Белоруссия хочет защитить свой рынок – причем здесь ЕАЭС?

« Назад

Белоруссия хочет защитить свой рынок – причем здесь ЕАЭС? 19.03.2021 16:06

Белорусские власти с момента создания Таможенного, а затем и Евразийского экономического союза главным своим требованием развития интеграции на постсоветском пространстве всегда называли равные возможности и отказ от любого протекционизма. Несмотря на это, участники ЕАЭС, в том числе и Белоруссия, неоднократно доказывали, что национальные интересы остаются приоритетными в процессе создания любых интеграционных объединений. Называя своими целями создание равных для всех условий борьбу с различного рода барьерами и прочее, страны Союза за последние годы так и не смогли окончательно открыть свои рынки друг другу. Не исключение в данном случае и Белоруссия.

В конце февраля стало известно, что белорусское министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) оказалось недовольно наполнением белорусской продукцией потребительского рынка республики. Отмечалось, что в 2020 году в магазины страны более 92% фруктов, 87% масла, 81% рыбы и 37% макаронных изделий поставлялись из-за рубежа. В этой связи белорусские власти не придумали ничего иного, как пойти по уже излюбленному пути – под лозунгом «обеспечения соблюдения положений доктрины национальной продовольственной безопасности» рекомендовать торговым сетям обеспечить долю белорусских товаров на полках магазинов не менее 85%.

В частности, белорусские товары теперь рекомендовано размещать «в визуально и физически доступных местах», они должны быть заметны покупателю и обозначены вывеской или надписью: «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi», а интернет-магазинам следует их «визуально обозначить (например, белорусским орнаментом), а также усовершенствовать технические возможности» для «обеспечения должного количества на полках товаров белорусского производства».

Несмотря на то, что все вышеперечисленное является «рекомендацией», в белорусских условиях это означает принцип обязательного выполнения, что уже неоднократно подтверждалось на практике. Магазины и торговые предприятия, которые отказывались следовать рекомендациям МАРТ или правительства, всегда сталкивались с серьезными последствиями, начиная с многочисленных проверок и штрафных санкций и заканчивая прекращением работы как минимум до устранения «недочетов».

Тем более что решить вопрос с наполнением полок в магазинах белорусской продукцией потребовал сам Александр Лукашенко, который и ранее неоднократно критиковал чиновников за недостаточно активную работу в данном направлении. Например, еще в 2017 году он отмечал, что тема защиты внутреннего рынка никогда не уходила из белорусской повестки. В прошлом году на волне кризиса в белорусско-российских отношениях, связанного с поставками энергоресурсов, Лукашенко заявлял, что страна «безобразно» защищает внутренний рынок и в ближайшее время будут приняты «принципиальные решения» по этому вопросу. В июне при назначении новых членов правительства президент Белоруссии и вовсе потребовал принять все необходимые меры, чтобы защититься от необоснованного импорта, обвинив чиновников в невыполнении его поручений, что прикрывается «какими-то обязательствами». В пример он привел Россию, которая «закрылась от импорта», потому что «плевать – пандемия все спишет».

Подобные действия белорусских властей уже не раз вызывали негативную оценку со стороны партнеров по ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), где и раньше требовали от Минска соблюдать правила Союза. При этом стоит напомнить, что именно Белоруссия в 2018 году предложила ввести ответственность за нарушения обязательств в объединении.

В этот раз требования официального Минска «об обязательном ассортименте белорусских товаров на полках в магазинах розничной торговли» в ЕЭК восприняли как создание «барьера на внутреннем рынке Союза» и, соответственно, «нарушение правил Союза». Поэтому Белоруссии напомнили о необходимости исполнения обязательств по функционированию внутреннего рынка ЕАЭС в сфере розничной торговли и дали 30 дней на исправление ситуации.

В ответ в Минске заявили, что ничего не нарушали, обосновав свое решение тем, что норма по обязательным ассортиментным перечням товаров была введена еще до подписания Договора о ЕАЭС и применяется ко всем субъектам хозяйствования вне зависимости от их принадлежности. Поэтому в Белоруссии считают, что «установление ассортиментных перечней товаров не является препятствием свободного движения товаров в рамках функционирования внутреннего рынка Союза» и никогда таковым не являлось. Это подтверждается ростом импорта потребительских товаров, несмотря на введение данной нормы в прошлые годы: из стран ЕАЭС – на 28,8%, в том числе из Российской Федерации – на 35,2%.

Обострившаяся в феврале – марте проблема, как считают аналитики, вряд ли будет решена в ближайшее время, о чем косвенно свидетельствует не только официальная позиция белорусских властей, но и их планы на будущее, реализовать которые без жесткого протекционизма не удастся. В частности, ранее предполагалось, что до конца 2020 года количество белорусских продуктов вырастет до 85% от всего ассортимента розничной торговли. Однако по факту показатель оказался значительно ниже – 77,1%. Теперь же рассматриваются два сценария борьбы с импортом.

Первый, оптимистический, предполагает довести долю белорусских продуктов на полках магазинов до 85%. Второй, недостаточный, ставит целью 80%. При этом в Минске не отказываются от принятой ранее Доктрины национальной продовольственной безопасности до 2030 года. Согласно ей, к концу 2030 года объем импорта на полках продовольственных магазинов сократится до 14%. В этой связи в РБ производителям и поставщикам товаров предлагается повышать отпускные цены за год в пределах прогнозируемого уровня базовой инфляции. В 2021 году этот показатель должен быть не более 4%. При этом рекомендуется одинаково подходить к формированию отпускных цен на продукцию при ее поставке как на внутренний, так и на евразийский рынки.

Кроме того, белорусские власти создали межведомственную рабочую группу по выработке и принятию мер по защите внутреннего рынка. Ее главной задачей является подготовка мер с целью «защиты интересов белорусских производителей на внешнем контуре» и принятия решений «тарифного и нетарифного регулирования в рамках ЕАЭС». Дополнительно в Минске планируют выработать «стимулирующие и административные меры на внутреннем рынке», расширить импортозамещение и простимулировать «продажу белорусских товаров при проведении закупок». Все это обосновывается, как и прежде, «обеспечением продовольствием внутреннего рынка в рамках доктрины национальной продовольственной безопасности». Таким образом, Белоруссия не намерена полностью открывать свой рынок для импортной продукции, в том числе и из стран ЕАЭС.

Справедливости ради необходимо отметить, что защитой национальных рынков в Евразийском союзе занимаются все его члены. Например, с июня по октябрь 2020 года в РФ вводился запрет на импорт автомобильного топлива, а с начала текущего года в стране предоставление лицензионных прав на использование программного обеспечения нероссийского производства стало облагаться НДС. В 2020 году Министерство торговли и интеграции Казахстана разработало концепцию государственной программы развития торговли страны на 2021-2025 годы, в которой учитываются «практики других государств по защите внутренних рынков» и предполагается, что государство будет оказывать дипломатическую поддержку национальных компаний. Схожие процессы можно наблюдать и в Армении с Киргизией. Таким образом, ни одна из стран пятерки на сегодняшний день не отказывается от защиты своих внутренних рынков. При этом аналогичные действия партнеров по союзу неизменно вызывают негативную реакцию у остальных участников ЕАЭС.

Таким образом, нынешние заявления официального Минска, связанные с защитой внутреннего рынка страны, не являются из ряда вон выходящим событием. В Белоруссии, как и в других странах ЕАЭС, на протяжении всего периода существования объединения стремились любыми способами защитить интересы национальных производителей. И, как показывает действительность, в обозримом будущем полностью решить данный вопрос не удастся, так как в объединении по-прежнему не установлен приоритет общесоюзных интересов над национальными.

Илья Захаркин, ritmeurasia.org


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru