САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Философ: Великая Отечественная — манифестирование духа Русской цивилизации

« Назад

Философ: Великая Отечественная — манифестирование духа Русской цивилизации 16.03.2021 14:33

«Священная война» — так называется вышедшая в начале 2021 года новая книга известных белорусских авторов — доктора философских наук Льва Криштаповича и руководителя витебской общественной организации «Русский дом» Андрея Геращенко. Содержание книги отражает авторские оценки широкого спектра актуальных проблем.

В частности, на богатом фактическом материале авторы рассуждают об уроках Отечественных войн и противодействии фальсификациям истории. В интервью ИА REGNUM профессор Криштапович рассказал, почему именно сейчас важно не забывать об этих уроках и не идти на поводу у ревизионистов.

В прошлом 2020 году широко отмечалось 75-летие Великой Победы. В нынешнем 2021 году будет отмечаться 80-летие нападения гитлеровской Германии на СССР, положившему начало Великой Отечественной войне. Выход книги связывает эти две даты.

regnum_picture_1615804564133453_normal

«Название нашей книги из известной песни периода Великой Отечественной войны — гимна советского народа того периода. У нас была идея не просто повторить понятие «Священная война», но также актуализировать Великую Отечественную войну через это ключевое понятие — «священная», — рассказал Криштапович. — Война была священной, святой не в религиозном смысле, но как война нашего народа против фашизма, как вселенская битва добра со злом, справедливости с несправедливостью, истории с антиисторией, справедливости с несправедливостью. Потому что в Великой Отечественной войне произошло именно такое столкновение».

Философ уверен, что столкновение сторон было фундаментальным, ценностно-мировоззренческим. Решались вопросы не только свободы, но и права на жизнь.

«Фашизм в своей сущности — это выпадение из истории, навязывание человечеству антиисторического взгляда на развитие общества и в целом человечества, — отметил Криштапович. — в этом смысле фашизм — это явление античеловеческое».

По мнению профессора, Великая Отечественная война была «битвой нашего народа за историю человечества». Решались судьбы и других народов мира, и в принципе рода человеческого, уверен Криштапович.

«Великая Отечественная война — это узловой пункт нашей истории, всей нашей истории — начиная от Древнерусского государства и по сей день. Это ключевое событие, в котором проявилась сущность нашего человека, его природа. Проявилась приверженность нашего человека своим алтарям и очагам», — подчеркнул профессор.

regnum_picture_1615804805437035_normal

«Великая Отечественная война — это манифестирование духа наших людей, духа наших народов, прежде всего — великороссов, белорусов и украинцев, духа нашей цивилизации. Не какой-то там абстрактной общечеловеческой цивилизации, а именно Русской цивилизации», — уточнил белорусский учёный.

Именно поэтому против сохранения исторической памяти ополчились «недруги наших народов» и местные ревизионисты, отметил профессор. Они сосредоточили своё внимание на ключевом событии нашей истории и вовсе не случайно навязывают ложное представление о Великой Отечественной войне.

«Дескать, ничего такого особенного не происходило. Дескать, обыкновенная война и на ней было всё то же, что и на предыдущих войнах. Дескать, выдавать Великую Отечественную войну за некое великое историческое событие нет никакой необходимости, — сказал профессор, оппонируя таким подходам. — На самом деле это попытка дискредитации Великой Отечественной войны, которая не имела себе равных, не имеет аналогий в прошлом. Поэтому идёт такая иезуитская фальсификация Великой Отечественной войны путём подмены нашей судьбоносной битвы со всеми бесчеловечными силами, подмены её Второй мировой войной. На этот аспект обычно не обращают внимания».

Отождествление Великой Отечественной войны со Второй мировой войной, по мнению профессора, неправомерно. Он считает этот проблемный вопрос фундаментальным.

«Потому что Великая Отечественная война отличается от Второй мировой войной принципиально, — пояснил Криштапович.

Вторая мировая война, как и Первая мировая война были схожи решением вопросов передела колоний, доминирования и тому подобного, тогда как «Великая Отечественная война решала судьбоносный вопрос человечества — вопрос спасения человеческого рода», считает философ.

Он также обратил внимание на принципиальное отличие ведения войны гитлеровской Германией на Восточном фронте. Криштапович напомнил, что накануне нападения на СССР Адольф Гитлер отменил все моральные и юридические ограничители для немецких солдат, позволив совершать те преступления, которые были запрещены военнослужащим Вермахта на западноевропейском театре военных действий.

«Перед нами стоял вопрос: быть нам или не быть в истории, остаться или исчезнуть. Поэтому Великая Отечественная война для нас священная война и битва совершенно другого масштаба — битва за спасение наших народов, битва за спасение человечества», — подчеркнул профессор.

Из этого следует недопустимость знака равенства между двумя войнами, хронологические рамки которых во многом совпадают, уверен белорусский учёный. По той же причине, отметил он, несостоятельны рассуждения ревизионистов в духе «а зачем было защищать Ленинград — отдали бы и сохранили жизни.

«Не могли не защищать, — уверен Криштапович. — Поскольку если бы не защищали, если бы мы не погибали — мы бы погибли все, нас бы не осталось. В этом заключается сущность Великой Отечественной войны».

Критикуя современных фальсификаторов истории, профессор обратил внимание: «Они рассматривают Великую Отечественную войну и пытаются её преподносить как, дескать, «уже прошлое», недостойное внимания. Они часто говорят: «Ай, зачем напоминать, люди хотят жить настоящим, будущим». И в этом большая фальсификация. Потому что Великая Отечественная война — это аккумуляция нашей всей отечественной истории».

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне, уверен учёный, является залогом позитивного будущего. Она позволяет сохранять присущие нашему народу ценности и принципы, которые также являются достоянием всего человечества.

«Это ценности свободы, справедливости, любви, дружбы. Они вековечны. Они не принадлежат только лишь какому-то отельному периоду истории человечества, не ограничиваются прошлым или настоящим. Они принадлежат всему временному циклу человеческой истории — прошлому, настоящему и будущему, — акцентировал внимание философ. — Поэтому Великая Отечественная война, её смысл, её значение — это и наше будущее. Трактующие её как «прошлое» закрывают будущее, препятствуют развитию наших народов».

«В Великой Отечественной войне защищалось то, что присуще природе человека — ценности добра, справедливости и свободы», — резюмировал доктор философских наук, профессор Лев Криштапович.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

На смену политике 90-х, когда нападению подвергалось всё, что связано с Советским Союзом, в России вспомнили о патриотическом воспитании и сохранении духовных основ, объединяющих граждан России. Важнейшее место заняла память о победе в Великой Отечественной войне как проявлении массового патриотизма и героизма советского народа.

Вместе с тем, попытки искажения военной истории продолжаются как со стороны иностранных журналистов, историков и деятелей искусства, так и внутри России. Опрос РАНХиГС в 2015 году показал, что 60% российских граждан замечают подобные искажения в отечественных СМИ, а 82,5% — в иностранной прессе.

Особо яростная борьба с наследием Великой Отечественной войны ведётся в странах, прямо или косвенно поддерживающих фашистские идеи: в первую очередь, на Украине и в Прибалтике.

regnum.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

17.05.25

Сегодня история партизанского движения актуальна еще и тем, что она не только разоблачает нынешних прозападных коллаборантов о Великой Отечественной войне, но и обнажает предел их нравственного падения, поскольку все их программы западнизации современной Беларуси, построенные на антикоммунизме и русофобии, ничем не отличаются от фашистских программ «европеизации» Советской Белоруссии в годы оккупации. Обивая пороги западных фондов и контор, инсинуируя против социализма с белорусской спецификой, они пытаются навязать нашему народу такой путь в Европу, какой в 1941-1944 годах пытались осуществить немецкие оккупанты с помощью своих прислужников.

03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru