В условиях действия концепции «молниеносного глобального удара» огромное значение для военной безопасности Союзного государства имеет сдерживание возможного противника путем патрулирования российскими подводными атомными ракетоносцами прилегающих к территории США водных пространств Атлантического и Тихого океанов, а также Индийского океана, где на острове Диего-Гарсиа расположена крупнейшая военно-морская и военно-воздушная база США.
Помимо того, жизненно необходимо держать под постоянным контролем воздушное пространство, прилегающее к границам Союзного государства, на максимально удаленном расстоянии от рубежей Российской Федерации и Белоруссии.
По словам замкомандующего Стратегического командования США генерала Роберта Форста, российские подводные ракетоносцы проекта «Борей» представляют самую большую угрозу для заокеанской державы
На территории Республики Беларусь эту задачу решают два российских военных объекта. В Вилейке (Минская область) расположен 43-й узел связи Военно-морского флота России, который обеспечивает связь главного штаба ВМФ РФ с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в акватории Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов.
Под Барановичами (Брестская область) расположена радиолокационная станция «Волга» (заступила на боевое дежурство в 2003 г.), которая является станцией предупреждения о ракетном нападения и способна обнаруживать ракеты и космические объекты на расстоянии до 4800 километров. Кроме того, РЛС «Волга» отслеживает передвижения подводных лодок стран НАТО в Северной Атлантике.
Важной составляющей военной безопасности Союзного государства, а соответственно, и Белоруссии, является боеготовность Единой региональной системы противовоздушной обороны (ЕРС ПВО) Республики Беларусь и Российской Федерации.
Единая региональная система ПВО РБ и РФ - фактор предотвращения войны
Процесс формирования ЕРС ПВО РБ и РФ носил длительный характер и затронул два десятка лет. После развала СССР, когда единая система ПВО советской державы прекратила свое существование, первый шаг к ее восстановлению в какой-то форме был сделан в феврале 1994 года еще правительством Вячеслава Кебича. Тогда между военными ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации было подписано Соглашение о порядке взаимодействия дежурных сил и средств ПВО. Однако этот документ оказался нерабочим и фактически лег под сукно.
Только после избрания президентом Белоруссии А.Г.Лукашенко в канун официального создания Сообщества (впоследствии Союза) России и Белоруссии 1 апреля 1996 года войска ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации приступили к совместному боевому дежурству, а через месяц министерства обороны двух стран подписали протокол о намерениях по вопросу разработки основ создания и функционирования ЕРС ПВО РБ и РФ.
Однако данная разработка началась только в 2000 году после вступления в силу Договора о создании Союзного государства и по мере подготовки проекта Соглашения о создании ЕРС ПВО РБ и РФ. После чего начались переговоры по Соглашению, которые шли с большими перерывами едва ли не десять лет.
В конце концов, Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны было подписано на заседании Высшего Госсовета Союзного государства в Москве 3 февраля 2009 года.
Согласно документу, в состав ЕРС ПВО РБ и РФ входили соединения ПВО и ВКС Российской Федерации, расположенные в Калининградской области и других западных областях Российской Федерации, а также соответствующие подразделения белорусских вооруженных сил. Со стороны ВС РБ в ЕРС ПВО РБ и РФ включались 5 авиационных, 10 зенитно-ракетных, 5 радиотехнических частей, а также часть радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Воздушно-космические силы России - надежная защита воздушных рубежей Союзного государства
Управление ЕРС ПВО РБ и РФ предполагалось производить с Центрального командного пункта главнокомандующего российских ВВС (ныне ВКС), что естественно, учитывая разницу в военной мощи и геополитической роли Российской Федерации и Республики Беларусь. Однако белорусская сторона посчитала такое решение неприемлемым. В итоге окончательное оформление системы управления ЕРС ПВО РБ и РФ заняло еще четыре года.
В результате длительных и непростых консультаций был найден более-менее приемлемый принцип. Российская сторона приняла во внимание позицию союзников. Было решено, что командующим ЕРС ПВО на ротационной основе будет командующий ВВС и ПВО одного из двух государств.
К сожалению, на этом военно-бюрократическая волокита не закончилась. Лишь в апреле 2016 года было официально объявлено, что формирование ЕРС ПВО Российской Федерации и Республики Беларусь и входящие в нее белорусские и российские части и подразделения будут сосредоточены на совместном несении боевого дежурства, оперативной и боевой подготовке.
По такому случаю в течение 2016 года Республика Беларусь получила от российской стороны на безвозмездной основе четыре дивизиона ЗРК С-300ПС, два из которых размещены в районе Полоцка и по одному в Гродненской и Брестской областях.
После прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, в результате чего выводится из-под запрета один самых опасных видов ракет, способных нести ядерные заряды, США планируют уже в ближайшее время развернуть на границах Союзного государства (в Польше и Румынии) батареи крылатых ракет «Томагавк». Причем подготовка к размещению ракет подобного класса длительное время велась под видом разворачивания в этих странах систем противоракетной обороны (ПРО), призванных якобы защищать Европу от ракетного удара со стороны Ирана.
Поэтому уже в скором времени актуальным может стать вопрос о размещении на территории Белоруссии не только авиабазы ВКС РФ (возможно, это будет авиабаза Союзного государства), но и оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер».
Оперативно-тактический комплекс «Искандер» способен урезонить любого агрессора
В связи с обостряющейся военно-политической обстановкой в Европе и в целом в мире уже в недалеком будущем необходимо довести до логического завершения процесс принятия новой Военной доктрины Союзного государства, которая еще в конце 2018 года одобрена правительством Белоруссии (ноябрь), Советом Министров Союзного государства и президентом Российской Федерации (декабрь). Для того, чтобы документ вступил в силу, необходима была только подпись президента Белоруссии. Но А.Г. Лукашенко взял время на раздумье и до сих пор подпись не поставил, и таким образом новая Военная доктрина Союзного государства пока не вступила в силу.
Сказанное о военной организации Союзного государства свидетельствует о том, что официальный Минск с большой осторожностью воспринимает идею создания объединенных (не говоря уже об общих) белорусско-российских вооруженных сил под общим командованием. Следует также учитывать, что в белорусских вооруженных силах проводится все же недостаточная идейно-воспитательная работа по формированию у военнослужащих союзнического отношения к Российской Федерации. О воспитании же общерусского сознания речь пока не идет.
Ввиду стратегического значения, которое имеет для Российской Федерации и Республики Беларусь проект Союзного государства и, соответственно, его военная организация, необходимы последовательные и целенаправленные усилия по формированию объединенных вооруженных сил Союзного государства с едиными подходами к боевой и идейно-патриотической подготовке.
Комментарии
Комментариев пока нет