Часть первая.
Говоря о нашем славянском, общерусском единстве, стоит упомянуть о наиболее важных событиях и мероприятиях, направленных на смысловую часть фестиваля.
В Художественном музее Витебска экспонировались две выставки, посвящённые традиционным народным промыслам – «Золотая хохлома – душа России» и «Торжокское золотое шитьё». Многие посетители выставок отмечали близость и сходство русских и белорусских народных промыслов. Об этом же в один голос говорили посетившие выставки секретарь Союзного государства России и Белоруссии Д.Ф.Мезенцев и архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. Кстати, весной 2021 года благодаря поддержке издательской программы Союзного государства увидело свет факсимильное издание «Библия Матфея Десятого 1507 года», которое Дмитрий Мезенцев вручил владыке Димитрию. Художницы из Семёнова Нижегородской области передали в дар витебскому православному духовенству созданную вручную в хохломских мастерских икону Серафима Саровского. По просьбе Д.Ф.Мезенцева архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий благословил проведение мероприятий в День Союзного государства на «Славянском базаре в Витебске». Выставка «Золотая хохлома – душа России» задержится в Витебске на целый месяц.
Помимо двух перечисленных выставок на витебских улицах Толстого и Пушкина работал традиционный «Город мастеров», собравший более 250 народных умельцев из всех областей Белоруссии, российских Москвы, Тольятти, Великого Новгорода, Дагестана, украинских Ивано-Франковска и Чернигова, многих других мест и городов.
«Славянский базар» посетил также и Посол России в Белоруссии Евгений Лукьянов, который помимо собственно культурной программы встретился с председателем Витебского облисполкома Николаем Шерстнёвым, где обсудил межрегиональное сотрудничество, в том числе взаимодействие Витебской области с соседними областями России – Смоленской, Псковской и географически близкой Брянской. Говорили о ситуации в сельскохозяйственном комплексе, а также уделили внимание вопросам занятости населения, образования и трудоустройства молодых кадров. Евгений Лукьянов также посетил СООО «Новополоцкий завод технологических металлоконструкций», где с руководством «НЗТМ» обсудили перспективы развития предприятия. Программа визита также включила посещение Софийского собора и Спасо-Евфросиньевского ставропигиального женского монастыря. В Софийском соборе находится не только музейная экспозиция, но и действующий орган. Собор давно стал площадкой для проведения музыкальных фестивалей, в том числе с участием исполнителей из России. Настоятельница Спасо-Евфросиньевского монастыря игуменья Евдокия рассказала Е.Лукьянову о ходе реставрационных работ, провела небольшую экскурсию по обители. Наиболее кропотливую работу по сохранению фресок различных исторических эпох выполняют специалисты из Эрмитажа. Российские ученые также принимают участие в проведении археологических изысканий.
На «Славянском базаре» было немало и других известных представителей России, и все они по давней традиции всегда стараются совместить культурную часть поездки с деловой.
Кульминацией Дня Союзного государства стал итоговый концерт «Душа народа – песня». Перед его началом Дмитрий Мезенцев вручил дипломы Постоянного комитета Союзного государства Президентскому оркестру Беларуси, генеральному директору Государственного центрального музея современной истории России Ирине Великановой, заместителю генерального продюсера Белтелерадиокомпании Ольге Шлягер, заслуженной артистке России Диане Гурцкая, главному звукорежиссеру центра культуры «Витебск» Руслану Стабровскому, народной артистке России Ларисе Долиной, заслуженному коллективу Республики Беларусь ансамблю танца, музыки и песни «Белые росы», руководителю Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» народному артисту СССР Юрию Башмету (последний не смог прибыть на «Славянский базар», но прислал тёплое видеообращение).
Отмечая значение этого концерта, директор дирекции Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» Глеб Лапицкий отметил: «Концерт Дня Союзного государства стал блестящим украшением фестиваля. Он вобрал в себя целый культурный пласт. Это подарок, за который мы говорим спасибо Союзному государству, Республике Беларусь и Российской Федерации!».
Зрителей порадовали выступления народного хора Беларуси имени Г.И. Цитовича, русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, хора Сретенского монастыря, мужского хора «Всехсвятский», Ларисы Долиной, Дианы Гурцкая, Александра Олешко, Алёны Ланской, Анатолия Ярмоленко и ансамбля «Сябры» и многих других популярных белорусских и российских артистов.
