Спасибо коллегам из государственных СМИ за размышления об экспортированном из-за рубежа вирусе цветной революции. Кто бы спорил.
Но автора этих строк в отгремевшие дни больше тревожило другое: в бело-красно-белые кроссовки нет-нет, да и переобувались "наши". Прихожане, которых мы встречали в храме; ребята, получавшие образование не в католической Варшаве, и не в постпротестантской "нетрадиционной" Голландии, а в отечественной белорусской школе, многие из них к тому же и в воскресной... А некоторые вообще... - рука не поворачивается печатать - учились в семинарии. Семинарист с бело-красно-белым знаменем... Фарс, абсурд? Нет, это мы снова наступаем на старые грабли 1905-1917 годов.
Наверное, каждый понимает, что схватка на сегодняшних баррикадах проходит отнюдь не по линии Лукашенко-Тихановская. Настоящая борьба искрит по излому - какому миру будет принадлежать Белоруссия? Останется ли она Белой Русью или должна будет влиться в европейский западный мир, в третью Речь Посполитую? Достаточно посмотреть на уже удаленную программу т.н. "координационного совета", чтобы в этом убедиться (предлагался запрет русского языка, автокефальная церковь, уголовная ответственность за "несвядомые" исторические концепции, выход из Союзного государства, блокада всех российских каналов и вещание в РБ телевидения Польши и Литвы). Финансирование "белой революции" тоже шло с запада.
Запад никогда не был нам другом. В отличие от единоверной и единокровной России. Но последние два месяца показали: многие молодые белорусы потеряли охранительное недоверие к "западному сыру". Утратили и чувство Родины - органичной общности православного русского народа. То чувство, которое, казалось бы, априори, должно быть присуще каждому сыну "рожденного в СССР". А у этих ребят, похоже, заглушено не только чувство Родины, но и элементарное сознание сопричастности единому русскому миру (Русь Великая, Белая, Малая). Почему? Для педагога ответ очевиден. И находится он в школьных учебниках истории.
Много замечательного сделано в Белой Руси с 1994 года. Больше нет преступных банд на трассе Брест-Минск, во дворах и подъездах не валяются использованные шприцы. Убрали профашистскую символику, выгнали Сороса, не пустили ювенальную юстицию. Православная церковь живет в мире. Родной большинству белорусов русский язык имеет статус государственного. За все это - поклон главе государства.
Получив, как говорил президент, "вместо общей державы, лишь кровавый обрубок великой империи", белорусы выжили. Больше того, построили действительно прекрасную Белую Русь - "самое чистое место на глобусе", как пел один неформальный лидер. Нам всерьез завидуют даже многие россияне, не говоря уже об украинцах.
Но в буднях строительства Белой Руси мы, как чеховского Фирса, забыли в заколоченном старом советском доме нашу лучшую учительницу - старушку историю. Как ни смешно, ни странно, ни удивительно, но основное направление в преподавании истории осталось в Республике Беларусь неизменным с бело-красно-белых 1991-93 годов. Да-да. Помните, коллеги-историки, страшные учебники-конспекты в мягких обложках, наскоро изданные в 1993 году? Злые, неподъемные, невразумительные, они базировались на трех новоявленных "гicторыках"-националистах: Игнатовском, Ластовском и Ермоловиче, призванных отныне заменить китов Соловьева, Карамзина, Ключевского...
В 1998 году белорусские учебники истории были исправлены, переписаны, облагорожены. Но основное, ущербно-националистическое направление официальной исторической науки, к сожалению, осталось прежним.
Заслуженного профессора БГУ, специалиста по Киевской Руси, без преувеличения патриарха белорусского истфака Эдуарда Михайловича Загорульского, не пригласили к авторству ни одного белорусского учебника! А кого пригласили? Современный учебник "История Беларуси" для Х класса, к примеру, написан В. Белозоровичем, последователем крайнего националиста В. Игнатовского.
Кстати о "зубре истфака" Загорульском. Может быть кто-нибудь подскажет где можно приобрести его последнюю книгу-бенефис "Белая Русь", квинтэссенцию трудов всей его жизни? Никто не подскажет. Ведь последний труд самого знаменитого профессора и декана истфака вышел в 2013 году в частном издательстве тиражом... всего 15 (!) экземпляров. А в 2015 - тем же издательством был выпущен уже "большой" тираж в 1000 экземпляров. Это все. Сравните с тиражами "свядомых" авторов.
Почему же великий Загорульский вдруг вышел из моды? Все просто. Будучи честным специалистом, профессор, вопреки националистической моде, гласно говорит о существовании в период Киевской Руси единой древнерусской народности, отрицая особую "белорусскую" принадлежность, скажем, у преподобной Евфросинии Полоцкой или "украинскую" - у Ярослава Мудрого. Древнерусская народность - общая колыбель будущих великороссов, малороссов и белорусов - для наших местечковых националистов - как красная тряпка для быка. У них ведь и скориновская "Библия Руска" написана на "белорусском языке".
