12 июля 1561 года состоялось освящение Покровского собора в Москве близ Кремля в честь взятия русскими воинами Казани. Прошло немного лет, и храм стали называть именем святого, в честь которого был освящен один из его приделов, Василия Блаженного…
В отношении строителей собора полной ясности нет. Общепринятым считается, что строили эту церковь на Красной площади Постник Яковлев и Иван Барма, но соглашаются с этим не все. Есть версии и о том, что эти имена принадлежат одному человеку, и о том, что храм строил иностранец.
К счастью, кроме легенд о появлении собора Василия Блаженного существуют и факты. Когда по велению царя Ивана Грозного и митрополита Макария на этом месте начала строиться новая церковь в честь Покрова Божьей Матери, к ней пристраивались приделы в честь святых и церковных праздников. Дни выбирались в честь памятных событий похода Ивана Грозного на Казань.
Так, приделы святых константинопольских патриархов Александра, Иоанна и Павла Нового, прп. Александра Свирского, память которых отмечается 30 августа, были возведены в честь победы в этот день русских войск на Арском поле, во многом определившей успех взятия Казани. 30 сентября, в день начала штурма Казани – память свт. Григория, просветителя Армении. 1 (14) октября на Покров – решающий момент штурма. 2 октября, на св. Киприана и Юстинии – его завершение. 6 ноября – триумфальное возвращение Ивана Грозного в Москву.
В связи с желанием царя и патриарха в архитектуре нового собора символически отослать к Влахернскому храму в Константинополе, подчеркнув преемственность от «Второго Рима» к «Третьему Риму», церковь Покрова стала девятикупольной, с центральным храмом и восемью приделами.
Постройка деревянных приделов была закончена в очень короткие сроки – спустя год после казанской победы, но вскоре деревянные сооружения были разобраны, и на их месте начали возводиться каменные здания, объединенные внутренними переходами в единый архитектурный ансамбль.
Датой окончания постройки собора считается 12 июля (29 июня) 1561 года, когда празднуется память первоверховных славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. В 1588 году к собору был пристроен придел в честь св. Василия Блаженного, в 1672-м – в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, который спустя 8 лет переосвятили в честь Ее Рождества.
Церковь эта и поныне называется храмом в честь Покрова на Рву, но подавляющее большинство людей знают её как Собор Василия Блаженного. Произошло то, что в церковном праве именуется рецепцией церковного сознанием тех или иных исторических явлений, событий, или согласием сообщества верующих принять то или иное решение церковной иерархии.
Храм, построенный Иваном Грозным, был посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы и предназначался для увековечивания победы русского оружия над Казанским ханством. Однако в народной памяти в первую очередь отложилось другое – святость юродствующего ради Христа при храме москвича Василия, прозванного блаженным. Человека, умевшего показать людям то, о чем писал апостол Павел: «Мудрость века сего – безумие в глазах Бога, а безумие века сего – мудрость в глазах Бога».
Например, однажды Василий разбил почитаемый всеми образ Божьей Матери на Варварке, за что его хотели убить, но оказалось, что под иконописным ликом неким кощунником была нарисована «дьявольская харя» для надругательства над чувствами верующих.
А однажды пройдохи пытались обманом заставить будущего святого отдать им дорогую шубу, которую перед этим подарил Василию его почитатель, богатый боярин. Такие подарки божий человек всегда отдавал нищим, продолжая сам ходить нагим. Однако тут шла речь о неумеренной жадности и обмане – шубу просили отдать на «погребение умершего», которым притворился один из мошенников. Василий шубу отдал, как и просили, на погребение. Однако после это притворившийся мертвым больше не проснулся…
Василий Блаженный был одним из двух людей, наряду с митрополита Макарием, которым Иван Грозный позволял говорить себе правду. И ныне известны слова святого, с которыми он не без юмора обращался к самодержцу: «Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный…»
Многое в жизни юродивого и блаженного Василя было непонятно его современникам, соблазняя их, вызывая осуждение с их стороны. Тем более непонятно это безрелигиозному сознанию наших дней. Однако Русь проявляет себя и типом святости, когда то, что с точки зрения мирских нравов считается глупостью, оборачивается высшей мудростью.
И нисколько не удивительно, что храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади Москвы прославился в сознании народа как собор Василия Блаженного.
Юрий Носовский, webkamerton.ru
Комментарии
Комментариев пока нет