Оказавшись в Германии, Ф.Кушель участвовал в комплектовании войск СС из числа белорусов. Когда в очередной раз «изменились обстоятельства», полицай перебежал к американцам, и в 1947 году вошёл в состав новой Рады БНР во главе с Н.Абрамчиком в качестве «военного министра» и по совместительству - «генерала». В США оказалась и его жена Н.Арсеньева. В том же 1947 году на слова Н.Арсеньевой «Магутны Божа» Н.Ровенский (во время оккупации – регент церковного хора) написал музыку. «Магутны Божа» Рада БНР считает своим «гимном». С тех пор белорусская эмиграция и наша бело-красно-белая публика усиленно продвигают этот «гимн» если и не в виде государственного, то хотя бы в качестве «духовного гимна христиан Беларуси».
Тот самый «Магутны Божа», который так старательно распевали протестующие под бело-красно-белыми флагами полицаев всю вторую половину 2020 года. А отдельные «особо продвинутые, патриотичные и смелые» артисты даже записали специальный клип. Как было сказано в публикации на портале Тут.бай от 29 октября 2020 года в материале: «Звёзды белорусского театра записали гимн «Магутны Божа». Послушайте и посмотрите клип, это мощно»: Звёзды белорусского театра записали гимн «Магутны Божа». Идея и вокал принадлежат звезде белорусской оперы Илье Сильчукову, текст читает актриса Юлия Шпилевская, в клипе снялся актер Павел Харланчук».
Для читателей поясню, что Илья Сильчуков – солист Большого театра оперы и балета Беларуси, Юлия Шпилевская – актриса Национального академического театра имени Янки Купалы. Павел Харланчук представлял как театр имени Янки Купалы, так и Национальный академический драматический театр имени Максима Горького.
Что ж… Весь театральный свет белорусской столицы… И в самом деле - «мощно»! В смысле - вляпались мощно, на всю жизнь.
Гут, гут!
Вряд ли они до конца знали «историю» сего «духовного гимна». А, может, уже было всё равно – главное «отметиться в борьбе с режимом».
И ведь не простые это артисты. В том смысле, что не рядовые, а всячески обласканные, отмеченные, превозносимые. Тот же Сильчуков – лауреат Гранд-премий Специального фонда президента по поддержке талантливой молодёжи три года подряд – с 2008 по 2010-й. Харланчук в 2011 году получил первую Национальную театральную премию Беларуси за лучшую мужскую роль в спектакле «№13» театра-студии киноактёра. Шпилевская – в 2013 году получила медаль Франциска Скорины, а 11 января 2020 года Александр Лукашенко самолично вручил ей Диплом о присвоении почётного звания «Заслуженный артист Республики Беларусь». Да что там, ещё 3 июля 2020 года Шпилевская была соведущей праздничной программы «Наш курс – успех, наш корабль – Беларусь» на СТВ. На красивом голубом платье красивой телеведущей Шпилевской был гордо пришпилен красно-зелёный бант цвета государственного флага!
Обласканные, национально-ориентированные, улыбающиеся Лукашенко, радостно принимающие от него награды…
Какие же неподражаемые «мужество», «стойкость» и «принципиальность» проявили эти артисты в своей невероятной жизни – ведь ненавидели «диктатора», но… улыбались. А после 9 августа 2020 года прозрели, начали делать один демарш за другим и… записали клип «Магутны Божа», текст которого написала Н.Арсеньева, прислуживавшая немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.
Я, конечно же, всё понимаю - все эти «тяжелейшие» для них годы люди ради того, чтобы избегнуть «голода и холода», «терпели диктатуру», чтобы однажды «мощно» создать клип на слова фашистской прислужницы Арсеньевой. И, конечно же, Харланчук сыграл весёлого солдата в сериале «На безымянной высоте» за деньги, Шпилевская одевала красно-зелёную ленточку за деньги, Сильчуков тоже пел в опере за деньги, а вот клип «Магутны Божа» они делали исключительно из «любви к искусству» прислужницы оккупантов Арсеньевой! Кто бы сомневался?!
Если уж мы заговорили о Боге, то мне на память по этому случаю приходят строки из знаменитого стихотворения Евгения Евтушенко «Дай Бог»:
«Дай Бог не вляпаться во власть
И не геройствовать подложно…»
Не сказать, чтобы мне очень нравился Евтушенко, но сказано хорошо. Так вот - наши артисты умудрились сделать сразу и первое, и второе.
Вначале купались в славе, признании, премиях… Затем, когда решили, что Лукашенко уже повержен, бросились «геройствовать». Хорошо, прозрели вы, хотя это больше похоже на «переобувание на ходу», так сделайте это по-человечески. Заявите о своей позиции, своём мнении. Что же вы на всю страну снимаете клип на слова прислужницы гитлеровцев в годы оккупации?! Этот клип ведь молодёжь смотрит?! В Белоруссии в то время, когда Арсеньева «гоняла чаи» с оккупантами и «скрашивала ночи» своему мужу – предателю, полицаю и подонку Ф.Кушелю, оккупанты уничтожали белорусов, жгли наши деревни вместе со стариками, женщинами и детьми. «Магутны Божа» Арсеньева написала в 1943 году – в том же 1943 году, в котором 22 марта каратели сожгли вместе с жителями Хатынь.
Что же вы наделали то, господа артисты?! От этого ведь вовек не отмыться… Впрочем, это был ваш личный выбор – я не про Лукашенко, я про клип.
Естественно, если подобные «умонастроения» не то что витают, а прямо таки пропитывают самосознание артистической публики белорусских театров, это передаётся и зрителям, особенно молодым, склонным к тем или иным поступкам, совершаемым по принципу – «вначале делаем, а потом думаем». Понятно, что артисты с такими взглядами и их поклонники не могли остаться вне внимания тех, кто режиссирует «стихийные всенародные протесты».
27 октября 2020 года в Большом театре оперы и балеты зрители собрались, чтобы послушать прекрасную оперу Римского-Корсакова «Царская невеста». Артисты серьёзно готовились, опера должна была стать событием, однако… В самом начале концертмейстер и ещё два музыканта разразились политическими речами. Все – и зрители, и артисты растерялись. Публика начала возмущаться. Тогда в партере синхронно поднялись заранее подготовившиеся люди и запели… всё тот же «Магутны Божа». Послышались националистические выкрики «Жыве Беларусь!».
Публика стала открыто возмущаться, многие двинулись к выходу.
Ситуация спас дирижёр Николай Колядко. Он дал сигнал и оркестр заиграл. Зрители в основной массе вернулись на свои места, а «исполнители» гимна Арсеньевой покинули зал, испортив людям праздник.
Сами артисты оперы были возмущены не меньше зрителей.
Через некоторое время телеграм-канал «Жёлтые сливы» опубликовал реальное письмо одного из артистов, в котором было с болью сказано следующее: «…просим Вас помочь руководству Большого театра не допустить раскол между артистами. В театре образовалась оппозиционная группа в лице: дирижёра Волича, руководителя оперной труппы Акининой, артиста Сильчукова, дирижёра Галанова. У них лозунг, кто не поддерживает протестующих — тот враг. Они притащили в театр хор, который перед спектаклем спел «Магутны Божа». Помогите не дать расколоть коллектив!».
По «удивительному совпадению» в тот же день, 27 октября 2020 года, подобная выходка была совершена и в Белгосфилармонии – почти в таком же стиле попытались сорвать концерт Государственного академического симфонического оркестра Беларуси.
«Не отстают» и регионы. В течение недавнего 2019 года в Витебске в театре имени Коласа шёл спектакль «Тень нашей мысли…» по пьесе Ф.Алехновича «Тени». С этим же спектаклем в марте 2017 года актёры театра Коласа посетили Вильнюс, показали там спектакль и «в день рождении драматурга» возложили цветы на его могилу.
Да, Ф.Алехнович имел непосредственное отношение к становлению витебского театра, но известен он хорошо и тем, что в годы войны поступил на службу немецко-фашистским оккупантам – редактировал газету «Беларускі голас», которая с 1942 по 1944 годы всячески воспевала Гитлера, оккупантов, поливала грязью партизан и подпольщиков, Красную Армию. В годы оккупации также фашисты активно издавали и распространяли книгу Ф.Алехновича «В когтях ГПУ» с целью возбуждения у населения ненависти к СССР и привлечения к сотрудничеству с оккупантами.
Помните, в советское время многим трудовым коллективам, пионерским дружинам присваивали имена известных подпольщиков, партизан, героев Великой Отечественной войны? Создавались комнаты их памяти, стенды. В Республике Беларусь по большей части эту историю хранят и не собираются от неё отказываться. Однако, глядя на все эти едва ли не «ритуальные танцы с бубном» вокруг имён коллаборантов и предателей, массовые распевания «гимна» сотрудничавшей с фашистами Арсеньевой «Магутны Божа» (а в Могилёве многие годы проводится и одноимённый «фестиваль духовной музыки», посвящённый как раз данному «гимну»), невольно ловишь себя на мысли, что ещё немного, и наши театры превратятся в учреждения, которые будут персонально прославлять «деятелей белорусской культуры», которые оказались замараны сотрудничеством с оккупантами. А что – новые времена, новые нравы! Даёшь каждому белорусскому театру по своему персональному «творцу» и по совместительству - приспешнику гитлеровцев. Театр имени Купалы переименуем в театр имени Арсеньевой, театр имени Коласа – в театр имени Алехновича, Большому театру присвоим имя Гениуш?! Создадим там стенды с их фотографиями, где они рядом с фашистами?! Будем водить туда детей. Думаете – фантастика?! Я бы не сказал, глядя на соседнюю Украину…
А потом кто-то удивляется, почему минские школы переполнены учениками, которые везде крепят на одежду бело-красно-белую символику и даже не стесняются этого делать… А красно-зелёную, государственную, стесняются. Может, и хотели бы прикрепить красно-зелёную, но с такой «культурной» политикой даже не решаются.
Другой важный момент. На эту проблему стали обращать внимание только сейчас, после массовых выступлений. Тогда у меня вопрос, а если бы все эти поклонники полицаев, предателей и коллаборантов выступили бы не против А.Лукашенко, а за него?! Спели бы в поддержку «национального единения» «Магутны Божа»?! Тогда это было бы приемлемо?
Отвечаю сразу – это неприемлемо в любом случае. Нельзя жить сразу в двух реальностях: отдавать дань уважения партизанам и ветеранам войны и одновременно пропагандировать на государственном уровне (театры то и музеи – государственные, а не оппозиционные) «творчество» пособников гитлеровцев!
В стране много талантливых, патриотичных артистов, множество хороших пьес, но… Нужно принимать решение по всему этому государству в государстве, вещью в себе, которыми сегодня стали белорусские театры. И уж тем более в театрах не место тем, кто под любым, вроде бы благим предлогом пытается «вернуть культурное наследие» Арсеньевой, Гениуш, Алехновича им подобных. Театры – это не сцена «для своих», хотя они давно превратились в некие замкнутые мирки. Наблюдая за своими коллегами-писателями, я вижу, как сильные пьесы годами не могут пробиться на сцену, зато Гениуш, Арсеньевой – зелёный свет! Ведь кто-то у нас в государстве всем этим занимается, отвечает за это?!
Да, почистили театр имени Купалы. Наконец-то можно посмотреть всеми любимую «Павлинку». А то, что из театра ушли почитатели служившей оккупантам Арсеньевой, так, как говорят белорусы – «баба с возу, кобыле легче»! Театр хоть задышит…
Я не так давно посмотрел в театре киноактёра спектакль по пьесе Крапивы «Кто смеётся последним»? Когда шёл смотреть, всё думал – лишь бы никто не изгадил настроение, не стал «спявать» «Магутны Божа», орать «Жыве Беларусь»! Обошлось. А спектакль был чудесным – прекрасная игра, великолепный белорусский язык и много молодёжи с горящими глазами, которые потом взахлёб обсуждали сюжет и игру актёров.
Ведь можно же по-человечески, так – как когда-то, в лучшие годы.
Может, не будем ждать, пока дом, построенный давно другими, рухнет, подточенный червями-древоточцами?! Может заменить венцы, обработать заново совестью, патриотизмом, ответственностью за профессию, другими полезными ингредиентами. Смотришь – древоточцы и уйдут… Ведь чем меньше останется современных горлохвацких, туляг и зёлкиных, тем лучше будет для дела. В том числе для нашего белорусского театра!
Для этого нужна лишь воля и принципиальная позиция тех артистов и всех причастных, для кого именно белорусский театр и белорусская культура являются смыслом жизни, а не «подложное геройство» и коньюктурное прославление Арсеньевой, Гениуш, Алехновича и иных предателей и помощников оккупантов.
Этого данные деятели боятся больше всего. 17 августа 2020 года уволили директора театра имени Купалы Латушко, а 26 августа Харланчук и многие другие ушли «в знак протеста». И только потом поняли, какую глупость совершили (для себя и «дела прославления Арсеньевой»). Это хорошо понял Позняк, подвергший Латушко резкой критике за то, что тот не предотвратил такой шаг, что весьма показательно.
Купаловский театр стал чище, вновь на сцену вернулась купаловская «Павлинка», но полностью проблему это не решает. Помните, как вопрошал Жванецкий: - А может в консерватории что-то подправить?
Так вот – не подправить, а коренным образом изменить отношение государства к белорусскому театру. Театр должен стать храмом искусства, а не штабом националистов и уж тем более тем местом, где почитают пособников оккупантов. Давно пора навести порядок!
Комментарии
Комментариев пока нет