О Святой Руси, о триединой России, о Третьем Риме, о мощной, логичной и убедительной исторической концепции западного русизма вы не услышите сегодня на уроках истории. В учебнике для 10 класса этих словосочетаний нет даже в словаре исторических терминов (зато есть "сарматизм" и "антитринитаризм"). И, очень боюсь, что не часто слышат о чуде Святой Руси и студенты духовных школ.
Отчего же не пожелать в Европу? Перефразируя бессмертную фразу Достоевского "Если Бога нет, то все позволено", можно констатировать: если Святой Руси нет - то какая разница? Какая разница: князь Владимир Красное Солнышко будет нами править, и Александр Невский; или Соловей-разбойник с Лжедмитрием?
Так, через меркантилизацию истории, позиция патриота и гражданина вытесняется психологией обывателя. Можно ли спасти ситуацию? Верится, что с Божией помощью, да.
♦ Сложнейшую белорусскую историю, находящую на разломе Православия и Запада, можно понять, усвоить и полюбить лишь в контексте единой обещерусской истории. Мы должны, если не вернуться к концепции западного русизма, то, по крайней мере дать ей законное место в белорусской исторической науке. Благо замечательных историков этой школы у нас достаточно: и почивших (М. Коялович, Г. Киприянович, А. Пресняков, И. Турчинович, прот. К. Зноско и т.д...), и здравствующих (Э. Загорульский, В. Теплова, свящ. Г. Щеглов, А. Гронский, В. Гигин, А. Бендин, Л. Левшун и другие). Последним должен быть предоставлен приоритет в написании школьных учебников.
♦ В книге "Беларусь - наша Радзiма: падарунак першакласнiку Прэзiдэнта РБ" в разделе "Славутыя iмёны Бацькаўшчыны" мы видим огромный, на полстраницы, портрет поляка "до мозга костей" Винцента Калиновского, предававшего смерти, дарэчы, не одну сотню белорусов. И ведь не один Калиновский! - Из более чем десяти портретов в этой "галерее славы" за ХV-ХХ века всего двое - Симеон Полоцкий и Ефим Карский - были православными белорусами (даже для прпмч. Афанасия Брестского места не нашлось!). Все остальные из нареченных "славутых земляков", скажем честно, для нас чужаки - и по вере, и по языку, и по крови. Окажись они на современных баррикадах - наверняка стояли бы под бело-красно-белым флагом.
Нет, не иноземцы, наследившие на наших землях; не литовские завоеватели и правители с языческими именами (Миндовг, Ольгерд, Витовт, Ягайло...); не польские шляхтичи, ненавидевшие Русь и Православие (Костюшко, Калиновский, Багушевич, Цетка...) должны править бал в белорусских школьных учебниках.
Наши герои - Яков Полочанин, Константин Острожский, преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Георгий Конисский, командир летучего партизанского отряда Денис Давыдов, белорусский генерал-фельдмаршал герой Русско-турецкой войны Иосиф Гурко, белорусский герой Первой Мировой - генерал Платон Лечицкий, герой-подпольщица Вера Хоружая и многие, многие другие... Их подвиги должны проходить красной нитью в преподавании белорусской истории. Их портреты должны украшать учебники, в том числе и подарочные издания для первоклассников. Но помнят ли эти имена хотя бы родители маленьких белорусов?
♦ Наша отечественная история искусственно расчленена. В современной белорусской школе нет цельного исторического предмета "История Отечества". Есть лишь "История Беларуси" и "Мировая история". Великая Отечественная война, например, не преподается детям целостно ни на уроках истории Беларуси, где внимание искусственно фиксируется лишь на местных событиях, ни на уроках Мировой истории, где дети изучают не Великую Отечественную, а, извините, "вторую мировую". Мало кто из современных белорусских школьников сможет внятно рассказать о блокаде Ленинграда, о подвиге "Молодой гвардии", о битве на Курской дуге. Как результат, в сердцах учеников не кристаллизуется целостное чувство родной отечественной истории и вообще охранительное чувство различения родного и чужеродного. И после этого мы удивляемся, что наши дети делают неправильный гражданский выбор?
♦ Общерусская история не может быть затерта между параграфами "Западный мир" и "Цивилизации Азии и Африки". Она должна быть вынесена за рамки всемирной истории как базовая историческая дисциплина. Называться может по-разному: "Общерусская" или "Отечественная история", "История Руси" или, на худой конец, "История восточных славян".
Параллельно этому основному предмету, на базе усвоенных на нем знаний, должна столь же глубоко преподаваться и история Белой Руси. Только тогда история Отечества будет прочувствована и усвоена и сможет дать взрослеющему человеку нравственную опору и чувство Родины. Родины, которую не предают и не продают.
В 1868 году, после битвы при Садове, которая принесла Пруссии, несмотря на превышающие силы противника, победу над Австрией, Бисмарк подчеркнул колоссальную роль школы в воспитании будущих граждан. Он сказал: «Эту войну выиграл прусский учитель». К сожалению, пока мы не можем повторить, что в информационной войне против нашего народа выиграл белорусский учитель. Но, кажется, у нас еще есть время для работы над ошибками.
Юлия ЛОГАШЁВА,
Учитель истории, бакалавр педагогических наук
Комментарии
Комментариев пока нет