Сегодня много говорят о кризисе. Но современный кризис – это, прежде всего, кризис умственный, порожденный самой логикой буржуазной идеологии как софистического стиля мышления. Буржуазная идеология по своей гносеологической сущности – это софистика ума, то есть ограниченное, одностороннее, изолированное мышление. А по своей социальной сущности буржуазная идеология – это эгоистическое мышление.
Отсюда отрицание истины, долга, морали как всеобщих и объективных принципов, которыми обязаны руководствоваться все люди в своей практической жизни пока они люди. Отсюда апелляция буржуазной идеологии к индивидуализму, эгоистической единичности, субъективности как прирожденным качествам человека. Дескать, права человека – первичны, а все остальное – вторично. Это выглядит привлекательно и вроде бы гуманно, а на самом деле буржуазная трактовка прав человека – мамонистична, безнравственна, антигуманна. Это сугубая софистика ума, не сознающая, что свобода человека без ответственности есть произвол, а формальное равенство перед законом нисколько не отрицает фактического неравенства человека в реальной жизни.
С точки зрения софистики ума можно оправдать любое безнравственное и даже преступное поведение. Именно по логике софистики оправдывал в свое время Родион Раскольников убийство богатой старухи. Именно по логике софистики оправдывают сегодня так называемые либералы приватизацию народного достояния. Именно по логике софистики западная идеология свою олигархическую и лицемерную систему ценностей представляет в качестве универсальной. Софистика ума неизбежно ведет дело к формированию злой, человеконенавистнической личности. Софистика ума является гносеологической основой крестовых походов, колониализма, империализма, фашизма, однополярного мироустройства. Отсюда должно быть понятно, что попытки построить общество на буржуазных принципах невыполнимо именно по причине антиобщественного и антигуманого характера подобной затеи.
Одновременно софистика ума объективно ведет к нарастанию масштабов человеческой глупости. Дело в том, что к науке софистика подходит через призму отрицания истины. Нет истинного и ложного, нет добра и зла, нет прекрасного и безобразного, а есть лишь субъективные мнения – так говорили античные софисты. Нет истинного и ложного, нет справедливого и несправедливого, нет никаких социальных законов, а есть лишь плюрализм мнений – так утверждают современные софисты – буржуазные идеологи. Поскольку наука развивает в человеке все качества, постольку она развивает и человеческую глупость. Другими словами, если человек глуп, то софистика делает его не умнее, а глупее. Посмотрите на широкомасштабную пропаганду сегодня всякой чертовщины, разве это не наглядное подтверждение апологии глупости?
Парадокс научного прогресса состоит в том, что, захватывая в свою орбиту все большую массу людей, он делает их не умнее, а глупее, ибо большинство людей, в силу своих способностей, вполне удовлетворяется софистикой ума, видя в ней, так сказать, правильное объяснение происходящих явлений. В противном случае, если бы люди были умны, то политические шарлатаны и олигархи в условиях всеобщего голосования никогда бы не пробрались к власти. Останавливаясь на софистике ума, человек находит оправдание и удовлетворение в своей глупости. И, наоборот, глупость гносеологически предполагает софистику ума.
Именно на идейном родстве глупости и софистики ума паразитируют современные апологеты буржуазного образа жизни, предлагая человеку свои познавательные (чем больше человек познает, тем меньше он знает), житейские (надо жить в настоящем и не думать о будущем), политические (думай только о себе, а Родина – это абстракция), экономические (главное создать класс эффективных собственников) софизмы. Цель этих софизмов одна: превратить человека в животное и при этом доказать, что это делается исключительно в интересах самого человеческого развития.
Причина современного кризиса – это теснейшая взаимосвязь капитализма и глупости. Раз глупость образует гносеологическую основу буржуазного образа жизни, то нет ничего удивительного в том, что мамонисты, шейлоки начинают доминировать в средствах массовой информации и убеждать людей, что можно одновременно служить и Богу и мамоне, что человеческое сердце это всего лишь фунт мяса.
Как софистика ума разрушает умственное здоровье человека, так софистика тела разрушает телесное здоровье человека. Современные спортивные состязания – это апофеоз софистики тела. Отсюда и все негативы, связанные с так называемым большим спортом: допинг–скандалы, коррупция, заказные игры, трансферы спортсменов, ничего общего не имеющие с физическим развитием человека, а лишь уродующие и калечащие не только тело, но и душу спортсмена.
В то же время большой спорт уродует и оглупляет не только самих спортсменов, но и зрителей. А учитывая, что при современных информационных коммуникациях зрителями становятся миллионы и даже миллиарды людей, то впору говорить о планетарной глупости. Чем больше человек становится зрителем всевозможных представлений (эстрадных, клоунадных, кулинарных, сексуальных, спортивных), тем он быстрее глупеет. Так софистика ума вкупе с софистикой тела ведут общества, государства, цивилизации к катастрофе.
Христианство с его идеалом Нагорной проповеди и телесного аскетизма как раз и было направлено против софистики ума и софистики тела. Отсюда и христианская проповедь общности имуществ, равенства перед Богом, то есть фактически социального равенства в противоположность буржуазному принципу частной собственности и природного неравенства людей. Капитализм есть не что иное, как глобализированная антисоциальность с присущей последней системой культов – культом насилия, культом неравенства, культом софистики, культом глупости.
Таким образом, чтобы вернуть человеку умственное и физическое здоровье, необходимо возвратиться к человеческому разуму, а следовательно, перевести общество и государство на орбиту социализма.
Послесловие. На прямой линии с населением России, которая состоялась 20 июня 2019 года, президент Владимир Путин прямым текстом сказал, что не исключает победы левых сил и взятие ими всей полноты власти в стране. Как отмечают эксперты, это говорит о том, что глава государства вынужден считаться с настроениями в обществе, так как растет запрос на левую повестку и активная деятельность КПРФ и левого движения находит сегодня широкий отклик в сознании масс.
Лев Криштапович, доктор философских наук
Комментарии
Комментариев пока нет