САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев. Белоруссия в преддверии Великой Отечественной. Два пути советской государственности. Часть 2

Николай Сергеев. Белоруссия в преддверии Великой Отечественной. Два пути советской государственности. Часть 2

« Назад

Николай Сергеев. Белоруссия в преддверии Великой Отечественной. Два пути советской государственности. Часть 2 05.06.2025 09:28

Часть 1

О принудительном характере политики т.н. белорусизации свидетельствуют многочисленные документы и воспоминания современников. В этом отношении показательна объяснительная записка учителя Г.П. Сцепуро из местечка Бобр (ныне городской посёлок в Минская обл.), опубликованная в 2005 году в сборнике «ЦК РКП(б) - ВКП(б) и национальный вопрос»: «Я учитель, окончил в Минске университет и в настоящее время работаю преподавателем физики и математики в школе-семилетке в г. Бобре Крупского района (БССР). На работе я говорю только по-белорусски. Если, увлекаясь, скажу что-нибудь по-русски, то сейчас же поправляюсь, слежу за собой. Но в личной семейной жизни я говорю по-русски просто потому, что на этом языке мне легче говорить. И вот случился инцидент.  Записку на имя предсельсовета я случайно написал по-русски. И в то время в школу прибыли зав. районов Чепель и председатель райкома союза т. Голованов. Они выступили с моей запиской на собрании просвещенцев, заявив, что эта записка фигурировала на пленуме рика и райкома КП(б)Б и будет фигурировать на сессии ЦИК БССР. Меня обвинили в махровом великодержавном шовинизме. Выступив, я признал свою ошибку в деле с запиской. Тут же я подтвердил, что дома все время говорю на русском языке, но не вижу в этом ничего неправильного. После моего объяснения обвинения усилились. Мне объявили, что дома, в разговоре с женой, я должен употреблять исключительно белорусский язык». 
 

газета Звезда

В 1920-е годы орган ЦК КП(б)Б газета «Зьвязда» выходила на русском языке и при этом проводила линию на дерусификацию белорусского населения

ЦК КП(б)Б для проведения белорусизации/дерусификации остро нуждалось хоть в каких-то кадрах, т.к. в самой БССР квалифицированных «специалистов», готовых заниматься столь сомнительным делом, было явно недостаточно. В связи с чем советское руководство решило привлечь для проведения белорусизации находящихся за границей антисоветски настроенных деятелей, но в то же время стоящих на антирусских позициях. 

11 июня 1923 года вышло совместное постановление ЦИК СССР и БССР об амнистии по случаю третьей годовщины освобождения Минска от польских войск. Однако, чтобы получить амнистию от советской власти, необходимо было в письменном виде отказаться от своих прежних политических убеждений и подтвердить своё неучастие в деятельности разведывательных служб иностранных государств. В результате кампании «всепрощения» в БССР вернулся целый ряд «свядомых» деятелей, которые были направлены компартией на поприще белорусизации/дерусификации пропитанного «великорусским шовинизмом» белорусского населения. 

Осенью 1925 года наркоматом иностранных дел СССР и ЦК КП(б)Б была проведена операция по упразднению т.н. «Белорусской народной республики». БНР была провозглашена в марте 1918 года группой коллаборационистов в оккупированном германскими войсками Минске, сотрудничала с германскими, затем польскими оккупационными властями, обладала политически ничтожным влиянием на территории Белоруссии. После изгнания польских оккупантов Рада (правительство) БНР обосновалась в Литве, затем в Праге. При всей своей ничтожности Рада БНР пыталась стать центром притяжения тех скудных белорусских эмигрантских кругов, которые были не только антибольшевистски настроены, но и выступали за отрыв Белоруссии от России. 

Но таких деятелей было совсем немного, т.к. подавляющее большинство из тех белорусов, которые не приняли власть большевиков, воевали на стороне Белого движения за единую и неделимую Россию. Так, из дворян Могилёвской губернии происходил один из командующих Добровольческой армией генерал-лейтенант В.З. Май-Маевский, уроженцем Витебска был соратник адмирала Колчака командующий 2-м Уфимским корпусом генерал-майор С.Н. Войцеховский, уроженцем Гродненщины был ближайший соратник барона Врангеля генерал-лейтенант Я.Д. Юзефович, из крестьян Гродненской губернии происходил командир 2-го офицерского стрелкового полка Добровольческой армии полковник М.А. Жебрак-Рустанович. И это далеко не полный перечень. 
 