Как всегда, присутствовала обширная конкурсная программа – ведь «Славянский базар» не только праздник музыки и песни, но и серьёзный конкурс, открывший за свою историю множество новых имён.
Гран-при конкурса исполнителей получила Рухия (Казахстан), первое место – Ирина Арсениевич (Сербия), которой также был вручён Специальный приз Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко «Славянская надежда». Второе место разделили Даниил Мышковец (Белоруссия) и Рената Штифель (Украина), третье – Иванна (Словакия) и Тофик Гаджиев (Азербайджан). Призы Парламентского собрания Союзного государства Белоруссии и России достались Даниилу Мышковцу и Эмилю Кадырову (Россия). Абай Сериков (Киргизия) был отмечен наградой межгосударственной телекомпании «Мир». Специальной премией имени Владимира Мулявина, учрежденной Витебским облисполкомом, награждён Мирза Селимович (Боснию и Герцеговина).
Гран-при детского конкурса, участникам которого почти всем было 13 лет или около того, получил Комен Вукович (Черногория), первую премию – Константин Мазуркевич (Белоруссия), вторую разделили Ксения Канн (Россия) и Элизабет Захариева (Болгария). Белорусские и российские участники детского конкурса также были отмечены дипломами Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
Отдельно хотелось бы сказать о праздничной, по настоящему фестивальной обстановке на улицах Витебска. Перед началом фестиваля в зарубежной прессе (особенно в украинской) активно писали о «грядущем провале», «мрачных лицах белорусов», «засильи силовиков, готовых пресекать протесты».
Так вот – никаких протестов или даже их видимости не было. После всех непростых событий 2020 года люди соскучились по обычным человеческим радостям – по фестивальному Витебску ходили улыбающиеся люди – целыми семьями, парами, группами, ели мороженое, пили квас, соки. Все активно фотографировались. Любопытно, что практически не было пьяных. От слова – совсем. Вспоминаются былые времена, когда на фестивале пили и ели так, словно не пили и не ели до этого целый год. Поначалу очень болезненно были восприняты меры по обузданию алкогольных утех на «Славянском базаре», но со временем это принесло свои плоды.
Приятно удивили силовики. Одним из наиболее запомнившихся и удививших многих событием стала акция МВД «За безопасность вместе». Были продемонстрированы показательные выступления кинологов, спецподразделений. Но наиболее популярными были фотозоны – жители и гости Витебска охотно фотографировались с милиционерами, одетыми в советскую милицейскую форму прошлых лет, с ретроавтомобилями милиции и ГАИ. По центру сновали люди в ростовых куклах, исполненных в виде сказочных персонажей в милицейской форме – дяди Стёпы, льва, бобра, волка и других зверей. Несмотря на тридцатиградусную жару «куклы-милиционеры» охотно фотографировались с улыбающимися туристами и горожанами. Акция явно удалась, а злопыхатели были посрамлены – вместо «нарядов с дубинками и злобных сотрудников» милиция устроила для малышей и взрослых праздник.
Точно так же, несмотря на злопыхательства украинских СМИ, сами украинцы присутствовали на фестивале и в качестве зрителей, и в качестве участников, и выставляли свои произведения искусства. Таисия Повалий спела перед благодарными слушателями, Рената Штифель стала одной из победительниц конкурса, звучал украинский язык, красовались украинские вышиванки и женские веночки. Но на этот раз в отличие от прошлых лет не было и откровенной политизации со стороны украинской части участников и гостей фестиваля, вызывающе кричащих жёлто-голубых платьев и флагов, что в предыдущие годы часто выглядело откровенно бестактно и неуместно. Приехавшим украинским журналистам, к слову, всё понравилось, в отличие от их коллег, старательно «освещавших» в чёрных красках фестиваль из Киева.
С сольным концертом в Витебске выступил Николай Носков. Примечательно, что несколько лет назад певец перенёс ишемический инсульт, не мог двигаться, говорить. И лишь в прошлом году вернулся на сцену.
Многие гости фестиваля долгие годы с удовольствием посещали ресторан «Собрание», находящийся в здании гостиницы «Витебск». Здесь можно было окунуться в ретро – атмосферу советского времени. Советская символика, соответствующий интерьер, названия блюд, официантки в пионерских галстуках. Теперь ресторан закрылся. Точнее, сменился владелец и вместо «Собрания» ресторан приобрёл какое-то ничем не запоминающееся название на английском языке и стал обыкновенной безликой «точкой питания». На удивлённые вопросы гостей молодые ребята пояснили, что «сменился владелец, которые и решил убрать весь этот совок» и лишь пожимали плечами в ответ на полушутливые, полусерьёзные слова посетителей о том, что «новый владелец заведения провёл форменную буржуазную контрреволюцию». Мне тоже жаль, что «Собрания» больше нет. А в новый ресторан мы с товарищем по соотечественному движению Виктором Саевичем не пошли, как и многие другие – за «Собрание» нам стало обидно.
Само закрытие фестиваля в этом году совпало со вторым днём конкурса исполнителей. В первой части пели конкурсанты, а затем на сцену вышли Игорь Корнелюк, Николай Носков, Димаш Кудайберген, Сергей Пенкин, Александр Панайотов, Ирина Дорофеева, группа «Корни», Алина Артц , грузинский ансамбль «Алило» и многие другие.
Впрочем, сам фестиваль продолжался ещё сутки – 19 июля состоялся последний большой концерт - «Шансон ТВ – Все звёзды». Зрители тепло принимали Виктора Рыбина и Наталью Сенчукову, Сосо Павлиашвили, группы «Воровайки», «Дискомафия», «Кабриолет», Евгения Кемеровского, Анатолия Полотно и Федю Карманова, Виктора Королёва и многих других. Стоит отметить, что сам жанр либо переживает кризис, либо такова политика тех, кто формирует состав участников. Собственно шансона практически не было – скорее, это романтичные попсовые песни. На этом концерте мы были вместе с Саевичем, который после его окончания произнёс сакраментальную фразу: «Страшно далеки они от шансона», а когда я пожал плечами, напомнил мне мои же слова, сказанные на концерте в Минске в Доме офицеров, посвящённом юбилею комсомола: «На шансоне нет шансона, а на вечере комсомола – комсомольских песен».
Впрочем, может оно и к лучшему (я о шансоне). Россия и так через край заражена блатной романтикой, что приводит к постоянному рекрутированию в преступные ряды молодёжи, появлению таких уродливых явлений, как АУЕ и ему подобных. Уж лучше романтика, нежели бандитизм или его воспевание…
Сам концерт зрители встречали на «ура», активно махали шариками и флажками, которыми почему-то снабдили только нижние, более дорогие сектора Летнего амфитеатра. Вероятно, сделали это для телесъёмки, но разница бросалась в глаза.
В который год возникает одна и та же проблема – минчане и жители других городов и регионов Белоруссии, которые приезжают специально на концерты «Славянского базара», вынуждены постоянно испытывать стресс, потому что концерты заканчиваются поздно и гости Витебска нервно спешат на уезжающий специальный поезд, массово покидая трибуны, что сопровождается недоуменными взглядами исполнителей, не понимающих, что происходит. Сделать отправление этого специального поезда немного позже почему-то никому не приходит в голову. Потом возмущённые зрители, не досмотрев концерт, садятся в поезд и ругают на чём свет Лукашенко, хотя дело тут не в президенте страны, а в том, кто определяет время отправления этого поезда. Более, чем странно, что эта ситуация длится уже годы и регулярно портит гостям впечатление о фестивале.
Подводя итог, можно с уверенно сказать, что ХХХ юбилейный «Славянский базар» достойно выдержал новые вызовы, прошёл в непростое время пандемии коронавируса и практически «не заметил» объявленного «бойкота», оставаясь на сегодня одной из важнейших площадок нашего культурно-цивилизационного единства. Отрадно, что в этом на этом был сделан куда больший акцент, нежели в предыдущие последние годы. А это означает, что «Славянский базар» на верном пути. Новый директор «Славянского базара» Глеб Лапицкий при серьёзной поддержке руководства Республики Беларусь. Союзного государства и властей Витебска и области достойно продолжил дело ушедшего из жизни основателя фестиваля, первого и долгие годы бессменного его директора Родиона Басса, памяти которого в эти дни открыли в Витебске мемориальную доску.
Комментарии
Комментариев пока нет