Западной Белоруссии. Против подполья активно действовала польская тайная полиция – дефензива.
Десяти тысяч белорусов-патриотов сидели в тюрьмах – лагере в Берёзе-Картузской, тюрьмах в Брестской крепости, в Вильно и многих других местах.
Эти неполные двадцать лет показали, что белорусы не хотят больше возвращаться во временам, когда польские паны называли нас «пся крэв» (собачья кровь) и «хлопы».
26 января 1934 года в Берлине был подписан договор о ненападении и неприменении силы между фашистской Германией и диктаторской Польшей (печально известный пакт Гитлера-Пилсудского). Это позволило Германии обезопасить свои восточные границы. Более того, в 1938 году после Мюнхенского сговора между Британией и Францией с одной стороны и Германией и Италией с другой Польша наряду с Германией и Венгрией приняла участие в разделе земель Чехословакии.
В длальнейшем поляки всерьёз рассчитывали на приобретения на востоке, намереваясь в союзе с Германией захватить и новые земли – на этот раз уже всю Белоруссию, её восточную часть.
Это была близорукая, ослеплённая шовинизмом и жаждой некоего призрачного «исторического реванша» политика польских властей. Она в итоге привела к катастрофе 1939 года, приведшей к гибели миллионов простых поляков.
1 сентября 1939 года немецкий вермахт атаковал Польшу. Британия и Франция, всячески заверяя поляков в том, что они не позволят Германии напасть на Польшу, объявили 3 сентября войну Берлину, которую назвали позже «странной» - никаких реальных боевых действий в отношении Германии Франция с Британией так и не предприняли, наблюдая со стороны и ожидая, чем закончится прямое соприкосновение армий Германии и Советского Союза.
Накануне немецкого вторжения в Польшу 24 августа 1939 года СССР и Германия подписали договор о ненападении (СССР подписал его с Германией последним, когда это сделали практически все остальные ведущие страны мира), который помимо всего прочего оговаривал судьбу оккупированных Польшей белорусских и украинских земель – они должны были быть освобождены от польской оккупации и переданы под контроль СССР.
Вплоть до 15 августа СССР выжидал – ситуация была непростой. Однако убедившись в полной неспособности Польши противостоять угрозе немецкой агрессии, СССР 17 сентября 1939 года перешёл восточную польскую границу - начался исторический освободительный поход Красной Армии. Цветы, слёзы счастья, приветствия красноармейцам, открытые тюрьмы, и воссоединение! Всё это было бы невозможно без Красной Армии и помощи и поддержки единокровного русского народа, без борьбы самих белорусов за свою свободу.
Границы СССР были отодвинуты на Запад, что в 1941 году во многом сыграло решающую роль – именно этих последних километров во многом не хватило гитлеровским полчищам, чтобы занять Москву и Ленинград.
В 1940 году этот праздник первый и единственный раз праздновался всенародно. Потом была война, потом, после войны, постепенно эта дата задвигалась на второй план – слишком велики были раны Великой Отечественной, да и Польскую Народную Республику, ставшую во многом одним из главных союзников СССР по социалистическому военном блоку ОВР (организация Варшавского договора) «не хотели обижать».
После развала СССР в Белоруссии начались процессы переосмысления нашей истории, во многом схожие с тем, что происходило у соседей – русофобия, очернение советского периода, попытка выставить пособников оккупантов в качестве белорусских культурных деятелей. Всё это в ползучей форме происходило и после прихода к власти А.Г.Лукашенко в 1994 году и даже усилилось в последнее десятилетие. Руководство нынешней Польши, как и их предшественники в довоенный период, грезят своей новой «ведущей ролью в Восточной Европе», мечтают о возвращении белорусских колоний, стараются быть «большими европейцами», чем те же Франция или Германия в стремлении заслужить расположение США. Сейчас вообще Варшава стала приютом для беглых неудачников наших событий 2020 года, грезя построением новой Четвёртой Речи Посполитой «от моря до моря».
Польский народ – близкий, во многом родной для нас славянский этнос, но политика польского руководства, уже приведшая в своё время к ликвидации польской государственности по итогам трёх разделов Речи Посполитой в конце 18 века и к катастрофе Польши 1939 года сегодня является откровенно враждебной и в отношении Белоруссии, и в отношении союзной нам России. После попытки госпереворота в 2020 году стало очевидно, что стремление быть неким «мостом между Западом и Востоком», между «ЕС и Россией» иллюзорны и недальновидны – друзьями Европе и Польше мы так и не стали, а вот в России накопился уже какой-то осадок от нашей более чем странной «многоветорности». Да, дружить надо со всеми, торговать, сотрудничать – это не «многовекторность», это нормальные и прагматичные отношения государства с соседями и другими народами. Но наш основной вектор – Россия. Русские, украинцы и белорусы – один народ, одна цивилизация. Тогда, в 1939 году из польской неволи белорусов освободила Красная Армия. И белорусы ликовали и радовались не только тому, что воссоединились в одно целое в рамках Белорусской ССР, но и тому, что смогли, как и в 18 веке, воссоединиться с единокровным русским народом в границах СССР.
Вот эта вот демонстративная «многовекторность», стремление к полонизации собственной истории, повсеместное насаждение костюшек, калиновских, монюшек, радзивиллов, сапег и прочих деятелей фактически польской истории и польской культуры, которых упорно именовали белорусскими (впрочем, именуют по инерции и сейчас) не остались без последствий. Расплата наступила в 2020 году, когда воспитанная в такой «системе национальных ценностей» молодёжь вышла на улицы, внутренне ориентируясь не на «путинскую Россию», а на «демократическую Польшу». В Гродно из окон и вовсе стали вывешивать польские флаги.
Все эти десятилетия общественники, историки, писатели неоднократно поднимали эти вопросы, в том числе и вопрос 17 сентября, вопрос придания этой дате статуса государственного праздника. И… постоянно получали письма с отказами. У меня хранятся такие письма, подписанные теми, кто вчера внимал и хлопал президенту во время официальной церемонии в Минске, где в официальных ответах написано – «нет оснований реализации такого предложения». Что ж – теперь они «разобрались», «переосмыслили» после решения президента. Ну и хорошо…
Эти годы тему 17 сентября постоянно поднимали Николай Сергеев, Лев Криштапович, Светлана Квардакова, Татьяна Козлова, Иван Корда, Сергей Лущ, Виктор Саевич, Сергей Шиптенко, Кирилл Забавский, Василий Зеликов, Леонид Школьников, Валерий Драко и многие другие. Кто порознь, кто совместно – но поднимали и боролись за эту дату. Я, как мог, тоже старался помогать своим товарищам и коллегам – написал ряд статей, несколько книжек – в том числе о Сергее Притыцком и Вере Хоружей, инициировал и подписывал письма и обращения. Нас не хотели слышать…
Противодействие было сильным, и мы тоже заплатили за это – я, как и Николай Сергеев, лишились работы, Сергей Шиптенко и вовсе угодил в тюрьму. Одни бы мы не смогли ничего сделать.
Но за эти годы в Республике Беларусь выросло целое поколение достаточно ярких публицистов и аналитиков, к которым власть была более благосклонна, нежели к нам. Пётр Петровский, Алексей Дзермант, Александр Шпаковский, Алексей Беляев и другие. Они в отличие от нас, вероятно, нашли верные подходы к соединению позиции по необходимости возвращения праздника 17 сентября с реалиями белорусской независимости и политики по укреплению суверенитета. Я не скажу, что они более правы, нежели мы – но они действовали иначе и в итоге значительно приблизили эту дату Дня народного единства.
Большую роль сыграла и патриотическая позиция учёных-историков – Льва Криштаповича, Владимира Козлякова, Александра Гронского и других. Нельзя не отметить и значимость занятой по этому вопросу позиции известного историка и парламентария Игоря Марзалюка.
В итоге и ближайшее окружение А.Г.Лукашенко, и сам белорусский президент, столкнувшиеся с шовинизмом польских властей, мечтающих вновь «пановать» на наших землях, были внутренне готовы вернуть дату 17 сентября – не могли мы всё время её замалчивать в угоду руководству соседней страны. Тогда, в 1939 году, мы не взяли чужое – мы вернули своё.
Пережив тяжёлый 2020 год, мы в нынешнем 2021 году увидели то, к чему так долго шли – согласование 28 союзных программ, укрепляющих российско-белорусскую интеграцию, Союзное государство России и Белоруссии и возвращение даты 17 сентября – Дня народного единства. Белорусский президент, обращаясь ко всему белорусскому народу, сказал: «Я хочу вас поздравить с новым государственным праздником, который займёт в нашей современной истории такое же достойное место, как День Победы и День Независимости. Но ещё раз подчеркну: если бы не было этого воссоединения, не было бы у нас ни Дня Победы, ни Дня Независимости. Нас бы не было. Потому что не было бы той земли, на которой наши предки родились и которую возделывали своим трудом. Дата 17 сентября жила и будет жить в сердце и памяти белорусского народа. И мы, граждане современной независимой Республики Беларусь, знаем, что навсегда связаны самобытной судьбой разных поколений белорусов, живущих на этой земле тысячу лет. На нашей с вами родной белорусской земле».
Нас – меня и моих товарищей, о которых я говорил выше в первом списке, не позвали праздновать то, за что мы ратовали и боролись эти годы. Мы смотрели концерт по телевизору, как и забытые бременские музыканты наблюдали за королевским балом по теням на окнах. Медали и ордена разберут другие – там и без нас не хватит многим. Но не это главное – главное, что президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко своим решением вернул эту важнейшую в нашей истории дату белорусскому народу. Без 17 сентября наша история, наш патриотизм были незавершёнными, неполными – это все сполна почувствовали.
Не обо всём удалось сказать в этой статье – тема слишком обширна. Белосток и область в 1944 году после освобождения Красной Армией были возвращены Польше. Теперь белорусов там почти не осталось. Они за эти семь с половиной десятилетий превратились в поляков. Та же участь ожидала и всех белорусов Западной Белоруссии. К тому же Польша по итогам войны получила значительные территориальные приобретения за счёт Германии. Немцев оттуда выселили – теперь это вновь приобретённые польские этнические территории. Потеряно нами и древнее белорусское Вильно с прилегающим районом. История не стоит на месте, границы не являются неизменными, а народы, которые не заботятся о своей истории и своём будущем, часто и вовсе исчезают с исторической сцены. Объединение белорусов в одно целое, а также самостоятельное участие Белорусской ССР в 1945 году в учреждении ООН связано с именем лидера Советского Союза Иосифа Сталина, с его личными, судьбоносными для белорусов и судьбы нашей страны решениями. Но это тоже большая и отдельная тема.
Главное другое – то, что 17 сентября возвращено из исторического небытия, даёт уверенность в том, что больше не будет на нашей белорусской земле иноземных «панов», а мы будем не «собачьей кровью» и «хлопами», а хозяевами собственной судьбы и своей страны!
Комментарии
Комментариев пока нет