Юзефович_Яков_Давыдович_(1872-1929)_-_генерал-лейтенант

Герой Первой мировой войны и Русской армии барона П.Н. Врангеля
генерал Я.Д. Юзефович

Легендой Белого движения стали воспитанники Полоцкого кадетского корпуса, которые, несмотря на свой юный возраст, геройски сражались с большевиками на юге России. В феврале 1920 года кадеты Полоцкого, Киевского и Одесского кадетских корпусов в составе отряда полковника А.А.Стесселя с тяжёлыми боями с частями 45-й стрелковой дивизии РККА и кавалерийской бригады Г.И. Котовского прорвались за границу. 

Летом 1920 года из оставшихся в живых кадетов Полоцкого, Киевского и Одесского кадетских корпусов в Югославии был сформирован Первый русский кадетский корпус (1920-1944 гг.). Полоцкие кадеты бережно пронесли знамя Полоцкого кадетского корпуса через огонь и потрясения Гражданской войны, и которое по 1944 год находилось в Югославии, затем было доставлено в США и до 2019 года хранилось в синодальном Знаменском соборе Нью-Йорка. В октябре 2019 года состоялась торжественная передача исторического знамени Полоцкого кадетского корпуса ныне действующему Полоцкому кадетскому училищу (образовано в 2010 г.), которое определяет себя в качестве правопреемника Полоцкого кадетского корпуса.
 

Знамя Полоцкого кадетского корпуса

Легендарное знамя Полоцкого кадетского корпуса вернулось в родной город

Подавляющее большинство белорусов, вынужденных уйти в эмиграцию после Гражданской войны, однозначно считали себя русскими людьми и проявляли свою общественно-политическую активность через русские эмигрантские организации и печатные органы. Одним из наиболее ярких примеров этого является жизненный путь известного русского мыслителя, уроженца Гродненщины И.Л. Солоневича.

О подлинном самосознании белорусов говорят и воспоминания знаменитого канадского хоккеиста Уэйна Гретцки о своих корнях, о своём дедушке: «Он был русским из-под Бреста». Дед хоккеиста Терентий был родом из деревни Огдемер (ныне Брестская обл.), откуда в годы революционного лихолетья эмигрировал в Канаду. 

ЦК КП(б)Б и Рада БНР были непримиримыми идеологическими и политическими противниками, но в 1920-е годы у них был один общий интерес: «белорусизация»/дерусификация белорусского населения. Первые следовали партийной политике «коренизации», согласно которой белорусов намеревались лишить их исконной русскости. Вторые, в большинстве своём выходцы из польской шляхты, враждебно относились ко всему русскому и пытались продвигать лжеисторическую доктрину якобы отдельности белорусов от русского народа. 

Современные деятели левацкого толка пытаясь оправдать, оказавшуюся в итоге губительной для СССР, политику «коренизации» заявляют, что, к примеру, в БССР «белорусизация» проводилась едва ли не под давлением находившейся за границей Рады БНР. Подобные утверждения являются совершенным вымыслом, т.к. Рада БНР не имела никакой реальной возможности влиять на положение дел в БССР. 

Вот как оценивал «правительственные органы БНР» государственный секретарь Рады БНР (1919-1923 гг.) Клавдиюш Дуж-Душевский. Это был выходец из польской шляхты, его дед по материнской линии Ян Высоцкий участвовал в мятеже 1863 года, принимал участие в кровавых расправах над белорусскими крестьянам в качестве «жандарма-вешателя» («жандармы-вешатели» - террористическое формирование польских мятежников), за совершённые преступления был казнён по приговору суда: «Необходимо признаться, что в то время, как максимум нашей энергии и денег мы просаживаем на работу за кордоном, край наш фактически предоставлен сам себе. Все известия, которые доходят до нас, говорят нам, что как национальное, так и государственное движение расширяется и укрепляется. Это все расширяется самостоятельно, без нашего участия».

Следует отметить, что   Дуж-Душевский является автором бело-красно-белого флага (флаг БНР и гитлеровских пособников), который он «спроектировал» в конце 1917 года. 
 

Дуж-Душевский

Польский шляхтич Клавдиюш Дуж-Душевский.
Госсекретарь Рады БНР и создатель б-ч-б-флага

Таким образом, деятели из БНР с одобрением воспринимали проводимую в БССР белорусизацию/дерусификацию и советские власти, закрыв глаза на идеологические разногласия, предоставили им возможность принять участие в этом неблаговидном деле. 

В 1925 году по решению ЦК КП(б)Б эмигрантские БНРовских центры   в Варшаве, Праге и Берлине посетили  два белорусскоязычных «пролетарских писателя» - Д.Ф. Жилунович (псевдоним Тишка Гартный) и М.С. Куделька (псевдоним Михась Чарот) - с целью поиска желающих отправиться в БССР на помощь советским властям в проведении белорусизации. Поездка была успешной, по итогам которой ЦК КП(б)Б назначил проведение в Берлине в середине октября 1925 года   совместной с БНР конференции и выделил на её проведение необходимые денежные средства.

Конференция состоялась 12 октября, всего в ней приняло участие 17 человек, двое из которых - Жилунович и Куделька - представляли БССР. Всё это собрание носило довольно невзрачный характер и в полной мере показывало всю ничтожность БНРовских кругов, но тогдашнему ЦК КП(б)Б необходимо было не только хоть какое-то признание его «заслуг» на поприще политики «коренизации», но и кадры для её воплощения.

Участники конференции отметили, что проводимая в БССР политика направлена на «осуществление государственного идеала белорусского народа», и поэтому любые попытки ставить её под сомнение «являются изменой освободительному движению».

По итогам берлинской конференции Рада БНР приняла два постановления. В первом говорилось об упразднении Рады БНР: «признать с сегодняшнего дня Правительство Белорусской Народной Республики ликвидированным и остановившим свою деятельность», во втором говорилось, что Минск является «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии». Рада БНР также объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

В БССР всё это представили как большой политический успех, чему было посвящено специальное заседание Бюро ЦК КП(б)Б. Что касается деятелей от БНР, то они пошли на сотрудничество с ЦК КП(б)Б, явно рассчитывая использовать советско-партийные органы БССР для продвижения порочной идеи отдельности белорусов от русского народа. 

Часть 3


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
05.06.25

27 мая 2025 года в мультимедийном пресс-центре Sputnik-Беларусь в формате видеомоста Минск – Москва состоялся круглый стол на тему: «Основы идеологии белорусского государства в свете строительства Союзного государства». Я также был его участником и высказал своё видение по данному вопросу. Полагаю, что с учётом важности темы, стоит вернутся к белорусской идеологии ещё раз.

05.06.25

27 июля 1929 года в органе ЦК КП(б)Б газете «Звязда» вышла редакционная статья «О правом уклоне в КП(б)Б по национальному вопросу», в которой были подвергнуты критике «непролетарские подходы» в проведении национальной политики в БССР после чего последовали оргвыводы. Своих постов лишился целый ряд высокопоставленных партийных и государственных чиновников. В частности, с должности наркома просвещения БССР был снят один из создателей и проводников политики белорусизации/дерусификации А.В. Балицкий.

05.06.25

По итогам берлинской конференции Рада БНР приняла два постановления. В первом говорилось об упразднении Рады БНР: «признать с сегодняшнего дня Правительство Белорусской Народной Республики ликвидированным и остановившим свою деятельность», во втором говорилось, что Минск является «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии». Рада БНР также объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

02.06.25

Нельзя принимать всерьез утверждение, будто индийцы уступают в своем умственном развитии японцам. Главное различие между нашей страной и Японией заключается в том, что мы порабощены Англией, а на Японии не лежит даже тень зависимости от какой-либо европейской страны. Чужеземная цивилизация, если можно ее назвать цивилизацией, ограбила нас. Что же принесла она взамен? Ничего, кроме видимости «законного порядка», установленного с помощью насилия.

02.06.25

В советские времена массовое участие белорусского населения (от мала до велика) в сопротивлении гитлеровцам и их пособникам объяснялось его особой приверженностью идеологии большевизма и «делу Ленина». В значительной мере подобным воззрениям присуща и современная белорусская историография.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru