САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Как самый известный собор России стал храмом Василия Блаженного

« Назад

Как самый известный собор России стал храмом Василия Блаженного 15.07.2021 22:12

12 июля 1561 года состоялось освящение Покровского собора в Москве близ Кремля в честь взятия русскими воинами Казани. Прошло немного лет, и храм стали называть именем святого, в честь которого был освящен один из его приделов, Василия Блаженного…

В отношении строителей собора полной ясности нет. Общепринятым считается, что строили эту церковь на Красной площади Постник Яковлев и Иван Барма, но соглашаются с этим не все. Есть версии и о том, что эти имена принадлежат одному человеку, и о том, что храм строил иностранец.

К счастью, кроме легенд о появлении собора Василия Блаженного существуют и факты. Когда по велению царя Ивана Грозного и митрополита Макария на этом месте начала строиться новая церковь в честь Покрова Божьей Матери, к ней пристраивались приделы в честь святых и церковных праздников. Дни выбирались в честь памятных событий похода Ивана Грозного на Казань. 

Так, приделы святых константинопольских патриархов Александра, Иоанна и Павла Нового, прп. Александра Свирского, память которых отмечается 30 августа, были возведены в честь победы в этот день русских войск на Арском поле, во многом определившей успех взятия Казани. 30 сентября, в день начала штурма Казани – память свт. Григория, просветителя Армении. 1 (14) октября на Покров – решающий момент штурма. 2 октября, на св. Киприана и Юстинии – его завершение. 6 ноября – триумфальное возвращение Ивана Грозного в Москву. 

В связи с желанием царя и патриарха в архитектуре нового собора символически отослать к Влахернскому храму в Константинополе, подчеркнув преемственность от «Второго Рима» к «Третьему Риму», церковь Покрова стала девятикупольной, с центральным храмом и восемью приделами. 

Постройка деревянных приделов была закончена в очень короткие сроки – спустя год после казанской победы, но вскоре деревянные сооружения были разобраны, и на их месте начали возводиться каменные здания, объединенные внутренними переходами в единый архитектурный ансамбль.

Датой окончания постройки собора считается 12 июля (29 июня) 1561 года, когда празднуется память первоверховных славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. В 1588 году к собору был пристроен придел в честь св. Василия Блаженного, в 1672-м – в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, который спустя 8 лет переосвятили в честь Ее Рождества.

Церковь эта и поныне называется храмом в честь Покрова на Рву, но подавляющее большинство людей знают её как Собор Василия Блаженного. Произошло то, что в церковном праве именуется рецепцией церковного сознанием тех или иных исторических явлений, событий, или согласием сообщества верующих принять то или иное решение церковной иерархии. 

Храм, построенный Иваном Грозным, был посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы и предназначался для увековечивания победы русского оружия над Казанским ханством. Однако в народной памяти в первую очередь отложилось другое – святость юродствующего ради Христа при храме москвича Василия, прозванного блаженным. Человека, умевшего показать людям то, о чем писал апостол Павел: «Мудрость века сего – безумие в глазах Бога, а безумие века сего – мудрость в глазах Бога».

Например, однажды Василий разбил почитаемый всеми образ Божьей Матери на Варварке, за что его хотели убить, но оказалось, что под иконописным ликом неким кощунником была нарисована «дьявольская харя» для надругательства над чувствами верующих.

А однажды пройдохи пытались обманом заставить будущего святого отдать им дорогую шубу, которую перед этим подарил Василию его почитатель, богатый боярин. Такие подарки божий человек всегда отдавал нищим, продолжая сам ходить нагим. Однако тут шла речь о неумеренной жадности и обмане – шубу просили отдать на «погребение умершего», которым притворился один из мошенников. Василий шубу отдал, как и просили, на погребение. Однако после это притворившийся мертвым больше не проснулся…

Василий Блаженный был одним из двух людей, наряду с митрополита Макарием, которым Иван Грозный позволял говорить себе правду. И ныне известны слова святого, с которыми он не без юмора обращался к самодержцу: «Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный…» 

Многое в жизни юродивого и блаженного Василя было непонятно его современникам, соблазняя их, вызывая осуждение с их стороны. Тем более непонятно это безрелигиозному сознанию наших дней. Однако Русь проявляет себя и типом святости, когда то, что с точки зрения мирских нравов считается глупостью, оборачивается высшей мудростью. 

И нисколько не удивительно, что храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади Москвы прославился в сознании народа как собор Василия Блаженного. 

Юрий Носовский, webkamerton.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

27.02.25

Георгиевская/гвардейская лента знаменует собой воинскую доблесть, Великую Победу над гитлеровскими рейхом и является символом свободы и борьбы с нацизмом. И совсем не случайно, когда в Киеве в 2014 году власть в результате государственного переворота захватила нацистско-бандеровская хунта, символом антифашистского восстания в Крыму и на Донбассе стала георгиевская лента. Георгиевские ленты широко используются и бойцами Российской армии в ходе Специальной военной операции как символ продолжения святого дела воинов Красной Армии по освобождению нашей восточнославянском сестры Украины от бандеровского-нацистского ига.

27.02.25

Русский язык, согласно Конституции РФ (статья 68), является государственным языком на всей территории Российской Федерации. Русский язык является государственным (наравне с белорусским) и в Республике Беларусь (статья 17 Конституции РБ). Причём в Белоруссии русский из двух государственных является основным языком употребления. Согласно переписи населения 2019 года, почти половина населения Белоруссии назвала в качестве родного русский язык, в обиходе по-русски (согласно переписи) говорит порядка 80 процентов жителей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru