Сегодня ведется много рассуждений по поводу нашего белорусского пути развития. Причем одна часть политологов и экономистов из числа так называемых «рыночников» и «белорусизаторов» яростно критикует белорусскую политическую и экономическую модель, считая ее несостоятельной для современной Беларуси, препятствующей включению нашей республики в так называемую европейскую демократию и мировой рынок. Другая же часть - из числа представителей определенной группы экспертного сообщества ведет успокоительные разговоры о временных трудностях Беларуси в ее отношениях с коллективным Западом и как бы намекает, что все может вернуться на круги своя, к возрождению канувшего в Лету печально известного «Минского диалога». Тем самым снимается проблема объективного анализа реального положения нашей республики в современном мире. В чем принципиальная ошибка подобных оценок нашей белорусской действительности?
Когда «рыночники» и «белорусизаторы» критикуют белорусскую модель за то, что она, дескать, базируется на вмешательстве государства в деятельность свободного рынка и якобы ограничивает нашу независимость и суверенитет со стороны России, то рассуждают они о свободном рынке и белорусской государственности с точки зрения школьнических представлений об экономике и политике. А поэтому всякое движение в сторону союза с Россией, движение в сторону завершения процесса строительства Союзного государства и усиления контроля за «невидимой» рукой частного бизнеса квалифицируют как отступление от принципов независимости и недопустимое вмешательство в работу, не смейтесь, эффективных собственников. Отсюда их истерика: «Незалежнасць!» и «Не тронь «невидимую» руку свободного рынка!».
Но жизнь не укладывается в школьнические представления так называемых либералов. Ошибка адептов «невидимой» руки свободного рынка и приверженцев «белорусизаторской» независимости заключается в том, что они подходят к вопросу о белорусской экономике и белорусской государственности, как попугаи, повторяющие тексты западных учебников по политологии и экономиксу. Они никак не хотят проверить истинность своих заученных слов о независимости и рынке реальной практикой постсоветской действительности. Хотя постсоветская действительность уже в достаточной мере показала, что вся независимость и рыночная экономика постсоветских государств – это обыкновенные вывески, не более того. В том-то и реальность постсоветских республик, что в результате разрушения СССР они не приобрели, а утратили свою реальную государственность и разрушили свою реальную экономику. Украина, Грузия, Молдавия, республики Прибалтики наиболее показательный в этом отношении пример.
Что касается логики тех политиков и экспертов, которые говорят о белорусской модели развития в казенно-оптимистическом духе, то весь вопрос заключается в том, как правильно понимать эту модель развития, этот наш белорусский выбор? Всякие трактовки белорусского пути развития, исходящие из заявлений, что Беларусь – это центр Европы, что отдельно взятая Беларусь способна достичь устойчивого и процветающего развития представляют собой похвалу глупости. Разумеется, людям свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в ошибках. Не нужно политическое упрямство отождествлять с политической принципиальностью.
Небольшое размышление по этому вопросу. Если Беларусь – центр Европы, то зачем мы тогда стремимся на периферию Европы, заявляя, что мы хотим учиться у европейцев демократии и рыночным отношениям. Центр, если он действительно центр, так вести себя не может. В таких непродуманных рассуждениях присутствует та же ошибка, что и у «белорусизаторов», когда к вопросу о белорусском развитии подходят с ученической точки зрения. Этим обусловлен объективный симбиоз между «белорусизаторами» и определенной прослойкой экспертного сообщества в Беларуси. Гносеологической основой такого симбиоза является как раз школярское прочтение независимости Беларуси и свободного рынка. А политической основой этого симбиоза выступает Эдипов комплекс, то есть скрытое признание того, что Беларусь – не центр, а именно периферия Европы, то есть абсолютно несамостоятельное образование, которое, как периферия, должно послушно выполнять указания европейского Центра, аналогично, как это происходит сегодня в отношениях между Украиной и Западом. Вот к чему сводится философия политики и экономики казенных экспертов и «белорусизаторских» радетелей нашей независимости и нашего суверенитета.
Эксперты начитались материалов о целях развития ООН, переписали доклады Программы развития ООН об индексе человеческого потенциала, заучили рейтинги Всемирного банка и бездумно переносят свои шпаргалки на белорусскую действительность, нисколько не сообразуясь с социально-политическим своеобразием Беларуси. А своеобразие это заключается в том, что все эти цели, индексы и рейтинги могут быть достигнуты не в отдельно взятой, «независимой» Беларуси, а в большом цивилизационном сообществе, имя которому Союзное государство. Союзное государство и есть та оптимальная экономическая и политическая форма для белорусского пути развития в современных геополитических условиях.
Конечно, мы видели, что строительство Союзного государства шло непросто. Отсюда возникало известное желание прислушаться к советам «белорусизаторов» и «рыночников», всех тех, кто ратовал за «независимость», «суверенитет», «невидимую» руку свободного рынка. Будем откровенны: самая большая глупость, которую можно было бы совершить, - это когда бы мы от трудностей строительства Союзного государства шарахнулись бы в противоположную сторону. Это было бы окончательным закреплением за Беларусью статуса периферии Европы со всеми вытекающими отсюда «прелестями»: повальной коррупцией, межнациональной, межязыковой и межконфессиональной войной, открытым бандитизмом и полнейшим разрушением государственности. Точь-в точь, как в сегодняшней бандеровской Украине. Как это ни парадоксально, но трудности на пути строительства единого Союзного государства свидетельствовали о том, что мы находились на правильном пути. Наивно было бы предполагать, что так называемые либералы и «белорусизаторы» с легким сердцем пойдут на восстановление ими же разрушенной союзной государственности.
Что касается поддержки нашей независимости со стороны западных правительств, то это чистейшее лицемерие. Если западные политики так пекутся о нашем независимом развитии, под которым они понимают независимость от России, то почему же они тогда не хотели предоставить независимость своим колониям? И вынуждены были покинуть свои колониальные владения только в результате национально-освободительных революций в колониальных странах. Если США выступают против Союзного государства и с пеной у рта защищают независимость и территориальную целостность Украины, Грузии, Молдавии, других постсоветских республик, но только не России, то почему же они не хотят предоставить независимость оставшимся в живых индейским народам, а продолжают их опекать в своих резервациях, которые больше смахивают на еврейские гетто во времена фашистской Германии? Ясно одно: та независимость постсоветских республик, о которой так любят декламировать западные политики, выгодна только им, а не нашим народам. Сделаем логичное умозаключение: не будь России, то все сегодняшние якобы независимые постсоветские образования ничем не отличались бы от африканских стран, которые были превращены западными колонизаторами в заповедное поле охоты на чернокожих рабов.
Поэтому мы не должны отчаиваться при виде трудностей строительства Союзного государства, а целенаправленно работать над расчисткой завалов и препятствий на белорусском пути строительства Союзного государства и возрождения цивилизационного единства наших братских народов.
Благо, что наши президенты понимают необходимость заверщения процесса строительства Союзного государства и совместно работают именно в этом направлении. Так, на совместной пресс-конференции Александра Лукашенко и Владимира Путина 9 сентября 2021 года, посвященной итогам переговоров по продолжению союзного строительства было объявлено, что главы государств согласовали 28 интеграционных программ по интеграции. Александр Лукашенко назвал предстоящее подписание союзных программ «прорывом». Он также заявил, что подписание программ состоится на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Одним из ключевых вопросов переговоров был «газовый». По итогам переговоров Владимир Путин сообщил, что цены на газ для Беларуси будут сохранены на уровне 2021 года. Сейчас цена составляет 128,5 долларов за тысячу кубометров, в то время как на бирже российский газ продается европейским странам свыше 1200 долларов за тысячу кубометров. Владимир Путин подчеркнул, что цены на газ для Беларуси на 2022 год не будут даже индексироваться на уровень инфляции.
В качестве одного из основных итогов переговоров был объявлен переход к единой макроэкономической политике. Страны перейдут к единой промышленной политике, общему доступу к госзакупкам и госзаказу. Удалось достичь договоренностей об интеграции платежных систем, углублении сотрудничества в информационной безопасности, в таможенной, налоговой, энергетической сферах и на других направлениях. Рынки нефти, газа и электроэнергии также будут стандартизированы.
Кроме того, Москва и Минск до 1 декабря 2023 года собираются подписать документ по созданию объединенного рынка газа в рамках Союзного государства. Также граждане России и Беларуси благодаря интеграции двух стран получат равные права и возможности в экономической и социальной сферах в рамках Союзного государства. Владимир Путин рассказал, что в рамках выполнения союзных программ будут выработаны и единые подходы к законодательству в области трудовых отношений, охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми. Он уверен, что это даст «мощный импульс» экономикам обеих стран.
Вопрос единой валюты Союзного государства президенты решили обсудить позже.
2В качестве одного из основных итогов переговоров был объявлен переход к единой макроэкономической политике. Страны перейдут к единой промышленной политике, общему доступу к госзакупкам и госзаказу. Удалось достичь договоренностей об интеграции платежных систем, углублении сотрудничества в информационной безопасности, в таможенной, налоговой, энергетической сферах и на других направлениях. Рынки нефти, газа и электроэнергии также будут стандартизированы.
Кроме того, Москва и Минск до 1 декабря 2023 года собираются подписать документ по созданию объединенного рынка газа в рамках Союзного государства. Также граждане России и Белоруссии благодаря интеграции двух стран получат равные права и возможности в экономической и социальной сферах в рамках Союзного государства. Путин рассказал, что в рамках выполнения союзных программ будут выработаны и единые подходы к законодательству в области трудовых отношений, охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми. Он уверен, что это даст «мощный импульс» экономикам обеих стра
При этом Владимир Путин считает, что говорить о единой валюте России и Беларуси рано, важно сначала наладить единую макроэкономическую политику. Он отметил, что все решения надо принимать постепенно. В качестве примера привел ситуацию в Европейском союзе, где страдают страны с более слабой экономикой. Александр Лукашенко со своей стороны заметил, что центральные банки России и Беларуси изучали вопрос единой валюты, но «попросили к этому вопросу пока не подходить». По словам белорусского президента, Центробанки считают, что государства пока не готовы к такому шагу. Александр Лукашенко добавил, что к этому вопросу стоит вернуться позднее. Налоговая и пенсионная система России и Беларуси будут со временем стандартизированы.
4
Беларусь и Россия будут наращивать совместное противодействие военным угрозам. Подробно президенты остановились на обстановке в зонах нестабильности, прежде всего в Афганистане, с точки зрения угроз для безопасности Союзного государства.
Владимир Путин не исключил создания в будущем союзного парламента России и Беларуси. Он сделал особый акцент на том, что, несмотря на все благородство цели политической интеграции, нужно сначала создать экономический базис, фундамент для того, чтобы двигаться дальше, в том числе и на политическом треке. По мнению российского лидера, политическая интеграция придет вслед за экономической. Как отмечает Дмитрий Плотников, «Владимир Путин считает, что в интеграционных вопросах Россия и Белоруссия находятся на «правильном пути». Он считает, что при строительстве Союзного государства давно нужно было начинать с того, о чем стороны договорились сейчас: создавать экономическую базу, фундамент отношений. «Вот мы сделаем то, о чем сейчас договорились, тогда можно будет сказать, что мы будем готовы и к следующим шагам», — подчеркнул президент России.
4 ноября состоится торжественное заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства, где будут утверждены парафированные 9 сентября программы союзного строительства. И это весьма знаменательно, поскольку процесс углубления интеграции между Беларусью и Россией объединяет две ключевые даты в истории России и Беларуси. Это – 4 ноября, день освобождения Москвы от польско-шляхетских оккупантов в 1612 году и 17 сентября, день воссоединения белорусского народа в рамках своей общерусской цивилизации в 1939 году, которые празднуются в России и Беларуси как День народного единства.
Беларусь и Россия, парафировавшие судьбоносные союзные программы накануне празднования белорусского Дня народного единства 17 сентября и утвердившие их в российский День народного единства 4 ноября, тем самым продемонстрировали нерушимость цивилизационного единства наших братских народов и необходимость построения Союзного государства как гаранта подлинной независимости и суверенитета Беларуси и России в современном мире.
Комментарии
Комментариев пока нет