Николай Сергеев: Белая Русь в составе Российской державы

« Назад

Николай Сергеев: Белая Русь в составе Российской державы 16.01.2019 14:37

Время нахождения белорусских земель в составе Российского государства (1772-1918 гг.) можно разделить на два условных периода: российско-польский и российско-западнорусский. При этом надо особо подчеркнуть, что после краха Речи Посполитой в состав Российской империи вошли исключительно старинные русские земли. Так, в «Манифесте по случаю присоединения к России губернии Изяславской, Брацлавской, Минской» 1793 года говорилось, что раздел Речи Посполитой позволил России «возвратить ей древнее ее достояние, большею части единоверного с нами население, от предков наших до времени внутренних мятежей и внешних нашествий неправедно отторгнутое». Вошла в состав России и Литва. 

Отторженная возвратих
«Отторженная возвратихъ» - медаль на воссоединение Белой Руси 
с Российским государством

Что касается собственно польских земель, то после ликвидации Речи Посполитой в состав Российского государства они не входили. Более того, часть старинных русских земель остались вне России, попав (Галиция и Закарпатье) под власть Австрийской империи. 

Российско-польский период

Несмотря на вхождение территории современной Белоруссии в состав Российской империи на белорусских землях не просто сохранилось, а усилилось польское доминирование в экономической и культурной областях. Это стало следствием чрезмерного полонофильства императора Александра I, его излишней благосклонности к польской аристократии.  Так, во время нашествия Наполеона большинство польской шляхты, имевшей российское подданство изменило присяге и перешло на сторону Бонапарта в расчете на восстановление последним польско-литовского государства, восточная граница которого проходила бы под Смоленском.

В отличие от польской шляхты белорусские дворяне (западнорусская шляхта, подтвердившая свое знатное происхождение), мещане и крестьяне сражались с наполеоновскими захватчиками в рядах Русской армии, в земском ополчении и партизанских отрядах. Для них Россия была  своим государством, среди простого же народа российский император воспринимался как былинный Белый царь. 

Земское ополчение

Однако несмотря на клятвоотступничество польских магнатов и шляхты после изгнания наполеоновских войск из России Александром I был издан манифест «На прощение виновных в сотрудничестве с французами».

Но как говорится, сколько волка не корми…Благодушие российских императоров в отношении польской шляхты обернулось двумя жестокими польскими мятежами 1830-31 годов и 1863-64 годов. Положение усугублялось нежеланием тогдашних российских правящих кругов видеть в Белоруссии исконную Русь, а в белорусах – русский народ, волею трагической судьбы долгие годы находившегося под чужеземным владычеством. 

Сановный Петербург в большинстве своем видел в Белоруссии практически польский край вошедший после разделов Речи Посполитой под державный скипетр российских императоров. Поразительно, но после вхождения белорусских земель в состав Российского государства польский язык продолжал господствовать в государственной и деловой жизни, а также в существовавших тогда на территории Белоруссии немногочисленных учебных заведениях.

Лучшим представителям отечественной исторической науки, языкознания и краеведения приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы в образованном российском обществе сменился взгляд на Белоруссию с пропольского на общерусский. Вот, что писал по этому поводу выдающийся русский ученый-славист академик Е.Ф. Карский в своем основополагающем труде «Белорусы»:

«Пришлось доказывать, что Западный край есть русский по громадному большинству населения и вместе с тем  православный; пришлось точно определить в нем количество белорусов и напомнить историю постепенного их забвения». 

 Е.Ф. Карский
В своем фундаментальном труде «Белорусы» академик Е.Ф. Карский
убедительно показал неотъемлемость белорусов от русского народа

Понадобилось два жестоких восстания польской шляхты, чтобы с глаз сановного Петербурга и в целом российского образованного общества окончательно спала полонофильская пелена.

Российско-западнорусский период

Начало российско-западнорусскому периоду в белорусской истории положили события, связанные с упразднением Брестской церковной унии на территории Белоруссии. В феврале 1839 года, благодаря подвижнической деятельности подлинного столпа русского духа епископа (впоследствии митрополита) Иосифа Семашко состоялся Полоцкий церковный собор, ознаменовавший не только возврат западнорусских униатов в лоно Православия, окончательное устранение религиозного гнета белорусов, но и ликвидацию безраздельного доминирования в Белоруссии польско-шляхетской культуры .

Митрополит Иосиф Семашко

Подобный ход событий способен был поставить крест на реваншистских мечтаниях польско-католической шляхты о Речи Посполитой Польской в границах 1772 года, т.к. в Белоруссия хоть и очень медленно начинала приобретать свой исконный облик западнорусского края. Пытаясь остановить этот благотворный для западнорусского/белорусского народа процесс и взять исторический реванш польские магнаты и шляхта при поддержке католического костела поднимают в 1863 году антироссийский мятеж, который охватил Царство Польское, Литву и частично Белоруссию. При этом это польско-шляхетское восстание носило открыто террористический характер. Мятежниками были созданы специальные отряды террористов: кинжальщиков и жандармов-вешателей, которые целенаправленно совершали убийства православных священников, представителей власти, крестьян и горожан (причем не только белорусских, но и литовских, и польских) не желавших поддерживать польское восстание.

Польский мятеж был разгромлен благодаря энергичной деятельности генерал-губернатора Северо-Западного края (Белоруссия и Литва) Михаила Николаевича Муравьева, который опирался на самую широкую поддержку белорусского крестьянства. При этом, вооружённые крестьянские отряды (сельские караулы) оказывали действенное содействии войскам и полиции в ликвидации и поимке польско-шляхетских мятежников.

После подавления польского восстания граф М.Н. Муравьев проделал огромную и успешную работу, направленную на укрепление общерусского самосознания у белорусских крестьян и мещан, на создание системы образования на православно-русских началах и ее распространение на самые широкие слои народа. При этом особое внимание уделялось просвещению крестьян. В частности, была создана широкая сеть народных училищ, издавалось и по минимальным ценам распространялось большое количество просветительской литературы на русском языке и белорусском наречии. Благодаря  неустанным трудам графа Муравьева Белоруссия всего за несколько лет  избавилась от польского национально-культурного господства и восстановила черты самобытного русского края.   

граф Муравьев
Генерал-губернатор граф М.Н. Муравьев. Он разгромил 
польских мятежников-террористов и создал условия для 
национально-культурного возрождения Белорусского края

Однако в советское время имя графа М.Н. Муравьева и его выдающиеся заслуги перед Белоруссией и белорусским народом были грубо оклеветаны. Современному российскому и белорусскому обществу еще предстоит узнать правду о его благородной и плодотворной деятельности на благо Отечества.

Таким образом, время нахождения Белоруссии в составе Российского государства, особенно в российско-западнорусский период, стало эпохой сохранения и возрождения белорусов как самобытного «третьего народа русского корня» . Именно так определял белорусов поэт и классик белорусской литературы Максим Богданович. А вот как характеризует российский период истории Белоруссии современный белорусский историк, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии П.Т. Петриков:

«В конце XVIII века белорусский народ воссоединился с русским народом в едином Российском государстве. Присоединение земель Беларуси к Российской империи, включение белорусского этноса в родственный великорусский историко-культурный организм открыли новую страницу нашей истории. Закончилась борьба белорусов за выживание в условиях Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Начался трудный процесс возрождения исторической памяти и самосознания белорусского народа, развитие его духовности и культуры, национально-государственного самоопределения».

В связи с изложенным абсолютно справедливо утверждать, что Российская империя была своим государством для белорусского народа.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru