САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Ангелы и демоны Михаила Врубеля

« Назад

Ангелы и демоны Михаила Врубеля 10.11.2021 12:32

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась масштабная выставка художника. На трех этажах собрано более 300 работ Михаила Врубеля из девяти российских и зарубежных музеев и восьми частных собраний. Картины маслом, акварелью, тушью, карандашом и даже орешковыми чернилами, сваренными из дубовых «галлов». Эскизы, рисунки, в том числе интереснейшая серия портретов из психиатрической лечебницы. Панно, майолика, скульптуры и маски…

Врубель и Савва Мамонтов встретились в Москве, куда художник вслед за мимолётным увлечением циркачкой приехал без денег, но в новом пальто.

5-Utro-Panno

«Я опять в Москве или лучше в Абрамцеве», – пишет Врубель в письме сестре. Впервые здесь оказавшись в марте 1890-го, он погружается в атмосферу мамонтовского кружка, руководит «заводом изразцовых и терракотовых декораций».

Керамическая мастерская, его новое страстное увлечение, для него –рукотворный сказочный мир. Он создает майоликовую часовню, для дома придумывает изящные печи, даже – с маленькой лежанкой для детской комнаты. Совершенное сочетание красок и узоров – под стать артистической, затейливой атмосфере усадьбы.

16-Portret-Savvy-Mamontova.-1897

На майолике – особый акцент на выставке. Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах, установленных в тотально черном зале.

«Этот вид искусства был важен для Врубеля – как такой магический процесс формообразования, когда глину помещают в печь, и она превращается в кристалл, переливается драгоценными оттенками. Так из праха, из земли рождается свет, энергия», – поясняет искусствовед Екатерина Середнякова.

Здесь же можно увидеть театральный костюм Снегурочки, сделанный по эскизу художника. А рядом – камин его работы, настоящее архитектурное сооружение, храм огня. На нем изображена встреча богатырей Вольги и Микулы Селяниновича, орнаменты можно разглядывать бесконечно.

11-Demon-poverzhenyy.-Fragment

В этом же зале выставлен эскиз к иконе «Богоматерь с младенцем», которую 27-летний художник писал для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Лик Богородицы Врубель списал с жены заказчика Андриана Прахина Эмилии, в которую долгое время был платонически влюблен (портрет он ее тоже написал). Она не считалась красавицей, но, как все его музы, была весьма харизматичной женщиной.

Скульптура, мозаика, майолика, витражи, театральные костюмы – под крылом Мамонтова Врубель оформляет особняки и спектакли. В частной опере знакомится с будущей женой Надеждой Ивановной Забелой, и сразу влюбляется в её голос и образ. Создает многочисленные портреты: «бестелесную» – скрывает в сирени, а сидящую у камина – пишет прямо поверх «пророка».

Никого художник не изображал так часто, как свою жену, оперную певицу Надежду Забелу-Врубель. Он писал ее портреты в разных образах, наделял чертами мистических персонажей.

Они угадываются и в «Царевне-Лебеди», и в дриаде с картины «Сирень», и в гётевской Маргарите, и даже в его последней большой и самой загадочной работе – «Шестикрылом серафиме». Мастер создал полотно в 1904 году, перед тем как погрузился в полную слепоту и помрачение рассудка, потрясенный смертью сына, раздавленный работой над мечтой всей жизни «Демоном поверженным». И только прелестный голос жены возвращал Врубелю связь с миром.

Диагноз современники восприняли даже с некоторым облегчением – так проще было объяснить странности поведения и приверженность к демонической теме. Художнику, впрочем, повезло с психиатрами – московский доктор Усольцев пестовал его талант. «Врубель очень остро реагировал на синий цвет. Помещенный в синюю комнату, он успокаивался. Поэтому ему давали столь необычный материал, как синий карандаш, и вот этим синим карандашом он творил чудо», – поясняет куратор выставки Ирина Шуманова.

Галерея портретов пациентов клиники, череда стереоскопически точных пейзажей из больничного окна. Художник подписывает работы: «Доктору Усольцеву от воскресшего Врубеля». Но улучшение оказывается недолгим, игру с болезнью художник проигрывает...

6-Demon-sidyashchiy

Последние шесть лет он не покидал квартиры, как вспоминают современники, все время открывал настежь окно и дышал холодным воздухом. Умер от пневмонии в лечебнице для душевнобольных в Петербурге, куда попал в очередной раз в 1910 году.

«Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным», – скажет Блок на его могиле. «Демона» назовет – символом времени: «Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет» – предчувствие трагических испытаний, что принес России ХХ век.

В отдельном зале, в который заходишь, будто в темный тоннель, помещены рисунки, созданные в клиниках в период ремиссий его психического расстройства.

«Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие. Когда освобожденный от пут времени разум художника как бы улавливает ветер XX века», – отмечает куратор Ирина Шуманова.

Врубель создал новый творческий язык, первым дошел в своих экспериментах до беспредметного искусства и открыл путь следующему поколению художников авангарда. Он уникальный мастер, который проявил себя практически во всех областях искусства.

Такая вот универсальная творческая личность, а символисты его считали, что он один из немногих, кто осуществил их главный завет: сумел превратить свою жизнь в произведение искусства.

Мария Максимова, Столетие


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru